double arrow
А.А. Данилов. История России IX – XIX вв. Справочные материалы. М. 1997

Никон (в миру - Никита Минин) (1605-1681) - патриарх Московский и Всея Руси (1652-1666). В 1649-1652 гг. - митрополит Новгородский. В 1653-1655 гг. провел церковно-обрядовую реформу (были введены крещение троеперстием, поясные поклоны вместо земных, исправлены иконы и богослужебные книги по греческим образцам), вызвавшую раскол церкви. В 1655 г. впервые выступил с идеей первенства церковной власти над светской и, по существу, предлагал царю разделить с ним власть, ссылаясь на пример патриарха Филарета и царя Михаила. Это привело к конфликту с властью и закончилось тем, что Никон объявил о сложении патриарших обязанностей (но с сохранением сана) и удалился в Ново Иерусалим с кий монастырь. В 1666 г. по инициативе царя был созван церковный собор с участием “вселенских” патриархов, который осудил Никона и лишил его сана первосвященника. После этого был сослан в монастырь, где и умер. Много Никон сумел сделать в деле церковного книгопечатания. Основал Патриаршую библиотеку. В связи с обоснованием необходимости церковной реформы, написал ряд специальных церковных сочинений. Автор историко-литературных и полемических публицистических работ.

Аввакум Петров (1620-1682) - глава старообрядцев, протопоп, писатель. С 1642 г. дьякон, с 1644 г. священник. В 1647 г. сблизился в Москве с членами “Кружка ревнителей благочестия”, познакомился с поддерживающим их царем Алексеем Михайловичем. В 1652 г. назначен протопопом в Юрьевец. Активно пропагандировал благочестивый образ жизни. Служил в Казанском соборе в Москве. Выступил против реформ патриарха Никона, за что был лишен места в Казанском соборе, а затем арестован и заключен в Спасо-Андроников монастырь. Позже был сослан с семьей в Тобольск, затем Якутский острог, Енисейский острог, в Забайкалье, в Даурию. Везде вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 г. вернулся в Москву, где царь и другие знакомые и симпатизировавшие ему люди тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. На церковном соборе 1666 г. был предан церковному проклятию и расстрижен, а затем вновь заключен. В заточении написал свое знаменитое “Житие” и другие произведения (всего известно свыше 80 его работ). Церковный собор 1681-1682 гг. принял решение о казни Аввакума. Во исполнение этого решения, Аввакум и его сподвижники были сожжены заживо 11 апреля 1682 г.




  Никон Аввакум
Место рождения    
Церковная карьера    
Отношение к церковной реформе    
Противостояние с властью    
Обстоятельства ссылки и смерти    
Личные достижения    

Задание 12. Раскол Русской Православной церкви был вызван многими причинами – в том числе и непримиримой позицией Никона и поддерживающего его царя. Однако с современных позиций нельзя говорить об “отсталости” русской церкви от византийской в обрядности.






Сейчас читают про: