Перспективы развития маркированной трассы

Немного об истории маркированной трассы. Первые всесоюзные соревнования на ней состоялись 12 октября 1963 г. в Ужгороде и разыгрывались в летнем (пешем) варианте. Постепенно распространяясь по стране, маркировка появилась в Москве, Горьком, других крупных городах, стала проводиться и на лыжах. Первые зимние всесоюзные соревнования (матч 16 городов СССР) состоялись в феврале 1965 г. в Свердловске. Тогда же была проведена и первая эстафета, несколько странная по организации. Четыре спортсмена одной команды, сменяя друг друга, проходили по этапу эстафеты, при этом каждый этап был обычной (но только вдвое короче) лыжной маркировкой первого дня - с начислением штрафа за ошибки и без штрафных кругов. Результат команды определялся по сумме ходового времени и штрафа всех ее членов. Таким образом, хотя старт на первом этапе был общий, это вовсе не означало, что команда, которая финиширует первой, займет и первое место. На вторых всесоюзных соревнованиях (матч 18 городов СССР), состоявшихся в 1966 г. в Ленинграде, эстафета была уже современной - со штрафными кругами. Придумали ее ленинградцы (автор идеи - Л. Лебедкин).

В последующие 14 лет системы оценки технической составляющей на маркировке и наказания за ошибки в принципиальной своей основе не менялись. При этом наиболее консервативной оказалась цена ошибки (1 мин. за 1 мм), которая стойко защищала техническую сторону маркировки в противоборстве ее с физической стороной и позиции которой вплоть до 1980 г. не могли поколебать ни значительное повышение физической (лыжной) подготовки ориентировщиков, ни развитие теории постановки маркированных трасс. Больше того, выглядевшая уже 7-10 лет назад слишком высокой, эта цена, не изменившись по форме, резко подскочила по существу, когда в начале 70-х годов произошел переход на карты масштаба 1:20000 и 1:15000 (в последнем случае за ту же самую ошибку спортсмену пришлось платить чуть ли не вдвое больше). Такой перекос в сторону техники не мог удовлетворить спортсменов, уделявших много внимания физической тренировке, но не использовавших свой лыжный потенциал на соревнованиях из-за опасения слишком сурового наказания за ошибки. Кроме того, не ограниченное по величине наказание за одну небольшую ошибку дискредитировало на маркировке сам принцип объективности подведения результатов, обязательный для всех видов спорта.

Стала выглядеть архаичной и вся судейская процедура по определению результатов, узким местом которой было измерение штрафов (обсчет карт). Секретариат крупных соревнований более чем наполовину состоял из счетчиков, которые с линейками в руках кропотливо измеряли на картах участников миллиметры, отделявшие точки КП от соответствующих проколов. И хотя у некоторых участников уже с половины КП набиралось по 100 мм (этого было более чем достаточно, чтобы уже не претендовать на высокое место), счетчики продолжали, как того требовали Правила, тщательно измерять остальные ошибки. Нередко ошибки появлялись у самих счетчиков - когда центр прокола почти совпадал с границей миллиметрового деления на линейке и возникала проблема "черта - не черта". В общем, стало очевидным, что маркировка, по крайней мере ее судейская сторона, нуждается в серьезном усовершенствовании. Появились предложения, направленные на то, чтобы сделать маркировку более быстрой, но при этом оставить ее высокотехничным видом спорта.

Первое предложение, возникшее еще лет 10 назад стихийно и независимо в различных центрах ориентирования (в частности, оно довольно обоснованно высказывалось одним из ведущих спортсменов страны Ю. Барановым из Казани), подверглось в 1976-1979 гг. последовательному обоснованию автором данной книги совместно с А. Мальцевым. Состоит оно в ограничении максимального штрафа на каждом КП некоторым разумным (небольшим) пределом и снижением цены ошибки.

Как видим, ничего неслыханно нового здесь нет. Все это делается и в биатлоне (ограничение штрафа за промах 2 мин.) и на эстафетной маркировке. Новое тут - перенос принципов ограничения и удешевления штрафа на индивидуальную маркировку. Самое важное при таком переносе - установить целесообразный предел штрафа на КП и его цену. Рассматривались разные цены и пределы. Например, естественная (в связи с переходом к масштабу 1:15000) цена в 30 сек. за 1 мм, а также 15 и 20 сек. Однако все же было признано целесообразным оставить круглую минуту - для облегчения работы судейской коллегии, удобства подсчетов результатов, Расстояние между ступеньками штрафа пришлось растянуть до 2 мм. Пределов штрафа тоже рассматривалось несколько - 10, 5 и 3 мин. Последний оказался наиболее созвучным современному соотношению физической и технической подготовки спортсменов, задающих тон маркировке.

Таковы основные параметры, которые увязаны между собой в следующее правило определения штрафа на каждом КП: прокол удален не более 2 мм от истинной точки КП - штрафа нет; прокол в интервале от 2 до 4 мм - 1 мин. штрафа, в интервале от 4 до 6 мм - 2 мин., более 6 мм - 3 мин. Для определения штрафа используется трафарет в виде прозрачной пластины с нанесенными на ее нижнюю поверхность (черными тонкими линиями) тремя концентрическими окружностями с радиусом 2, 4 и 6 мм. Общий центр этих окружностей на трафарете совмещается на карте спортсмена с истинной точкой КП, и затем визуально (на стекле с подсветом) устанавливается положение центра прокола КП относительно трех окружностей и определяется штраф.

Для обработки насыщенных ориентирами карт и вообще для того, чтобы легче было находить на карте проколы, на прозрачную измерительную пластину на соответствующем расстоянии от ее нижней плоскости прикрепляется лупа 2-4-кратного увеличения. Проблема "черта - не черта" остается и при таком способе определения штрафа, но возникает гораздо реже: во-первых, потому, что существенная часть ошибок (больше 6 мм) вообще не измеряется, а во-вторых, потому, что остальные ошибки находятся в более широких (2-миллиметровых) коридорах. Облегчает решение этой проблемы и лупа на трафарете.

Описанная система определения штрафов (назовем ее "три кольца") проверялась на зимнем чемпионате ДСО "Буревестник" 1979 г. в Томске. На местности, насыщенной ориентирами и слабопересеченной (мелкосопочный рельеф с обилием болот, дорожек и просек), были поставлены две трассы: мужская - 16,5 км с 15 КП и женская - 10 км с 10 КП. На каждой трассе стартовали три группы, по 20 человек в каждой, - I, II и III (мастера спорта и кандидаты в мастера - тех и других практически поровну). Спортсмены группы I, стартовавшие первыми, проходили трассу, как лыжную гонку, без карты, но с планшетами и отметкой на КП на специальных контрольных карточках. Спортсмены группы II шли с картой по системе "три кольца", группы III-по системе без ограничения штрафа и с его традиционной ценой- 1 мин. за 1 мм.

Анализ результатов соревнований показал, что и на мужской, и на женской трассах среднее ходовое время десятки сильнейших в группе II на 3 мин. меньше, чем в группе III. Таким образом, повышение скорости очевидно. Специальным хронометрированием было установлено, что выигрыш ходового времени происходит на КП - за счет менее продолжительной остановки спортсменов, т. е. система "три кольца" повышает динамичность маркировки. Не исключено, что, выступая впервые по этой системе, спортсмены еще не успели перестроиться с привычного стиля работы на трассе; освоив же его, они пойдут быстрее и между КП.

Может возникнуть вопрос: "А что же стало со штрафом?" Он несколько сократился (на женской трассе даже значительно), но остался достаточно большим (Показатели сложности а в среднем по мужской и женской трассам таковы: в группе II (система "три кольца") - 0,49, в группе III ("нормальная") - 0,73). Заметно повысилась объективность определения результата - с помощью срезки внешним из трех "колец" крупных случайных промахов. Так, стартовавший в группе. II опытный московский ориентировщик А. Кобзарев, разогнавшись на трассе, на одном КП схватил 28 мм (сверх двух льготных). При обычной системе определения штрафа он и получил бы свои 28 мин., а "три кольца" прибавили к его результату лишь 3 мин.

Второе предложение относится к усовершенствованию начисления штрафов за ошибки ориентирования на маркировке. Однако основано оно на принципиально ином способе определения ошибок - без прокола карты спортсменом, без каких-либо измерений, а с помощью прямоугольной координатной сетки, нанесенной или наклеенной на специальную контрольную карту. Используя сетку, спортсмен определяет и затем пишет на карточке или в табличке на карте две координаты предполагаемой точки КП. Судья или сам спортсмен проверяет эти координаты, устанавливая лишь одно - правильно ли они написаны (попал - не попал). За неправильные координаты дается штраф.

Эта идея, предложенная в Горьком, постоянно совершенствуется на экспериментальных соревнованиях известным спортсменом и судьей-дистанционником А. Домбровским.

В предложении немало привлекательного. Во-первых, оно позволяет юридически строго проверить правильность определения спортсменом положения КП, а во-вторых, позволяет возложить всю эту работу на спортсмена - с помощью демонстрационных щитов с истинными координатами, размещенными на некотором расстоянии за КП. Последнее обстоятельство имеет ряд продолжений, например, дает возможность наказать спортсмена за ошибки те же, на трассе, соответствующим количеством штрафных кругов. Тогда время, потраченное спортсменом на всю дистанцию, будет обобщать обе составляющие ориентирования - техническую и лыжную. И результаты станут известными сразу же после финиша. Кроме того, здесь исключаются всякие судейские ошибки (неправильно переписал координаты, значит, виноват сам).

Вместе с тем это предложение (назовем его "прямоугольной системой") не лишено и недостатков. Главный из них - ограничение свободы постановщика трассы в выборе точек, пригодных для КП, что связано с необходимостью ставить КП в точках, которые попадают в середину (или близко к ней) квадратиков координатной сетки. В противном случае могут возникать парадоксальные ситуации, когда за одну небольшую (по расстоянию на карте и на местности) ошибку начисляется штраф, а за другую, превышающую ее, например, вдвое, - не начисляется (рис. 20).

Допустим, КП находится в ямке 2, имеющей на контрольной карте координаты КГ. Если спортсмен не разглядел на местности ее форму или по какой-либо другой причине не знает точно, где находится КП, то, решив, что КП в ямке 1 (координаты ИВ) или в ямке 3 (координаты KB), он получает штраф, а за расположенную значительно дальше (ошибка, значит, больше) ямку 4 штрафа не получает, так как она имеет те же координаты, что и правильная ямка 2.

Рис. 20

Постановка КП в середину квадратиков связана с необходимостью подбора таких схожих ориентиров, расстояние между которыми почти равно расстоянию между центрами квадратиков с близкими координатами (слишком далеко спортсмены себя не уводят). Как легко понять, это не всегда осуществимо. В результате на карте появляются мертвые объекты - такие, которые для КП не годятся. И вообще вся карта под координатной сеткой как бы покрывается белыми пятнами, потому что на ориентиры, находящиеся по краям и углам квадратиков, спортсмены уже внимания не обращают, а выбирают, когда требуется определять местоположение КП, только из центровых точек.

Второй крупный недостаток "прямоугольной системы" состоит в том, что в соревнования по ориентированию на высокой скорости вносится дополнительный элемент - считывание самим спортсменом шифров КП по координатной сетке, - не имеющий никакого отношения ни к физической подготовке спортсмена, ни к его умению ориентироваться.

Наконец, третий недостаток - нет дифференцированности наказания в зависимости от величины ошибки, т. е. штраф либо не назначается (координаты КП определены и записаны безошибочно), либо назначается (запись координат неправильная). Такая категоричность прочиворечит общему педагогическому принципу, в соответствии с которым оценивается не только какое-либо знание или умение испытуемого, но и степень того или другого. Могут возразить, сославшись на биатлон - эстафету или спринтерскую гонку на 10 км, где в стрельбе по тарелкам (а не по мишени) также используется принцип "попал - не попал". Однако там дифференцированность штрафа обеспечивается сравнительно большим количеством тарелок на рубежах (и патронов на их поражение), а также тем, что наказание за промах невелико - штрафной круг всего 150 м, который штрафники обычно пробегают за 30 сек. Если идти на маркировке с "прямоугольной системой" по этому пути, то штраф надо сделать небольшим, например, 1 мин., а число КП, наоборот, увеличить: примерно 20 на 10 км. Надо ли говорить, что это, не делая маркировку интересней, приведет к неоправданному росту организационных трудностей.

И все же "прямоугольная система"-интересная идея, которую следует совершенствовать. Возможно, что, она, хорошо обеспеченная техническими устройствами и приспособлениями, окажется удобной для массовых соревнований, когда важен быстрый подсчет большого количества результатов, в том числе и технических, по определению местоположения КП (а здесь, как мы видели, участники соревнований становятся помощниками организаторов и сами себя судят), и когда существенные для квалифицированных спортсменов тонкости, о которых мы говорили выше, не имеют большого значения.

Но "прямоугольная система" может принести немало пользы и для маркировки на высшем ее уровне. Например, она уже провозгласила до того робко обсуждавшуюся ориентировщиками идею о проведении личных спринт-маркировок - по типу эстафет на маркированных трассах или спринта в биатлоне, когда весь штраф за ошибки отрабатывается на дистанции и на финиш спортсмены приходят чистенькими (см. статью на эту тему Д. Никифорова."Турист", 1979, № 12).

Плодотворной для маркировки может оказаться и идея о самосудействе участников соревнований. Кстати, ее нетрудно осуществить, и не используя эталонные координаты точки КП для проверки его определения с помощью координатной сетки. Все это подходит и для старого способа обозначения своего решения о местоположении КП на карте - проколом. В подобном случае эталонами могут служить вывешенные на пункте оценки (после 3-4 пройденных КП) сильно увеличенные (например, в 10 раз) схемы-копии карты, изображающие местность в окрестности уже наколотых КП с нанесенными на схемы кольцами (тремя - по системе "три кольца"). Спортсмен может сам проверить, на какое из колец он попал, и записать себе на карту полученные на данной оценке штрафные круги или минуты (заметим, кстати, что на это требуется меньше времени, чем на считывание координат). Штрафные круги спортсмен отработает в установленном месте трассы, что же касается минут, то судьям на финише остается лишь просуммировать их и прибавить к чистому времени спортсмена. И это будет предварительным результатом (как в случае со штрафными кругами, где предварительным будет время, потраченное спортсменом на всю дистанцию). Рабочая же карта спортсмена со всеми проколами как документ сдается на финише, и после проверки и уточнения того, что назначил себе спортсмен, объявляется окончательный результат.

Несколько слов о проверке и уточнении. С минутами здесь все ясно - простая арифметика, а вот с кругами посложнее. Можно, например, за каждый неотработанный круг (полагавшийся, но "нечаянно" не назначенный самому себе) приплюсовывать к общему времени кусочек его, примерно в полтора раза превышающий среднюю затрату времени на один штрафной круг. Например, если штрафной круг 300 м, то кусочек составит 2 мин. В следующий раз спортсмен не ошибется (в том числе и "нечаянно") ни на одном пункте оценки.

Почему бы все это не использовать уже в современных эстафетах? Кстати, увеличенные схемы-копии карты в окрестности КП с штрафными кольцами можно использовать и для наглядной демонстрации точек КП уже сейчас, на обычных маркировках, вывешивая их на финише вблизи щита информации, где прикрепляются контрольные карты с трассами. По порядку - от первого до последнего, мужские и женские.

Подведем итоги рассмотрения предложений по усовершенствованию маркировки.

Система ограниченно-сокращенного штрафа на одном КП вполне созрела для широкого внедрения в практику соревнований. Она, несомненно, увеличит объективность в определении результатов за счет резкого смягчения последствий больших случайных ошибок и повысит скорость прохождения трассы. В то же время система "три кольца" почти не ограничивает творчества постановщиков трасс. Единственное ограничение - прекращается рост штрафов от КП к КП на растянутых и расширяющихся "параллельных ситуациях". Однако именно это позволит почти избавить маркировку от недостатка, отмеченного на стр. 8 (см. рис. 3). Дополнительно к системе "три кольца" целесообразно узаконить и систему "два кольца" с такими параметрами: первый радиус - 2 мм (льгота), второй радиус - 5 мм (за прокол между этими кольцами штраф 1 мин., далее второго кольца - 2 мин.). Назначение системы "два кольца" в ближайшие годы - для соревнований на спринт-маркировках. В последующем система "два кольца", возможно, придет на смену системе "три кольца" и на обычной маркировке.

Что касается маркировки с использованием "прямоугольной системы" определения штрафов, то она должна рассматриваться как самостоятельный вид лыжного ориентирования, по-видимому, более подходящий для проведения массовых соревнований, особенно малочисленной судейской бригадой. От традиционной же системы определения штрафа на индивидуальной маркировке следует отказаться полностью, во всяком случае на официальных соревнованиях, оставив ее лишь для обучения начинающих и для тренировочных стартов.

Возникает ряд естественных вопросов. Как повлияют ограниченно-сокращенные системы штрафов, если они будут реализованы, на рекомендации, которые были высказаны в этой книге по поводу методов и приемов ориентирования на маркированной трассе? Как изменится содержание задач на маркировке? Что будет с показателями сложности трасс, приведенными выше для разных случаев?

Системы "три кольца", и особенно "два кольца", безусловно, повлияют на методы ориентирования и содержание задач. Несколько изменится соотношение в применении методов прогнозирования и восстановления в пользу последнего. Появится больше оснований для рискованного бега по трассе, опирающегося лишь на осмотр и запоминание местности, а также на "векторное ориентирование". Однако не потому, что увеличением скорости можно будет скомпенсировать потери по 2 мин. (и даже по 3 мин. - в системе "три кольца") на одном КП - при обычном среднем расстоянии между КП примерно 1 км. Быстрее можно будет бежать потому, что значительно чаще эффективным станет эстафетный прием, который был описан выше (см. рис. 20) - прокол между точками, "подозреваемыми" на КП. Если есть уверенность, что на каком-нибудь насыщенном, но ограниченном четкими ориентирами участке карты не увел себя от истинной точки КП более чем на 8 мм (при системе "три кольца") или 10 мм ("два кольца"), то можно и рискнуть, заплатив за это штрафной минутой (или двумя, если в насыщенном участке карты попадутся сдвоенные КП), в надежде выиграть больше от увеличения скорости. Однако здесь от спортсмена потребуется особая гибкость в тактическом мышлении на трассе - в умении почувствовать, когда можно рискнуть. Соответственно этим возможностям спортсменов должен измениться и подход постановщиков маркированных трасс к задачам, предлагаемым спортсменам. (Наверное, они что-нибудь противопоставят серединной тактике спортсменов, например, выбор районов с более удаленными друг от друга и затянутыми "параллельными ситуациями".)

Что же касается значений показателя сложности трасс а, то они, естественно, понизятся: для трасс различной сложности в среднем на 0,05-0,10 для системы "три кольца" и на 0,10-0,15 для системы "два кольца". В связи с этим в табл. 8 следует внести соответствующие поправки. Однако сделать это нужно лишь после накопления достаточной статистики - 20-30 соревнований класса мастеров в разных районах страны. Соотношение же между показателями сложности трассы на различных типах местности, в том числе и чистых (без сочетания на трассе с другими типами местности), должно сохраняться.

Об эстафетах в будущем и системах штрафа на них для назначения штрафных кругов. Мы поддерживаем предложение - из трех систем определения штрафа оставить одну, но для унификации судейских приспособлений и действий спортсмена на трассе эту единственную систему, видимо, целесообразно сделать по своим параметрам идентичной одной из описанных выше систем - "три кольца" или "два кольца".

Кстати, об унификации. Все чаще спортсмены, а особенно постановщики маркированных трасс, говорят о целесообразности определенного регламентирования маркировки, которое почти не ограничивало бы творчества начальников дистанций и позволило спортсменам проводить свою подготовку более целенаправленно. Что же нуждается в регламентировании? Прежде всего, видимо, насыщенность местности (а значит, и карты). На маркировке местность, безусловно, должна выбираться в среднем менее насыщенной ориентирами, чем для летних соревнований (во всяком случае, карта не должна требовать использования лупы), хотя отдельные достаточно насыщенные участки карт могут и даже должны на хороших трассах встречаться. Определенные ограничения должны быть наложены и на некоторые приемы постановки пунктов. В частности, нельзя допускать, чтобы на одной "параллельной ситуации" вешались гирлянды из 5-6 КП, что было бы слишком строгим наказанием за одну ошибку, по-существу - реставрацией неограниченной системы штрафа (если она все же будет "свергнута"). Необходимы и четкие требования, во всяком случае на соревнованиях мастеров, к качеству трассы - по плотности лыжни, ширине прочистки трассы, подготовленности поворотов и спусков.

В связи с последним направлением развития маркировки остановимся на одном предложении В. Алешина. Речь пойдет о специальном комплексе маркировок, а именно: о создании в одном районе, наиболее подходящем для постановки полноценных маркированных трасс (по пересеченности, насыщенности карты, наличию достаточного числа разнообразных параллелей), большого количества разнообразных лыжных петель, кругов. Из таких петель, соединенных перемычками, могут затем конструироваться различные по длине и сложности трассы маркировки. Создавать такой комплекс можно будет постепенно, год от году прибавляя к нему новые лыжные петли, а старые, уже прорубленные, с подготовленными спусками, лишь поддерживая в рабочем состоянии.

Идея вполне подходящая для массовых маркировок в крупном центре ориентирования, где такой комплекс в течение зимы можно использовать многократно (для разных групп спортсменов). При этом каждый раз сложность трассы можно подбирать для ожидаемой средней квалификации участников. Впрочем, такие "маркодромы" можно использовать регулярно и для соревнований спортсменов высших разрядов (2-3 раза в сезон для одних и тех же), надо только придерживать карту района, т. е. не раздавать ее участникам после первых соревнований.

Еще одно направление развития маркированных трасс касается оснащения их техническими средствами для облегчения и усовершенствования работы судей (секретариата), для повышения динамичности и зрелищности маркировки. К таким средствам относится, например, вывод на демонстрационный щит результата определения КП на пунктах оценки в эстафетах. Осуществляется он тем, что прокол КП на карте производится на специальном столике, где под картой в местах КП размещают электрически изолированные друг от друга кольца соответствующего размера. Игла с проводом замыкает ту или иную электрическую цепь, а дальше дело голой техники. Появились технические решения по автоматическому (электронному) подсчету штрафов при ограничении их некоторым пределом на каждом КП, а также разные конструкции компостера для системы "три кольца", в которых кольца отпечатываются на карте и сами служат для определения штрафа (т. е. отпадает необходимость в измерительных трафаретах).

В будущем неизбежны дальнейшее углубление специализации в ориентировании вообще и связанная с этим процессом организационная его перестройка. Направления такой специализации уже определились: разделение всех ориентировщиков на летних и зимних (возможно с отдельными разрядными требованиями), разделение последних на сторонников маркировки и заданного. Такая четкая специализация вызовет новые формы тренировок и соревнований в каждом из видов ориентирования.

Маркировка, например, обязательно выйдет из пределов снежной части года, как вышли из пределов зимы с появлением лыжероллеров лыжные гонки и биатлон. Подобно им маркировка кроме летних тренировочных средств, карт и трасс обзаведется и собственными крупными летними соревнованиями (скорее всего, в пешем варианте, а не на лыжероллерах - в техническом отношении так значительно легче имитировать настоящую лыжную маркировку). Более того, почему бы не появиться и летним многодневкам на маркированных трассах? В главном же, зимнем сезоне расширение организационных форм маркировки может пойти и по пути многоэтапных соревнований, когда каждый этап, каждое отдельное соревнование проводится на местности другого типа, а результаты определяются по сумме нескольких этапов. Для спортсменов среднего уровня это означает несколько стартов поблизости от их центра ориентирования, для ведущих спортсменов - в разных районах страны.

Наконец, последний вопрос - перспективы международного признания маркировки. Перспективы эти, на наш взгляд, довольно благоприятны. Некоторые из них связаны с организационными трудностями конкурента маркированной трассы - ориентирования на лыжных трассах заданного направления. Эти трудности, на которых мы остановились в первом разделе, уже не раз приводили в разных странах к фактическому срыву соревнований, в том числе и крупных. В последнее время за рубежом, и прежде всего в странах средней Европы (Швейцарии, Австрии, Чехословакии), в связи с рекомендацией ИОФ проводить все соревнования по ориентированию на умеренных высотах (до 1200 м над уровнем моря) возникла новая проблема - поиска района, покрытого снегом и достаточного по площади. В результате все чаще раздаются призывы специалистов обратить внимание на маркированную трассу.

Предположение о возможности распространения в скором будущем маркировки в странах с высоким уровнем развития ориентирования вообще, и в первую очередь в Скандинавских странах, основывается и на том, что маркировка в них как разновидность ориентирования уже известна. В Швеции, например, соревнования на маркировке бывают довольно редко и то лишь летом (пешком) и предназначаются для стимулирования работы спортсменов по развитию навыка чтения карты. Правила проведения таких маркировок несколько отличаются от наших - в частности, контрольный пункт должен быть нанесен на карту (тоже проколом) и отмечен цветным карандашом на том же самом КП, а не на следующем.

В Финляндии иногда устраиваются соревнования и на лыжных маркировках, однако, судя по результатам, трассы там в техническом отношении чрезвычайно просты и рассматриваются спортсменами в основном как средство для оживления тренировок на лыжах.

На основе всего этого можно сделать вывод, что в странах - законодательницах мод в спортивном ориентировании нет достаточного представления о настоящей маркировке. Когда же оно появится, можно будет надеяться, что маркированная трасса начнет свое шествие по снежным странам, а затем достигнет уровня международных соревнований, в том числе и мировых чемпионатов. Местности же, пригодной для хороших маркировок, достаточно в любой стране, где бывают снежные зимы и где развито ориентирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: