Маркетинг – это достаточно самостоятельная и необходимая функция управления на предприятии, определяемая как выявление и использование потребностей общества в коммерческих целях фирмы. Обычно маркетинг рассматривают как взаимосвязь трех составляющих:
1. товарная политика предприятия (качество товара, замысел, обслуживание)
2. ценовая политика (политика цен и предоставления скидок)
3. сбыт и продвижение товара (реклама, стимулирование сбыта)
А в последнее время добавились еще три составляющие:
4. персонал (обучение кадров)
5. процесс (продажи, доставка, сколько времени тратит покупатель)
6. окружение (стандарты обслуживания)
Функция маркетинга состоит в том, чтобы § обнаружить реальные потребности реальных потребителей § удовлетворить эти потребности, поставляя на рынок правильное изделие, по правильной цене, в правильном месте в правильное время § информировать потребителя относительно продукта путем использования правильной рекламной компании, используя правильные каналы информации. |
В этом разделе бизнес-плана Вы должны постараться ответить на вопрос, почему клиенты будут покупать вашу продукцию.
Это проще всего сделать, используя элементы маркетингового комплекса: цену, методы продвижения продукции на рынке, в т.ч. рекламу, каналы распространения продукции. Вы должны показать, что Ваша маркетинговая стратегия разработана на основе глубокого понимания законов рынка и ситуации в отрасли. Вы можете предложить следующие части этого раздела:
o сравнение продукции с аналогичной у конкурентов;
o ценовая политика;
o торговая политика;
o реклама и продвижение товаров на рынке;
o проявление интереса со стороны возможных покупателей.
Предприниматель должен соблюсти все Правила рынка с тем, чтобы добиться успеха:
· продукт должен соответствовать нуждам потребителя;
· цена должна соответствовать желанию потребителя и удовлетворять это желание;
· место должно соответствовать удобствам потребителя в получении продукта;
· время должно соответствовать периоду времени, когда потребитель нуждается в данном продукте;
· связь должна соответствовать возможностям потребителя видеть, понимать и воспринимать информацию.
При составлении бизнес-плана каждая фирма принимает одну из возможных стратегий:
ü Совершенствование рынка. Эта стратегия эффективна при растущем или ненасыщенном рынке. Она предполагает деятельность, направленную на расширение рынка сбыта через снижение себестоимости, предоставление дополнительных услуг, снижение цен, модернизацию товара.
ü Стратегия разработки товара. Она предполагает, что предприятие разрабатывает новые товары, расширяет их номенклатуру, сбывая их на хорошо известном рынке, заполняя рыночные ниши. Такая стратегия наиболее предпочтительна с точки зрения минимизации затрат и степени риска.
ü Стратегия развития рынка. Ее цель – поиск новых сегментов рынка для уже выпускающихся товаров. Рост доходов в данном случае предполагается за счет расширения рынка сбыта. Но стратегия требует осторожного подхода к проникновению в чужие рынки.
ü Стратегия диверсификации. Данная стратегия предполагает одновременно и разработку новых товаров, и освоение новых рынков. Диверсификация используется для ослабления зависимости от данной группы производимых товаров. Это наиболее рискованная и дорогая стратегия, но именно она может обеспечить стабильность фирмы в будущем.
После того как Вы выбрали стратегию, целесообразно остановиться на следующих ключевых моментах маркетинга: