Формой динамического существования системы является процесс, т.е. единое последовательное и качественно определенное движение системы. Процессы, в которых участвует организация могут протекать как в организованной, так и в неорганизованной форме. Неорганизованные процессы деструктивны, т.е. ведут к нарушению равновесия системы и ее разрушению. Формирование организованных, внутренне упорядоченных процессов определяется как динамическая организация или процессуализация.
Для каждой фазы жизненного цикла характерны свои качественно определенные процессы, различающиеся направленностью, глубиной и скоростью изменений, происходящих в системе, в уровне ее организованности, потенциале, положении в среде. Т.о., можно говорить о классификации процессов по фазам жизненного цикла системы.
1. Процессы образования системы, как новой качественной определенности, имеют четко фиксированные начальные и конечные точки: «система начинает формироваться» и «формирование системы завершено». В процессе образования новорожденная система получает:
|
|
- структуру, обеспечивающую стабильность системы;
- базовый уровень организованности;
- систему управления, способную поддерживать необходимый уровень равновесия;
- исходный потенциал;
- определенное положение в окружающей среде и каналы, по которым может осуществляться взаимодействие с этой средой.
В зависимости от формы, в которой осуществляется создание новой системы, процессы образования подразделяются на:
- интеграцию – процесс образования системы путем объединения нескольких самостоятельных систем;
- дезинтеграцию – процесс образования новых систем путем разделения более крупной системы;
- трансформацию – процесс преобразования одной системы в другую, качественно отличную от исходной.
2. Процессы роста системы, обеспечивающие увеличение количественных параметров и расширение масштаба системы. Можно выделить следующие виды процессов роста:
- рост, как «взросление» новорожденных систем;
- устойчивый рост зрелой системы;
- циклический рост, предполагающий чередования периодов повышения и снижения количественных параметров системы
3. Процессы развития системы, предполагающие качественное совершенствование и повышение уровня ее организованности. Они представляют собой движение от начального, более низкого уровня организованности к более высокому, конечному. Виды процессов развития:
- развитие новорожденных систем;
- развитие со стадии глубокого спада;
- развитие как профилактика «отставания от времени» и старения –«вторая молодость», например, реконструкция, модернизация.
|
|
Довольно часто процессы развития сочетаются с процессами количественного роста системы.
4. Процессы функционирования системы на одном и том же уровне организованности и при тех же параметрах системы. Начальная точка процесса – достижение соответствующего состояния количественных и качественных характеристик. Конечная – начало перехода на другой уровень функционирования системы. Могут быть выделены:
– временный застой, который через определенные периоды может повторяться многократно;
- функционирование как базовый процесс выполнения определенной функции, вытекающий из предназначения системы, на который уже могут накладываться процессы роста, развития, спада или регрессирования.
5. Процессы спада характеризуются падением количественных параметров системы и сужением ее масштаба. Виды:
- спад, как «старение» системы;
- спад, как целенаправленное ограничение;
- спад как временное ослабление;
- циклический спад.
Процессы спада совместимы не только с процессами функционирования и регрессирования системы, но и с процессами развития (при сокращении неорганизованной части системы).
6. Процессы регрессирования системы характеризуются ухудшением качественных характеристик системы и снижением уровня ее организованности. Виды
- регресс «стареющей» системы
- устойчивый регресс системы, не вступившей в фазу «старения» – «болезнь»;
- временный регресс системы.
Регресс совмещается преимущественно с процессами спада и функционирования системы, но может совмещаться и с процессами роста (когда разрастание системы ведет к ее дезорганизации).
7. Процессы разрушения системы, завершающиеся потерей ее качественной определенности.
- разрушение как завершение процесса старения;
- разрушение как завершение процесса регрессирования системы, находящейся в состоянии «болезни»;
- катастрофическое разрушение системы – одномоментная потеря качественной определенности и организованности.