Лирический герой

Развитие понятия о лирике. Автор лирического произве­дения и лирический герой. Лирический герой и герой эпиче­ского произведения.

И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Щи», «Два богача»). Своеобразие лирического произ­ведения в прозе. Средства создания образа лирического героя.

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Мир крестьянских детей глазами лирического героя.

«Железная дорога». Тема крестьянской доли в стихотворении. Автор и герой в поэтическом тексте.

С. А. Есенин. «Мой путь» (отрывок), «Нивы сжаты, рощи голы...», «Запели тесаные дроги...», «В хате», «Песнь о собаке», «Ах, как много на свете кошек...», «Все живое особой метой...». Жизнелюбие и трагизм мироощущения в лирике Есенина. Образ лирического героя, причастного всему живому.

Н. М. Рубцов. «Звезда полей», «Русский ого­нек», «Тихая моя родина», «Видение на холм е». Неприкаянность и странничество как черты нрав­ственного облика лирического героя. Человек и природа в лирике.

Б. III. Окуджава. «Арбатский романс»; В. С. Вы­соцкий. «Песня о допетровской Рус и». Союз му­зыки и поэзии. Средства создания образа лирического героя. Авторская песня как жанр и явление культуры.

Творческая мастерская. Образ лирического героя и средства его создания. Автор и герой в лирическом тексте. (Н. С. Гумилев. «Капитан ы»; III. Бодлер. «А л ь б а т р о с»). Мир чувств в лирике. Музыка и лирика.

Творческий практикум. Сочинение в лирическом жанре.

Советы библиотеки.

ГЕРОЙ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Е. Л. Шварц. «Т е н ь». Развитие понятия о драме как ли­тературном роде. Герой драматического произведения и средства создания его характера. Способы выражения автор­ской позиции в драме.

Творческая мастерская. Средства создания характера в драме.

Творческий практикум.

Устное сочинение «Как я сыграл бы роль...».

Советы библиотеки.

Итоговая читательская конференция. Человек в литературе.

КЛАСС

Литература и традиция

Введение

Понятие о традиции в культуре и литературе. Традиция и развитие литературы. Первоначальное понятие о новаторст­ве в искусстве.

Гораций. «К М е л ь п о м е н е»; М. В. Ломоносов. «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»; Г. Р. Державин. «П а м я т н и к»; А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Поэзия и история. Поэт и его предназначение. «Вечная жизнь» как художественная мета­фора и реальность. Понятия живая традиция и «вечная тема».

Творческая мастерская. От перевода к оригинальному тексту.

Творческий практикум.

Развитие темы поэтического памятника в поэзии XX века.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

«Слово о полку Игореве». Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской земли. «Слово...» и фольклор. Значение «Слова...» для судеб русской литературы.

Творческая мастерская.

Жизнь произведения в культуре другого времени (И. А. Бунин. «К о в ы л ь»; И. Северянин. «Игорь и Ярославна»).

Творческий практикум.

Сравнение поэтических переводов или поиски скрытого цитирования (М. А. Волошин. «Гроз а»).

Советы библиотеки.

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

«Поучение Владимира Мономаха».

«Письмо преподобного оптинского стар­ца иеросхимонаха Амвросия к превосходи­тельной ММ». Жанр поучения в духовной литературе.

Оптина пустынь и русская литература.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Начальное представление о культурных эпохах и литера­турных направлениях. Общечеловеческое в литературе. Со­нет как литературный жанр.

Данте Алигьери. Сонет ХЫХ (из книги «Новая жизнь»); Ф. Петрарка. Сонет ССЬУП (из «Книги песен на жизнь мадонны Лауры»); У. Шекспир. Сонет XXIII («Как на подмостках жалкий лицедей...»).

А. С. Пушкин. Сонет. Начальное представление о взаи­мовлиянии национальных литературных традиций.

Творческая мастерская. Как сделан сонет.

Творческий практикум.

Западноевропейский сонет в русских переводах (со­нет ЬХУ1 У. Шекспира в переводах С. Маршака и Б. Пастер­нака).

Катулл. «Нет, ни одна средь женщин...». Лако­низм образов и напряженность чувств.

ДантеАлигьери. «Божественная комедия» (от­рывки) как поэма восхождения к совершенству. Трехчастная композиция. Тема страдания и очищения. Данте и Верги­лий, Данте и Беатриче.

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные об­разы» и проблемы в трагедии. Тема, сюжет, жанр, образы главных героев. Основной конфликт.

Советы библиотеки.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Традиции древнерусской, античной и зарубежной лите­ратуры в новой русской литературе XVIII века. Понятие о влиянии литератур.

Д. И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь». Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в ко­медии идей XVIII века. Значение комедии для современни­ков и последующих поколений.

Г. Р. Державин. «Осень во время осады Очакова» (отрывок), «С н е г и р ь». Понятие о философ­ской лирике. Духовный мир человека XVIII века. «Высокая» и «низкая» лексика. Аллегория, олицетворение. Ода как жанр.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Изменение взгляда на человека в литературе ХУ1П века. Основа конфликта. Ха­рактеры главных героев. Демократизм повести. Представле­ние о сентиментализме. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в русской литературе.

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (отрывок). Жанр путешествия как форма панорамного изображения жизни. Нравственно-социаль­ная проблематика. Автор на страницах «Путешест­вия...».

Творческая мастерская.

Традиции и новаторство произведений XVIII века.

Творческий практикум. Литературная стилизация.

Советы библиотеки.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Романтические традиции в литературе. Романтизм и ро­мантический герой.

А. С. Пушкин. «Братья разбойники» как романти­ческая поэма. Образ главного героя.

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Развитие литературной традиции романтической поэмы. Образ главного героя. Пей­заж и его функции. Своеобразие композиции.

Е. А. Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется...»; Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...»; А. А. Фет. «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы...». Романтические тради­ции в русской лирике.

Творческая мастерская.

Традиции в создании образа романтического героя.

Э. Т. А. Гофман. «Щ е л к у н ч и к» как романтическое произведение. Основной конфликт и его разрешение. Гоф­ман и русская культура.

Дж. Г. Байрон. «К о р с а р» как романтическая поэма. Образ «байронического героя». Своеобразие композиции. Байрон и русская литература.

Творческий практикум.

Литературный манифест (от лица писателя-романтика).

Советы библиотеки.

Реалистические традиции в литературе. Реализм, герой реалистического произведения.

А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Предисловие «От из-дате-л я» и его художественные функции. «Станционный смотритель». Образ и тема «маленького человека». Ав­тор и рассказчик.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Человек в русской литературе XIX века. Проблема нравственного долга, верности и чести. Две России. Тема «русского бунта». Автор, герой, рассказчик. Композиция и система образов. Особенности повествовательной манеры. Реализм романа.

Н. В. Гоголь. «Ш и н е л ь». Человек и государство. Гума­нистический пафос произведения. Традиции и новаторство в изображении образа «маленького человека». Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя.

И. С. Тургенев. «А с я». Проблема счастья в повести. Ав­тор и рассказчик. Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести. Злободневное и вечное в повести.

Ф. М. Достоевский. «Белые н о ч и». Русская действи­тельность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности че­ловеческой личности.

Н. А. Некрасов. «Тройка», «Внимая ужасам войн ы...». Социальное и общечеловеческое в русской ли­рике. Демократизм поэзии Некрасова.

Творческая мастерская.

Реалистические традиции в поэзии и прозе XIX века.

Библиотечный урок (одно произведения по вы­бору).

О. де Бальзак. «Г о б с е к». Образ главного героя. Тема власти денег в повести.

Ги де Мопассан. «Ожерелье». Реалистические тради­ции в европейской литературе. Взаимовлияние литератур.

Творческий практикум.

Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в лите­ратурном произведении».

Сочинение-характеристика «Герой реалистического про­изведения».

Сочинение-рассуждение или дискуссия «Злободневное и вечное в произведении».

Мини-исследование «Общие сюжетные мотивы в худо­жественном произведении».

Советы библиотеки.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

М. Горький. «М а к а р Ч у д р а», «Ч е л к а ш». Романти­ческие традиции в рассказе: новое в образе героя, конфлик­те, стиле.

А. И. Куприн. «Г а м б р и н у с». Сюжет как средство ха­рактеристики героя. Контраст внешнего и внутреннего со­стояния героя. Антитеза. Первое представление о неороман­тическом герое.

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Романтические и реалистические традиции в произ­ведении. Роль метафоры. Особенность портрета.

А. Т. Твардовский. Из «Автобиографии», «Васи­лий Теркин» («От автора», «Переправа», «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин»). Реалистические традиции. Романтическое и реалистическое в изображении войны. Че­ловек на войне. Обобщенный образ героя. Национальный характер в литературе. Фольклорная основа, свободный сю­жет. Особенности жанра.

В. М. Шукшин. «Дядя Ермолай», «Стенька Ра-з и н». Традиции реализма. Образ «маленького человека». Смысл жизни и назначение человека. Герой-правдоиска­тель. «Открытый» финал как художественный прием.

Творческая мастерская.

Традиции в создании образа героя романтического и ре­алистического произведения.

А. С. Грин. «Алые парус а». Повесть и феерия. Худо­жественный символ. Сказочное и реальное в повести. Чис­тота и возвышенность чувств, лиризм повести.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Раз­витие романтических традиций в европейской литературе. Идеал и реальность в философской повести-сказке.

М. Карим. «Бессмертие» (отрывок). Близость обра­зов героев в литературе разных народов.

Р. Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливииг-с т о н». Жанр произведения. Евангельские и сказочные моти­вы, особенности композиции. Читательская интерпретация.

Творческий практикум.

Интерпретация или презентация самостоятельно прочи­танного рассказа писателя XX века.

Советы библиотеки.

Итоговая читательская конференция. Роль традиции в развитии литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: