Раздел 2. Вопросы по логопедии как предметной области специальной педагогики

Материалы к зачету для студентов 1 курса по дисциплине «Специальная педагогика»

Выделены 2 группы (или 2 раздела) вопросов:

I – вопросы в русле собственно специальной педагогики;

II – вопросы по логопедии как предметной области специальной педагогики; эти вопросы составлены в контексте трех тем:1) «Предмет и задачи логопедии. Научные основы логопедии. Связь логопедии с другими науками»; 2)«Причины речевых нарушений», 3) «Классификация речевых нарушений ».

Раздел 1. Вопросы по темам,непосредственно связанным со специальной педагогикой

1. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики.

2. Предметные области специальной педагогики.

3. Связь специальной педагогики с другими науками.

4. Периоды эволюции специальной педагогики.

5. Положения Л.С.Выготского, значимые для специальной педагогики.

6. Причины отклонений в развитии.

7. Основные компоненты содержания специального образования.

8. Принципы специального образования.

9. Особенности применения методов обучения в специальном образовании.

10. Особенности применения методов воспитания в специальном образовании.

11. Формы организации специального обучения.

12. Особенности использования средств обучения в специальном образовании.

13. Профессиональные и личностные качества учителя-дефектолога.

14. Дети с трудностями в обучении.

15. Дети с нарушениями интеллектуального развития.

16. Дети с нарушениями речи.

17. Дети с нарушениями слуха.

18. Дети с нарушениями зрения.

19. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

20. Дети с аутизмом.

21. Дети со сложными нарушениями развития.

22. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

23. Школьная система специального образования.

24. Структура и организация специальной педагогической помощи детям с нарушениями развития.

25. Социальная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Раздел 2. Вопросы по логопедии как предметной области специальной педагогики

1. Речевая норма и нарушение речи.

2. Логопедия как наука. Объект и предмет логопедии.

3. Цель логопедии. Значение логопедии.

4. Теоретические и практические задачи логопедии.

5. Естественно-научные психофизиологические основы логопедии.

6. Принципы анализа речевых нарушений, выделенные Р.Е.Левиной.

7. Взаимосвязь логопедии с другими науками.

8. Исторический аспект развития представлений об этиологии нарушений речи.

9. Современные представления о причинах речевых нарушений.

10. Органические и функциональные причины речевых нарушений.

11. Центральные и периферические причины речевых нарушений.

12. Этиология речевых нарушений. Эндогенные и экзогенные причины речевых расстройств.

13. Концепция развития психики Л.С.Выготского как методологическая основа изучения причин речевых нарушений. Социальная ситуация развития.

14. Причины и условия возникновения речевых нарушений.

15. Критические периоды в развитии речевой функции. Основные условия, обусловливающие многообразие речевых нарушений.

16. Значение наследственности в возникновении речевой патологии. Роль наследственных факторов в сочетании с экзогенно-органическими и социальными факторами в появлении речевых нарушений.

17. Понятие о структуре речевых нарушений. Первичные и вторичные нарушения.

18. Сложность и полиморфность факторов, вызывающих речевые нарушения.

19. Проблема систематизации речевых расстройств. Современные классификации речевых нарушений и пути дальнейшего совершенствования систематизации речевых нарушений.

20. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.

21. Основные критерии разграничения речевой патологии в контексте клинико-педагогической классификации.

22. Виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации.

23. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.

24. Основные критерии разграничения речевой патологии в контексте психолого-педагогической классификации.

25. Группы речевых нарушений и их виды в контексте психолого-педагогической классификации.

Краткие примерные планы ответа по вопросам раздела 1

В тексте план указаны страницы учебника, имеющегося у студентов (Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. – М.:»Академия», 2007. – 400с.

Раздел 1. Вопросы по темам,непосредственно связанным со специальной педагогикой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: