Классы — художественный мир писателя

Базовые теоретико-литературные понятия, формирую­щиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложив­шейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование теоретико-литературных понятий идет «вслед» за школьником.

Предлагаемая же в данной программе система направле­на на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.

Система теоретико-литературных понятий — неотъем­лемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условия­ми отбора программных произведений являются их эстетиче­ская ценность, личностно-значимый потенциал и включен­ность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориен­тацию — на читателя и на культурную (литературную) тради­цию, поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.

Программа определяет практическую направленность обу­чения в каждом классе:

5 класспереход от литературного чтения к изучению ли­тературы;

6—9 классы — изучение литературы как искусства слова;

10—11 классы — изучение литературы в историко-культур­ном и историко-функциональном аспектах.

Названия курсов 5—9 классов (например, «Фольклор и литература», «Миф — фольклор — литература») определяют распределение авторов и произведений по годам обучения, направленность изучения произведений, включенных в курс каждого класса; обеспечивают в целом последовательное формирование читателя-школьника, его включение в эсте­тическую деятельность.

В 10—11 классах происходит знакомство с художествен­ным миром писателя. В программе последовательно реализо­ван принцип историзма в изучении предмета, который предполагает не только историко-генетическое, но и историко-функциональное рассмотрение художественного произведе­ния.

Учебные цели изучения предмета более конкретны и ох­ватывают деятельность учащихся на каждом этапе литера­турного развития:

5—8 классы — обучение эстетическому анализу в различ­ных аспектах;

9 класс — интерпретация текстов;

10—11 классы — знакомство с художественным миром пи­сателя в историко-культурном и историко-функциональном ас­пектах.

Историко-функциональный подход позволяет преодо­леть «издержки» историко-генетического изучения художе­ственного произведения, размыкает рамки «малого време­ни» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с ав­тором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужден­ность, закрытость классического произведения от современ­ного читателя, оно включается в сферу читательских интере­сов школьников.

Необходимо отметить, что в программе помимо произве­дений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

Значительное место в программе занимают разделы «Ми­фы» и «Фольклор», без которых невозможно увидеть генезис культурных и ментальных традиций. Введен сквозной курс «Духовная литература», представляющий одну из важнейших пограничных областей искусства слова.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. фор­мирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Работа учителя и учащихся в этом направлении обозна­чена в таких разделах программы, как «Творческая мастер­ская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы», созданных авторами программы.

Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают сис­тему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.

Руководство самостоятельным чтением учащихся осу­ществляется через систему «Библиотечных уроков», списки для самостоятельного чтения можно найти в разделах «Советы биб­лиотеки». В «Творческих практикумах» предложены возмож­ные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно ска­зать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

Литературное развитие школьника предполагает не толь­ко рост эмоционально-эстетической культуры и литератур­но-творческих возможностей, не только накопление чита­тельского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому програм­ма направлена на выработку у учащихся следующих основ­ных умений:

— владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

— владение умениями выразительного чтения;

— восприятие художественного произведения как сю-жетно-композиционного единства в его причинно-следст­венных связях;

— умение видеть в произведении автора и авторское от­ношение к героям и событиям, к читателю;

— умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;

— умение определять жанрово-родовую природу произ­ведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

— умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответ­ственно уровню подготовки;

— умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее (интерпретация произведения в кон­тексте художественной культуры и традиции);

— умение грамотно строить монологические высказыва­ния различных форм и жанров, владеть культурой диалоги­ческой речи;

— умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

— умение выполнять элементарные исследовательские ра­боты, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты читательской деятельности (профильный уровень).

Последовательное формирование умений идет на протя­жении всех лет обучения.

На освоение содержания программы федеральным базис­ным учебным планом отведено:

5—8 классы — 2 часа в неделю, т. е. 70 часов в год;

9 класс — 3 часа в неделю, т. е. 105 часов в год;

10—11 классы (базовый уровень) — 3 часа в неделю, т. е. 105 часов в год;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: