Материалы к зачету для студентов 1 курса по дисциплине «Специальная педагогика»
Выделены 2 группы (или 2 раздела) вопросов:
I – вопросы в русле собственно специальной педагогики;
II – вопросы по логопедии как предметной области специальной педагогики; эти вопросы составлены в контексте трех тем:1) «Предмет и задачи логопедии. Научные основы логопедии. Связь логопедии с другими науками»; 2)«Причины речевых нарушений», 3) «Классификация речевых нарушений ».
Раздел 1. Вопросы по темам,непосредственно связанным со специальной педагогикой
1. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики.
2. Предметные области специальной педагогики.
3. Связь специальной педагогики с другими науками.
4. Периоды эволюции специальной педагогики.
5. Положения Л.С.Выготского, значимые для специальной педагогики.
6. Причины отклонений в развитии.
7. Основные компоненты содержания специального образования.
8. Принципы специального образования.
9. Особенности применения методов обучения в специальном образовании.
|
|
10. Особенности применения методов воспитания в специальном образовании.
11. Формы организации специального обучения.
12. Особенности использования средств обучения в специальном образовании.
13. Профессиональные и личностные качества учителя-дефектолога.
14. Дети с трудностями в обучении.
15. Дети с нарушениями интеллектуального развития.
16. Дети с нарушениями речи.
17. Дети с нарушениями слуха.
18. Дети с нарушениями зрения.
19. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
20. Дети с аутизмом.
21. Дети со сложными нарушениями развития.
22. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
23. Школьная система специального образования.
24. Структура и организация специальной педагогической помощи детям с нарушениями развития.
25. Социальная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Раздел 2. Вопросы по логопедии как предметной области специальной педагогики
1. Речевая норма и нарушение речи.
2. Логопедия как наука. Объект и предмет логопедии.
3. Цель логопедии. Значение логопедии.
4. Теоретические и практические задачи логопедии.
5. Естественно-научные психофизиологические основы логопедии.
6. Принципы анализа речевых нарушений, выделенные Р.Е.Левиной.
7. Взаимосвязь логопедии с другими науками.
8. Исторический аспект развития представлений об этиологии нарушений речи.
9. Современные представления о причинах речевых нарушений.
10. Органические и функциональные причины речевых нарушений.
11. Центральные и периферические причины речевых нарушений.
|
|
12. Этиология речевых нарушений. Эндогенные и экзогенные причины речевых расстройств.
13. Концепция развития психики Л.С.Выготского как методологическая основа изучения причин речевых нарушений. Социальная ситуация развития.
14. Причины и условия возникновения речевых нарушений.
15. Критические периоды в развитии речевой функции. Основные условия, обусловливающие многообразие речевых нарушений.
16. Значение наследственности в возникновении речевой патологии. Роль наследственных факторов в сочетании с экзогенно-органическими и социальными факторами в появлении речевых нарушений.
17. Понятие о структуре речевых нарушений. Первичные и вторичные нарушения.
18. Сложность и полиморфность факторов, вызывающих речевые нарушения.
19. Проблема систематизации речевых расстройств. Современные классификации речевых нарушений и пути дальнейшего совершенствования систематизации речевых нарушений.
20. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.
21. Основные критерии разграничения речевой патологии в контексте клинико-педагогической классификации.
22. Виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации.
23. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.
24. Основные критерии разграничения речевой патологии в контексте психолого-педагогической классификации.
25. Группы речевых нарушений и их виды в контексте психолого-педагогической классификации.
Краткие примерные планы ответа по вопросам раздела 1
В тексте план указаны страницы учебника, имеющегося у студентов (Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. – М.:»Академия», 2007. – 400с.
Раздел 1. Вопросы по темам,непосредственно связанным со специальной педагогикой