Способы и тактика ориентирования

Ситуация 1 наиболее пригодна для соревнований. Только при такой подготовке лыжней можно проводить крупные соревнования и считать их результаты достаточно объективными. В ситуации 1 спортсмен может полностью доверять карте и посвятить все свое внимание выбору пути между КП. Поскольку в зимнем заданном в отличие от аналогичной формы ориентирования летом не стоит задача скрупулезно точного выхода на КП, а тем более его поиска при ошибке на подходе к КП, задача выбора пути на предстоящем (следующем) отрезке трассы должна решаться еще до достижения первого КП этого отрезка, т. е. заблаговременно. Надо различать по крайней мере две стадии ее решения - предварительную и окончательную. На предварительной стадии, еще до очередного КП, делается приближенная оценка возможных путей на следующем отрезке, на основе которой (несколько беглых взглядов на карту на удобном участке лыжни) принимается решение лишь качественного характера о предстоящем пути. При этом наиболее оптимальный вариант его мысленно фиксируется по отношению к прямой линии, соединяющей КП, - левый, правый, средний (или один из переходных - лево-правый или право-левый). Путь, выбранный после нескольких осмотров карты, затем в общем очертании закрепляется в памяти.

Рис. 21 Рис. 22
Рис. 23

Поясним процесс такого закрепления с помощью фрагмента карты (рис. 21). Предположим, что, еще не дойдя до КП 1, спортсмен на удобном участке лыжни (ровном и прямом или на небольшом спуске), взглянув несколько раз на отрезок 1-2 и взвесив всю информацию карты, выбирает левый вариант: 1-Г-Б-2. Этот вариант отпечатывается затем в памяти в виде следующего принципиального изображения (рис. 22), в котором зафиксировано лишь то, что выбираемый вариант левый и что в середине и справа не очень приятная путаница лыжней. Кроме того, фиксируется, что в правом варианте есть опасность соскользнуть с основного пути еще правее. На ближайшем КП выбранный вариант проверяется на опасность (сложность ориентирования на нем и сложность выхода на следующий КП). И если принципиального изменения при этом он не претерпевает, выбранный вариант уже более детально, с контрольными ориентирами и с привязкой перед КП, закрепляется в памяти (рис. 23).

Рис. 24

Процесс уточнения выбранного пути может быть проиллюстрирован также рис. 21 - для случая, когда спортсмен останавливается на правом варианте отрезка 1-2 (путь 1-А-В-2). Выбирая этот вариант окончательно, на КП 1, спортсмен может заодно отметить и закрепить в памяти, что на первой же лыжной развилке в точке А следует уточнить дальнейший путь. Тогда его решение отпечатывается в памяти в виде раздвоенного изображения (рис.24), приобретающего однозначность лишь вблизи разветвления двух подвариантов правого варианта.

Подчеркнем одно важное обстоятельство, которое мы уже отмечали (см. рис. 2), когда описывали содержание зимнего заданного. Зимой нельзя уходить с контрольного пункта, как уходят иногда летом, в сторону очередного КП, не оценив все варианты пути от начала до конца. Зимой выбор наиболее рационального пути может потребовать даже возвращения назад, т. е. некоторого движения в сторону, противоположную направлению на очередной КП (отрезок 1-2 на рис. 2).

В приведенном выше примере (см. рис. 23) выбор пути в точке Л по существу прекращается, остается лишь задача его контроля, который должен осуществляться во всех точках, где возможен уход в сторону от выбранного варианта. При контроле правильности движения рекомендуется использовать метод прогнозирования - основное оружие спортсмена на маркировке. В зимнем заданном при движении по обозначенным на карте лыжням он даже легче в исполнении, так как в каждом месте на трассе ясно ее дальнейшее направление, отчего сектор запоминания карты может быть значительно уже и распространяться дальше по трассе.

Кроме самих лыжней и дорог, а они обычно и являются источниками ошибок, при контроле пути целесообразно использовать дополнительную информацию - запоминающиеся и хорошо заметные на местности ориентиры. Такими контрольными ориентирами на фрагменте карты для левого варианта пути между КП 1 и КП 2 (см. рис. 23) будут крутые склоны слева от пути (в его начале и рядом с привязкой), пересечение дорог примерно в середине отрезка и сама привязка, в качестве которой служит узел дорог.

Ориентиры, позволяющие контролировать путь к очередному КП, спортсмен по возможности должен сохранять в памяти. Однако на длинных отрезках между КП (в зимнем заданном кроме раз-. воротных они все длинные) помнить весь путь с его многочисленными развилками трудно и приходится восстанавливать его по частям, совмещая эту операцию с контролем пути.

Ситуация 2 таит в себе неожиданности, связанные с неодинаковым качеством лыжней. Поэтому при выборе варианта движения между КП спортсмен должен думать не только о кратчайшем, но достаточно быстром пути между ними, обеспеченном хорошо накатанными лыжнями. Решения по выбору пути могут зависеть от стартового номера. И если спортсмену, стартующему вначале, еще есть смысл среди разных вариантов путей искать один, не совсем очевидный, но выигрышный, то при стартовом номере где-то в середине, а тем более в конце в большинстве случаев целесообразно выбирать на карте путь самый очевидный, бросающийся в глаза. Можно не сомневаться, что его выберет большинство стартовавших впереди и лыжня здесь будет лучше накатана. Кроме того, для стартующих в конце она будет выделяться среди других лыжней на развилках, что заметно облегчит осуществление выбранного пути.

Ситуация 3. Случайности в виде не нанесенных на карту новых лыжней могут влиять на ход соревнований. Нужно учитывать, что новые лыжни в предыдущий (выходной) день бывают обычно лишь на открытых или полуоткрытых участках местности. В некоторых случаях, когда они попутны или позволяют срезать угол на выбранном пути, их можно и "подхватить", хотя в большинстве своем новые лыжни хуже (мягче) старых, показанных на карте. Предпочтительными, при прочих равных условиях, следует считать те попутные лыжни, которые проходят по полям и другим открытым пространствам. При этом надо учитывать и погоду в предыдущие дни: если она была солнечной, то на полях можно ожидать лыжни, идущие примерно в направлении север-юг.

О соревнованиях в районе массового катания в выходной день.мы говорили выше как о нежелательной разновидности этой ситуации-именно из-за людей, прогуливающихся по лесу. На равнинных участках у них надо все время просить прохода по лыжне, что раздражает спортсмена и может привести к нелепой ошибке. На пересеченной местности обилие людей может быть и опасным из-за вероятности столкновения с ними на спусках.

Ситуация 4. Снегопад в ночь перед соревнованиями обычно превращает их в лыжном заданном в лотерею: для большинства спортсменов они заканчиваются уже накануне - после жеребьевки. При этом организаторы, если к моменту старта не удалось накатать хотя бы по два варианта на каждом отрезке, могут и должны устроить общий старт, выравнив таким способом шансы всех участников. Здесь, однако, у спортсменов появляется ряд тактических и моральных проблем. Дело в том, что после общего старта в такой ситуации предпочтительным, с точки зрения достижения высокого результата, будет движение в хвосте всего каравана - тактика экономии сил на готовой лыжне для резкого спурта на финише. Но подобная тактика неспортивна. Поэтому спортсмены, претендующие не просто на победу, но на честную победу, должны объединиться в группу примерно равных по лыжной подготовке и, лидируя по очереди, попытаться оторваться от основной массы, чтобы уже на второй половине трассы или в непосредственной близости от финиша разыграть призовые места с помощью силы и хитрости (надо полагать, что недалеко от финиша организаторы уж накатают лыжни на нескольких вариантах путей).

Ситуация 5. Если при морозе после оттепели наст достаточно крепкий и держит спортсмена даже на узких пластиковых лыжах, то к выбору пути следует подходить иначе, чем обычно, когда можно передвигаться только по лыжням. Прежде всего, нужно учитывать проходимость местности на участках, намечая в нужном направлении срезки разных углов. Такие срезки можно делать по полям и полянам, по большим моховым болотам с редким сосняком, по лесу, не покрытому зеленкой (если на карте вообще есть зеленый цвет). В последнем случае надо вначале убедиться в достаточной проходимости леса на лыжах, для чего, двигаясь по лыжням, присматриваться, как различный лес выглядит на карте и на местности. Срезки по лесу, даже очень редкому, следует выбирать в основном на ровных участках или на подъемах и лишь в исключительных случаях на спусках. По насту на спусках обычно сильно несет, так что среди деревьев можно и не вывернуться.

Нужно учитывать также разное состояние наста. Если он не оставляет следов, требуется отвлечься от возможной и невольной помощи соперников, прошедших ранее по трассе, и выбирать пути, как летом, когда приходится ориентироваться в одиночку (с учетом сказанного выше о проходимости местности на лыжах и особенно на спусках). Если же наст прикрыт тонким слоем снега, то при выборе путей надо принимать во внимание свой стартовый номер, а именно, что после первых 20-30 участников все срезки на наиболее вероятных путях будут "промаркированы" свежими лыжными следами. Впрочем, в последнем случае судейская коллегия, особенно на крупных соревнованиях, может принять решение об общем или групповом старте, что будет справедливо. При общем же старте в условиях наста тактика спортсмена ясна: вначале держаться в общей группе и, поглядывая на карту, исподволь готовить отрыв от группы, а ближе к финишу с помощью внезапной хитрой срезки трассы в удобном месте вырваться вперед.

Описанные ситуации не исчерпывают всего многообразия условий в зимнем заданном, в частности такую, на первый взгляд парадоксальную ситуацию, когда спортсмен не может (или ему не выгодно) пройти всю трассу на лыжах и преодолевает ее частично бегом с лыжами в руках (Ситуация не такая уж редкая. Известен даже случай на чемпионате мира 1977 г. в Болгарии, когда швед О. Сваан на самом длинном отрезке трассы пробежал по шоссе с лыжами в руках около 4 км и стал чемпионом мира. Путь Сваана на этом отрезке (КП 5-КП 6) показан на цветной карте К2 красным пунктиром). В подобных случаях спортсмены сами должны принимать смелые нестандартные решения и, анализируя их после соревнований, совершенствовать свой тактический арсенал.

Отметим также, что большинство зимних соревнований в заданном направлении проводится в нашей стране по картам, созданным для маркировки, или вообще по летним картам, что мешает спортсменам показать более высокий результат. Происходит так из-за перегрузки карты лишней информацией, всякой ненужной мелочью, особенно в стороне от трассы, в клетках между дорогами. Почти всегда мешает и проходимость местности, отраженная на карте. Спортсмены, специализирующиеся в заданном, должны уметь видеть на карте только главное - дороги (лыжни) и рельеф.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: