Фольклор

Эпические, лирические и лироэпические жанры фольк­лора.

Былина как памятник героического эпоса. Народные представления о героизме и героях.

Художественное своеобразие русских былин: особенности их создания и бытования, повторяющиеся мотивы, образы, сюжетные элементы, роль зачина, художественного повтора, постоянных эпитетов и гипербол.

Русские сказители.

«Илья Муромец и Солове й-р азбойник». Принципы создания образа былинного героя: патриотизм былины, ее нравственное звучание.

Народная баллада (по выбору). Начальное понятие о жанре баллады. Лирическое и эпическое начало в балладе. Основные балладные сюжеты. Сопоставление баллад разных народов.

«Ворон к ворону летит». Диалог как основной ком­позиционный прием организации сюжета. Драматизм баллады.

«Лорд Р э н д э л». Таинственное как основа сюжета бал­лады. Связь баллады с легендами и сказаниями.

«Робин Гуд и золотая стрела» как героическая баллада, ее национально-патриотический пафос. Герой бал­лады.

«Леди и кузнец». Сочетание волшебных и бытовых мотивов в балладе.

Народная лирическая песня как жанр. Песня и обряд.

«Мимо садику, мимо виноград но го...», «А й вы, ветры, ветры буйны е...». Отражение в песне ду­ховной красоты, идеалов и чаяний, нравственных устоев на­родной жизни.

Творческая мастерская. Русские сказители и секреты былин. Народная песня и ее исполнение. Как создавались баллады.

Советы библиотеки. Англо-шотландские баллады. Баллады о Робин Гуде. Русские былины, народные песни.

Творческий практикум.

Создание былины или баллады на современный сюжет.

Исполнение былины или лирической песни.

ЛИТЕРАТУРА

Мифология, фольклор, литература. Их связь и взаимо­действие. Эпос, лирика и драма как роды литературы. Роды и жанры.

Эпос

Эпос как один из родов литературы. Основные эпические жанры: рассказ, повесть, роман. Начальное представление о герое эпического произведения. Роль художественного слова в эпическом произведении.

А. А. Бестужев-Марлинский. «М ореход Никитин». Национально-патриотический пафос повести. Сюжет как средство раскрытия характера. Сильный характер в литера­туре. Тема подвига в приключенческих жанрах.

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Сказка и быль в произведении. Смысл названия. Образы главных героев. Одухотворение природы, ее участие в судьбах героев.

В. П. Астафьев. «В а с ю т к и н о озеро». Мир ребенка и мир природы. Образ главного героя.

Роман как эпический жанр. Отличие романа от повести и рассказа.

Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (I часть) (в пересказе для детей Н. Заболоцкого) как роман эпохи Воз­рождения. Утверждение красоты, многообразия и полноты жизни. Гуманистическое звучание романа. Фантастика, ги­пербола и их роль в структуре художественного целого. Сме-ховая народная культура и ее использование автором. Осо­бенности языка Рабле.

А. С. Пушкин. «Дубровский». Сюжетные линии ро­мана. Герои романа. Честь и бесчестие как нравственная коллизия произведения. Основной конфликт произведения. Композиция.

Творческая мастерская.

Композиция и сюжет художественного произведения.

Слово о романе.

Советы библиотеки.

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (в пересказе Т. Габбе).

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (в пересказе К. Чуковского). Р. Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». А. Дюма. «Три мушкетера».

Творческий практикум.

Создание сюжета для романа.

Сочинение эпизода, которого нет в произведении.

Басня как эпический жанр. Историческое развитие басни. Басенный стих. Значение басни в обогащении языка афориз­мами и пословицами.

Эзоп. «Ворон и Лисица», «Лисица и ви­ноград». Герои басни.

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Квартет», «Лебедь, Щука и Ра к», «Свинья под Дубо м». Нравоучительность. Аллегория. Композиция. Образ рас­сказчика и особенности интонации.

Творческая мастерская.

Исполнение басни: сказывание, чтение диалогов, речь персонажа как интонационная характеристика.

Советы библиотеки.

Басни Эзопа, Ж. де Лафонтена, А Д. Кантемира, С. В. Ми­халкова, Ф. Кривина.

Творческий практикум. Инсценирование басни.

Рассказ по басенной пословице. Сочинение басни.

Лирика

Развитие понятия о лирическом произведении. Лирика как один из литературных родов. Основные жанры лириче­ских произведений. Роль художественного слова в лириче­ском произведении. Поэзия и проза — типы организации ху­дожественной речи.

Лирическое стихотворение. Стихи и ритм. Ритм и размер. Двусложные размеры стиха. Начальное понятие о лириче­ском герое.

А. С. Пушкин. «Зимнее утр о», «Зимний вечер». Пейзаж в лирике.

М. Ю. Лермонтов. «Л и с т о к». Сюжет в стихотворении. Лирическое стихотворение и баллада.

И. С. Никитин. «Р у с ь». Пафос стихотворения. Развитие понятия об олицетворении.

А. В. Кольцов. «К о с а р ь». Русская поэзия и народная лирическая песня.

Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бур ь...»; А. А. Фет. «Печальная берез а...»; А. К. Толс­той. «Край ты мой, родимый край...», «Острою секирой ранена береза...». Понятие о поэтическом мире.

И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний ве­чер...», «Летняя ночь», «На окне, серебряном от инея...», «Первый утренник, серебряный м о р о з...», «Д е т с т в о». Поэтический мир Бунина. Образы детства.

Н. А. Заболоцкий. «Жу р а в л и», «О т т е п е л ь», «Я вос­питан природой суровой...», «Одинокий дуб». Поэтический мир Заболоцкого.

Эпические мотивы в русской поэзии. Лирика и поэзия. Лирическое стихотворение и стихотворение с эпическим сюжетом.

А. С. Пушкин. «Песни Стеньки Р а з и н а»; А. К. Толс­той. «Илья Муроме ц»; И. А. Бунин. «С в я т о г о р Иль я»; Н. С. Гумилев. «3 м е й».

Творческая мастерская.

Как «делать» стихи, или Как рождается стихотворение.

Советы библиотеки. А. С. Пушкин. «Узник». М. Ю. Лермонтов. «Тучи».

Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И. С. Никитин. «Встреча зимы». А. Н. Майков. «Рассвет», «Осень». Я. П. Полонский. «По горам две хмурые тучи...» Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...», «Листья». А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...» Н. С. Гумилев. «Сказочное».

С. А. Есенин. «Береза», «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Творческий практикум. Подбор рифмы для стихотворения. Создание стихотворения по заданным рифмам. Сочинение стихотворения.

Лироэпические жанры

Литературная баллада как лироэпический жанр. Нацио­нально-тематическое многообразие баллад. Автор баллады. Нравственное воздействие баллады на читателя. Первона­чальное понятие о художественном переводе.

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед» как героиче­ская баллада. Традиции народной баллады и их разработка в балладе литературной.

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как национально-пат­риотическая баллада. Сочетание лирического и эпического в балладе.

Ф. Шиллер. «П е р ч а т к а». Человек в необычных обсто­ятельствах.

И. В. Гёте. «Лесной царь». Средства создания эмоцио­нального напряжения в балладе: фрагментарность компози­ции, авторская интонация, драматизм, таинственность.

В. А. Жуковский. «Светлан а». Тема верности и ее ос­мысление в русской литературной балладе.

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» как лирическая баллада. Тема красоты и смерти и ее разрешение. Таинствен­ное в балладе.

Творческая мастерская.

Баллады оригинальные и переводные.

Баллады и их переводчики.

Советы библиотеки.

Ф. Шиллер. «Кубок».

Р. Берне. «Джон Ячменное зерно».

В. Скотт. «Замок Смальгольм, или Иванов вечер».

Л. Милн. «Баллада о королевском бутерброде».

Льюис Кэрролл. «Баллада о старом Вильяме».

В. А. Жуковский. «Людмила», «Суд Божий над еписко­пом».

А. С. Пушкин. «Жил на свете рыцарь бедный...», «Же­них», «Утопленник».

Н. М. Языков. «Олег».

А. К. Толстой. «Змей Тугарин», «Курган».

И. А. Бунин. «Белый олень».

Творческий практикум.

Создание балладного сюжета.

Перевод отрывка из баллады (по подстрочнику).

Сравнение двух переводов.

Поэма. Лирические и эпические поэмы. Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.

Н. А. Некрасов. «М ороз, Красный нос» (частьпер­вая). Народные характеры и судьбы в изображении поэта. Фольклорное начало в поэзии. Трехсложные размеры стиха.

Творческая мастерская. Тайны поэтической речи.

Советы библиотеки. М. Ю. Лермонтов. «Беглец». Н. А. Некрасов. «Дедушка». И. А. Бунин. «Листопад».

Творческий практикум. Составление сценария по сюжету поэмы.

Драма

Драма как род литературы, ее особенности. Слово в драме.

А. Н. Островский. «Снегурочка». Основные образы пьесы и ее сюжетные мотивы. Власть природы и порывы че­ловеческого сердца.

М. Метерлинк. «Синяя птица». Философская пьеса-сказка о взаимоотношениях природы и человека, о всемогу­ществе человеческого разума и человеческой доброты. Сис­тема образов.

Внешнее и внутреннее действие в драме. Условность об­разов.

Творческая мастерская. Как рождается спектакль.

Творческий практикум.

Чтение и инсценирование отдельных сцен пьесы.

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Религиозные произведения и религиозные мотивы в ху­дожественной литературе.

Различный характер образности в духовной и художест­венной литературе. Влияние религиозной литературы на светскую.

Молитва Господня и «Молитва» А. С. Пушкина.

Религиозные мотивы в стихах русских поэтов. А. С. Хомя­ков. «К д е т я м»; К. Р. «М о л и т в а»; 77. А. Вяземский. «М олитва Ангелу хранител ю»; М. Ю. Лермонтов. «М олитва» («В минуту жизни трудную...»).

Итоговая читательская конференция. Миф — фольклор — литература.

КЛАСС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: