Содержание задач

Соперничество спортсменов на маркировке в основном косвенное и осуществляется через задачи, ставящиеся постановщиком трассы. Задачи эти могут быть различными. В методической литературе обычно выделяются три разновидности их на маркировке: "на выбор" (имеется в виду выбор на карте одного правильного объекта местности из двух или нескольких ему подобных), "на чтение карты" и "на параллельные ситуации". Такая классификация задач, исходящая из оценки постановщиком трассы поведения спортсмена при определении им местоположения (В литературе по ориентированию встречаются два практически равнозначных термина - "местоположение" и "местонахождение".Мы будем различать их, употребляя первый - по отношению к контрольным пунктам, а второй - по отношению к спортсменам) того или иного КП, позволяет судьям-дистанциопникам внести определенную систему в планирование конкретной трассы. Однако с точки зрения спортсмена такая классификация недостаточно четкая, так как указанные задачи довольно близки между собой, а иногда даже переплетаются. Мы отметим два принципа анализа задач на маркировке, основанных на оценке спортсменами действий постановщиков и поэтому позволяющих рассматривать эти задачи со спортивной точки зрения. Но вначале изложим логику опытного начальника дистанции и ряд положений, принятых в практике постановки маркированных трасс.

Итак, все технические задачи на маркировке состоят в конечном счете в определении единственно правильного ориентира из двух или нескольких ему подобных. Начальник дистанции не обязательно должен ставить задачи на каждом КП - некоторые из них могут носить вспомогательный характер, т. е. служить для подготовки или завершения задач других КП. Но там, где задача ставится, начальник дистанции обязан дать участникам достаточные средства для ее решения. В качестве подобных средств рассматриваются различные ориентиры, которые постановщик трассы показывает под тем или иным ракурсом движущимся по трассе спортсменам. Ориентиров может быть несколько (даже много), но обычно один из них играет основную роль в раскрытии тайны контрольного пункта. Такие главные ориентиры постановщики трасс называют привязками. Термин этот предполагает наличие некоторой локальной черты (детали) местности, а она, вообще говоря, для строгого определения КП не обязательна.

Можно представить, например, что два соседних и очень схожих на карте объекта (полянки, бугорки и т. п.) находятся в разной по своему характеру местности: один - в обычном лесу, другой - в труднопроходимом, отраженном на карте зеленым цветом, или на склоне и на равнинном участке. В обоих случаях каждый из объектов легко опознается на местности. Таким образом, кроме индивидуальных черт объектов спортсмену важны и сведения о свойстве местности в окрестностях данных объектов. А это значит, что правильнее говорить не о привязке КП, а о раскрывающей КП информации, или о ключе КП. Эта информация может находиться перед КП (передний ключ), на самом КП (ключ на КП), после КП (задний ключ), а также в неопределенной области в. окрестностях КП (подходящего термина нет, поэтому далее будем говорить о фоновой информации).

Выделение места расположения относительно КП решающей информации может быть очень полезным для спортивного анализа маркировки и служить как раз одним из двух принципов, о которых мы говорили выше.

Отметим, что на современных маркировках большинство КП имеют либо передний, либо задний ключи (либо - оба), в то время как решающая информация на самом КП, или фоновая, встречается редко. Первая - из-за недостаточности информации при обычной для современных трасс постановке КП на одном объекте из множества, вторая - также из-за насыщенности карт, на которых теперь трудно найти участок без дополнительной информации (кроме фоновой).

Второй принцип анализа трасс и задач на КП - выделение характера размещения по трассе информации, раскрывающей КП, а именно того обстоятельства, приводится ли эта информация в одном месте трассы (концентрированная) или она распределена на значительном ее протяжении (растянутая).

Оба принципа позволяют, в частности, более четко различать указанные в начале раздела основные задачи - "на выбор", "на чтение карты", "на параллельные ситуации". Так, в соответствии со вторым принципом задача "на выбор" служит задачей с концентрированной информацией: для ее решения важны лишь 1-2 ориентира (или признака местности) - разных для каждого из сопоставляемых объектов-близнецов. В то же время задачи "на чтение карты" и "на параллельные ситуации" являются задачами с растянутой информацией. Существенное отличие задач такого типа состоит в том, что они основаны на использовании цепочки ориентиров, находящейся на карте в стороне от истинной нитки трассы ("параллельной" ей), - чтобы сбить спортсмена с этой нитки и не дать ему заметить свою ошибку. Подчеркнем, что подобная идея используется постановщиком трасс в обеих задачах с растянутой информацией ("на чтение карты" и "на параллельные ситуации"), но реализуется разными способами.

Так, классическая задача "на параллельные ситуации" основана на подборе участка местности с двумя (редко - тремя) параллельными сочетаниями схожих ориентиров и на некотором психическом воздействии на спортсменов. При этом информация о местности используется постановщиком трассы для двух целей: чтобы сообщить спортсменам необходимую сумму признаков для надежного опознания данного района местности, а также чтобы запутать самых легковерных из них с помощью частого показа ориентиров, похожих на ориентиры, встречающиеся на той (параллельной) нитке трассы, на которую мысленно (по карте) могут себя вывести спортсмены - уговорить, что они находятся совсем в другом месте карты.

Неплохой иллюстрацией задачи "на параллельные ситуации" мог бы послужить рис. 3, если бы на нем не было полянок у дороги Б - Б, а мелкие объекты-близнецы на каждой из расходящихся к северу дорог (бугорки, полянки, отрожки оврагов) заметнее отличались бы друг от друга.

Как видим, для задачи "на параллельные ситуации" требуется соответствующий подбор местности. Однако местность не самое главное. Важнее прокладка трассы (лыжни) - такая, чтобы спортсмены могли увидеть на ней именно то, что хочет им показать постановщик, и увидели именно так, как ему надо, чтобы одновременно и запутать, и дать информацию для расшифровки КП. Подобная постановка трассы - большое искусство, требует немалого труда, отчего задача "на параллельные ситуации" встречается не так уж часто.

Ее заменителем обычно служит другая задача с растянутой информацией-"на чтение карты". В отличие от предыдущей она использует в основном ограниченность зрения спортсмена, усугубленную условиями соревнований (слезы от холодного ветра на спусках, смена освещения при выходе трассы в солнечный день из лесу на открытое место). Кроме того, некоторые свойства психики: торопливость на трассе, фантазия, склонность к оптимистическомусамоуговариванию: "Все в порядке... Я знаю, где нахожусь..." Для создания достаточно сложных задач "на чтение карты" также необходимо подобрать соответствующую местность, насыщенную мелкими однотипными ориентирами. И если такая местность подобрана, то далее постановщики трассы могут полагаться уже на помощь самих спортсменов, на то, что они, не успевая во всех подробностях читать и сопоставлять карту и местность и подгоняя видимое под действительное, нафантазируют такие параллельные ситуации, каких не снилось даже постановщикам.

Отметим также, что осуществлению коварных замыслов постановщиков трассы помогает то, что спортсмены не могут видеть местность с точки, откуда обозревается модель местности, ее карта, т. е. сверху. Они смотрят на нее снизу и сбоку, как бы вскользь по отношению к объектам местности, в особенности к удаленным на несколько десятков или даже сотен метров. В результате у спортсменов складывается искаженное, расплывчатое представление о форме встречающихся ориентиров. Особенно искаженно воспринимаются удаленный бугристый рельеф (микрорельеф в парковом лесу и на открытом пространстве), дальние кромки больших полян и контуров растительности, форма узких полян и прогалов, которые показываются спортсмену торцом. Существенно искажает изображенный на карте облик местности и снежный покров. В снежные зимы или вскоре после снегопада едва заметны тропы, просеки, даже дороги (Это, вообще говоря, брак в работе службы дистанции. На хорошо подготовленной маркировке она обязана прокатать все тропы, дороги и просеки, нанесенные на карту, причем способом, отличным от обычных лыжней,-например, тройным лыжным следом). Искажается форма полян в смешанном лесу (особенно когда с одного края поляны лес хвойный, а с другого - молодой лиственный). Часто бывает трудно отличить озеро от болота (и даже от поляны).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: