Классы (профильный уровень) — 5 часов в неделю, т. е. 175 часов в год

Программа составлена таким образом, что она задает лишь последовательность изучения тем и разделов курса, их распределение по годам обучения. Количество часов, отво­димых на изучение каждого раздела, учитель определяет сам, ориентируясь на специфику конкретного класса, его образо­вательных потребностей и возможностей.

КЛАССЫ

КЛАСС

Фольклор и литература

Введение

Цели и задачи предмета Литература. Литература как ис­кусство слова. Чтение и восприятие художественной литера­туры. Вымысел и художественное творчество. Понятия писа­тель и автор.

Литературные жанры как исторически сложившиеся формы существования литературы.

ФОЛЬКЛОР

Начальное понятие о фольклоре. Вымысел в фольклор­ном произведении. Основные жанры фольклора. Нравствен­ный идеал русского фольклора.

Детский фольклор

Загадка как малый жанр фольклора. Возникновение и бытование загадок.

Игра в жизни человека. Игровые основы детского фольк­лора. Игра и считалка.

Небылицы как игровой жанр фольклора. Основные приемы создания небылиц.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора.

Народная сказка

Возникновение сказки. Виды народных сказок. Компо­зиция сказки. Начальное понятие о сюжете. Значение сказ­ки в жизни нации и человека.

«Два Ивана — солдатских сына». Художест­венные особенности волшебной сказки. Выражение нравст­венного идеала народа в сказке, представление о положи­тельном герое.

«Ж е н а-д о к а з ч и ц а». Особенности бытовой сказки, отражение в ней уклада народной жизни.

«М ужи к, медведь и лиса». Иносказательный смысл сказки. Животные как герои сказок.

Творческая мастерская.

Сказка и сказочники.

Общность сюжетов в сказках народов мира.

Советы библиотеки. Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Творческий практикум.

Самостоятельное сочинение сказки или сочинение сказ­ки по предложенному началу.

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Что такое духовная литература.

Библия

Библия как Вечная Книга и как памятник человеческой цивилизации.

Священное Предание и Священное Писание.

Новый Завет. Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная

проповедь Иисуса Христа. Притчи Иисуса Христа. Притча о сеятеле. Притча о семени и плевелах.

Житийная литература

«Ж итие Бориса и Глеба». Жанр русского жития. Нравственные истоки святости.

Советы библиотеки. Детская Библия.

Е. Поселянин. «Сказание о святых вождях Земли Рус­ской».

ЛИТЕРАТУРА

Взаимосвязь и различие литературы и фольклора. На­чальное понятие об эпосе, лирике и драме. Авторский вы­мысел и воображение читателя.

Эпос и эпические жанры

Литературная сказка как авторское произведение. Лите­ратурная сказка и фольклорная. Сказочная традиция в рус­ской литературе.

П. П. Ершов. «Коне к-г о р б у н о к». Литературная об­работка фольклорных сюжетов. Нравственная проблематика сказки. Понятие о стихотворной сказке. Прозаическая и поэтическая речь. Фольклорная основа сказки.

В. И. Даль. «У тебя у самого свой у м». Мораль в сказке. Сказка и пословица.

X. К. Андерсен. «С о л о в е й». Истинные и мнимые цен­ности. Литературные приемы создания сказочной ситуа­ции.

Саша Черный. «М ирная война». Роль названия в ли­тературном произведении. Герой в литературной и фольк­лорной сказках.

Творческая мастерская. Как рождается сказка.

Советы библиотеки.

В. А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери».

А. С. Пушкин. «Сказки».

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жите­ли».

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке».

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки».

А. П. Платонов. «Финист — Ясный сокол», «Волшебное кольцо».

Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей».

Б. П. Шергин. «Сказки».

В. П. Астафьев. «Белогрудка».

Ш. Перро. «Сказки».

В. Ф. Гауф. «Карлик Нос».

Р. Киплинг. «Кошка, которая бродила, где вздумается, и гуляла сама по себе».

О. Уайльд. «Соловей и роза».

Творческий практикум.

Создание сказки по пословице или самостоятельное со­чинение сказки (по образцу литературной сказки).

Рассказ. Отличие рассказа от сказки. Жанровые особен­ности рассказа.

Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Автор и рассказчик.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Быль как форма повествования. Герой и сюжет рассказа. Сравнительная характеристика героев. Нравственные ценности в рассказе.

И. С. Тургенев. «М у м у». Герой и его прототип. История жизни героя, его взаимоотношения с окружающими.

Ф.М.Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Особенности рождественского рассказа. Влияние духовной традиции на светскую литературу.

А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия», «Пере­солил». Юмористический рассказ, прием создания коми­ческого эффекта в произведении.

О. Генри. «Вождь Краснокожих». Языковые сред­ства создания комического эффекта.

Дж. Лондон. «Сказание о К и ш е». Сказание как форма рассказа. Героический характер.

К. Г. Паустовский. «К о т-в о р ю г а». Рассказ о живот­ных. Изображение животных в фольклоре и литературе.

В. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре». Проблема взросления.

Д. И. Хармс. «Черная вода», Л. С. Петрушевская. «П у с ь к и бятые», «Все непонятливые». Понятие об игровом рассказе.

Творческая мастерская. Тайны рассказа.

Советы библиотеки.

Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».

А. И. Куприн. «Белый пудель», «Чудесный доктор».

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Налим», «Смерть чиновника».

А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника».

Саша Черный. «Самое страшное».

И. С. Шмелев. «На Святой».

А. С. Грин. «Гнев отца».

Б. С. Житков. «Погибель», «Механик Салерно».

К. Г. Паустовский. «Резиновая лодка», «Заячьи лапы».

В. Ю. Драгунский. «Человек с голубым лицом».

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».

Ф. Б. Гарт. «Подопечные мисс Пегги».

X. К. Андерсен. «Девочка с серными спичками».

Марк Твен. «Укрощение велосипеда», «Мои часы».

А. Конан Доил. «Шесть Наполеонов», «Голубой карбун­кул», «Пестрая лента».

О. Генри. «Родственные души», «Джимми Хейз и Мью-риэл».

Э. Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных».

Творческий практикум.

Мой первый рассказ. Отзыв на рассказ.

Повесть. Отличие повести от рассказа: сюжет, время, ге­рой, жанровые особенности повести.

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Дети и взрослые в изображении писателя. Одиночество и его пре­одоление. Смысл названия. Своеобразие повествования (рассказ от первого лица). Система художественных обра­зов.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Со­отношение художественного вымысла и реальности в худо­жественном произведении. Автобиографическое в повести. Главный герой повести. Основные сюжетные линии. Осо­бенности юмора в повести.

Творческая мастерская. Рождение замысла и сюжета.

Советы библиотеки.

К. И. Чуковский. «Серебряный герб».

Г. Хаггард. «Хозяйка Блосхолма».

М. Додж. «Серебряные коньки».

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Г. Мало. «Без семьи».

А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста».

Творческий практикум.

Сюжет для повести.

Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

Сказочная повесть. Особенности сказочной повести. Ха­рактер художественного вымысла. Различие фантастическо­го и волшебного. Герои сказочной повести и сказки.

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Вол­шебное, фантастическое и реально-бытовое в повести. Нравственные истоки победы добра над злом.

Льюис Кэрролл. «Али с а в Стране чудес». Языко­вые средства создания чудесных ситуаций.

Творческая мастерская. Герои и события сказочной повести.

Советы библиотеки.

Ю. К. Олеша. «Три толстяка».

Льюис Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье».

Д. Р. Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».

П. Гэллико. «Томасина».

П. Траверс. «Мери Поппинс».

Т. Янссон. «Муми-тролль».

Лирические жанры

Лирика как род литературы. Понятие о лирическом стихо­творении как жанре.

А.С.Пушкин. «Птичка», «Туча», «Еще дуют холодные ветры...», «Б е с ы», «Зимняя дорога».

М. Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком стоит од иноко...», «Пару с», «Когда волнуется желтеющая нива...».

Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначаль­ной...», «Чародейкою Зимою...», «Зима неда­ром злится...», «В есенние воды».

А.А.Фет. «Ласточки пропали...», «Мама! глянь-ка из окошка...», «Еще весны душис­той нега...», «Зреет рожь над жаркой ни­вой...».

Мир и человек в лирических произведениях. Стихи и проза. Начальное понятие о рифме. Ритм и интонация в сти­хе. Ритм как основа музыкальности лирики. Начальное по­нятие о фигурах поэтической речи, эпитете, метафоре, оли­цетворении, аллегории.

Творческая мастерская. Секреты поэтического мастерства.

Выразительное чтение самостоятельно выбранного про­изведения.

Советы библиотеки.

А. С. Пушкин. «Обвал», «Няне».

М. Ю. Лермонтов. «Пленный рыцарь», «Два великана», «Узник», «Казачья колыбельная песня».

П. А. Вяземский. «Степь».

Н. М. Языков. «Конь», «Буря».

И. И. Козлов. «Сон ратника», «Сон невесты».

Ф. Н. Глинка. «Москва», «Сон русского на чужбине», «Тройка».

А. В. Кольцов. «Урожай», «Песня пахаря».

Н. А. Некрасов. «Соловьи».

Я. П. Полонский. «Тени», «Казачка».

А. Н. Майков. «Весна! Выставляется первая рама...», «Пейзаж», «Ласточки».

А. А. Фет. «Чудная картина...».

К. Д. Бальмонт. «Осень».

И. А Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги...», «Няня», «Осыпаются астры в садах...», «Перед закатом набежало...», «Последний шмель».

А. А. Блок. «Вербочка».

Творческий практикум.

Первый поэтический опыт.

Выразительное чтение лирического произведения.

Драматические жанры

Специфика драматических произведений. Автор в драме. Время и пространство в драматическом произведе- нии. Условность изображения жизни в драме. Как читать драму.

Т. Г. Габбе. «Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах» как пьеса-сказка. Система образов пье­сы. Нравственная проблематика. Смысл сопоставления «двух горбунов».

Основные средства создания художественных образов драматического произведения.

Творческая мастерская. Пьеса и ее сценическое воплощение.

Советы библиотеки.

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».

Е. Л. Шварц. «Два клена».

Л. С. Петрушевская. «Два окошка».

Творческий практикум.

Создание сценария мультфильма или диафильма. Инсце­нирование рассказа или сказки.

Итоговая читательская конференция. Фольклор и литература.

б КЛАСС Миф — фольклор — литература

Введение

Литература как «двуединое» искусство чтения и письма. Мифология и фольклор, их влияние на литературу.

МИФЫ

Начальное понятие о мифе. Мифология как форма по­знания действительности. Мифы и сказки, легенды, преда­ния, сказания.

Древнегреческие мифы. Подвиги Геракла. Геракл как мифологический герой. Люди и боги в греческой мифо­логии.

Мифология и литература

Мифологические сюжеты в литературных произведениях.

Гомер. «Илиада» («Троянский конь»). Древнегрече­ские мифы как сюжетная основа гомеровского эпоса. Ми­фологические герои и события. Рождение эпоса.

«Калевала» («Вяйнямёйнен засевает землю лесом»). «Калевала» как эпическая поэма, созданная Э. Леннротом на основе древних эпических и мифологических песен карелов и финнов. Образ главного героя.

Г.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» («Пост Гайа-ваты») (в переводе И. Бунина). Жизнь мифа в литературе но­вого времени. Поэтическая обработка и переложение мифа.

Творческая мастерская.

Как рождается миф.

Миф о героях и возникновение эпоса.

Советы библиотеки. Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции». А. А. Нейхард. «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима».

В. и Л. Успенские. «Мифы Древней Греции». В. Т. Нарежный. «Рогдай».

Творческий практикум.

Общее и особенное в мифах разных народов: сопоставле­ние мифологических событий и героев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: