Развитие понятия о лирике. Автор лирического произведения и лирический герой. Лирический герой и герой эпического произведения.
И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Щи», «Два богача»). Своеобразие лирического произведения в прозе. Средства создания образа лирического героя.
Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Мир крестьянских детей глазами лирического героя.
«Железная дорога». Тема крестьянской доли в стихотворении. Автор и герой в поэтическом тексте.
С. А. Есенин. «Мой путь» (отрывок), «Нивы сжаты, рощи голы...», «Запели тесаные дроги...», «В хате», «Песнь о собаке», «Ах, как много на свете кошек...», «Все живое особой метой...». Жизнелюбие и трагизм мироощущения в лирике Есенина. Образ лирического героя, причастного всему живому.
Н. М. Рубцов. «Звезда полей», «Русский огонек», «Тихая моя родина», «Видение на холм е». Неприкаянность и странничество как черты нравственного облика лирического героя. Человек и природа в лирике.
Б. III. Окуджава. «Арбатский романс»; В. С. Высоцкий. «Песня о допетровской Рус и». Союз музыки и поэзии. Средства создания образа лирического героя. Авторская песня как жанр и явление культуры.
|
|
Творческая мастерская. Образ лирического героя и средства его создания. Автор и герой в лирическом тексте. (Н. С. Гумилев. «Капитан ы»; III. Бодлер. «А л ь б а т р о с»). Мир чувств в лирике. Музыка и лирика.
Творческий практикум. Сочинение в лирическом жанре.
Советы библиотеки.
ГЕРОЙ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Е. Л. Шварц. «Т е н ь». Развитие понятия о драме как литературном роде. Герой драматического произведения и средства создания его характера. Способы выражения авторской позиции в драме.
Творческая мастерская. Средства создания характера в драме.
Творческий практикум.
Устное сочинение «Как я сыграл бы роль...».
Советы библиотеки.
Итоговая читательская конференция. Человек в литературе.
КЛАСС
Литература и традиция
Введение
Понятие о традиции в культуре и литературе. Традиция и развитие литературы. Первоначальное понятие о новаторстве в искусстве.
Гораций. «К М е л ь п о м е н е»; М. В. Ломоносов. «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»; Г. Р. Державин. «П а м я т н и к»; А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Поэзия и история. Поэт и его предназначение. «Вечная жизнь» как художественная метафора и реальность. Понятия живая традиция и «вечная тема».
Творческая мастерская. От перевода к оригинальному тексту.
Творческий практикум.
Развитие темы поэтического памятника в поэзии XX века.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
«Слово о полку Игореве». Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской земли. «Слово...» и фольклор. Значение «Слова...» для судеб русской литературы.
|
|
Творческая мастерская.
Жизнь произведения в культуре другого времени (И. А. Бунин. «К о в ы л ь»; И. Северянин. «Игорь и Ярославна»).
Творческий практикум.
Сравнение поэтических переводов или поиски скрытого цитирования (М. А. Волошин. «Гроз а»).
Советы библиотеки.
ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
«Поучение Владимира Мономаха».
«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной ММ». Жанр поучения в духовной литературе.
Оптина пустынь и русская литература.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
Начальное представление о культурных эпохах и литературных направлениях. Общечеловеческое в литературе. Сонет как литературный жанр.
Данте Алигьери. Сонет ХЫХ (из книги «Новая жизнь»); Ф. Петрарка. Сонет ССЬУП (из «Книги песен на жизнь мадонны Лауры»); У. Шекспир. Сонет XXIII («Как на подмостках жалкий лицедей...»).
А. С. Пушкин. Сонет. Начальное представление о взаимовлиянии национальных литературных традиций.
Творческая мастерская. Как сделан сонет.
Творческий практикум.
Западноевропейский сонет в русских переводах (сонет ЬХУ1 У. Шекспира в переводах С. Маршака и Б. Пастернака).
Катулл. «Нет, ни одна средь женщин...». Лаконизм образов и напряженность чувств.
ДантеАлигьери. «Божественная комедия» (отрывки) как поэма восхождения к совершенству. Трехчастная композиция. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий, Данте и Беатриче.
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные образы» и проблемы в трагедии. Тема, сюжет, жанр, образы главных героев. Основной конфликт.
Советы библиотеки.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
Традиции древнерусской, античной и зарубежной литературы в новой русской литературе XVIII века. Понятие о влиянии литератур.
Д. И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь». Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений.
Г. Р. Державин. «Осень во время осады Очакова» (отрывок), «С н е г и р ь». Понятие о философской лирике. Духовный мир человека XVIII века. «Высокая» и «низкая» лексика. Аллегория, олицетворение. Ода как жанр.
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Изменение взгляда на человека в литературе ХУ1П века. Основа конфликта. Характеры главных героев. Демократизм повести. Представление о сентиментализме. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в русской литературе.
А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (отрывок). Жанр путешествия как форма панорамного изображения жизни. Нравственно-социальная проблематика. Автор на страницах «Путешествия...».
Творческая мастерская.
Традиции и новаторство произведений XVIII века.
Творческий практикум. Литературная стилизация.
Советы библиотеки.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
Романтические традиции в литературе. Романтизм и романтический герой.
А. С. Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая поэма. Образ главного героя.
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Развитие литературной традиции романтической поэмы. Образ главного героя. Пейзаж и его функции. Своеобразие композиции.
Е. А. Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется...»; Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...»; А. А. Фет. «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы...». Романтические традиции в русской лирике.
Творческая мастерская.
Традиции в создании образа романтического героя.
Э. Т. А. Гофман. «Щ е л к у н ч и к» как романтическое произведение. Основной конфликт и его разрешение. Гофман и русская культура.
Дж. Г. Байрон. «К о р с а р» как романтическая поэма. Образ «байронического героя». Своеобразие композиции. Байрон и русская литература.
|
|
Творческий практикум.
Литературный манифест (от лица писателя-романтика).
Советы библиотеки.
Реалистические традиции в литературе. Реализм, герой реалистического произведения.
А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Предисловие «От из-дате-л я» и его художественные функции. «Станционный смотритель». Образ и тема «маленького человека». Автор и рассказчик.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Человек в русской литературе XIX века. Проблема нравственного долга, верности и чести. Две России. Тема «русского бунта». Автор, герой, рассказчик. Композиция и система образов. Особенности повествовательной манеры. Реализм романа.
Н. В. Гоголь. «Ш и н е л ь». Человек и государство. Гуманистический пафос произведения. Традиции и новаторство в изображении образа «маленького человека». Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя.
И. С. Тургенев. «А с я». Проблема счастья в повести. Автор и рассказчик. Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести. Злободневное и вечное в повести.
Ф. М. Достоевский. «Белые н о ч и». Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности.
Н. А. Некрасов. «Тройка», «Внимая ужасам войн ы...». Социальное и общечеловеческое в русской лирике. Демократизм поэзии Некрасова.
Творческая мастерская.
Реалистические традиции в поэзии и прозе XIX века.
Библиотечный урок (одно произведения по выбору).
О. де Бальзак. «Г о б с е к». Образ главного героя. Тема власти денег в повести.
Ги де Мопассан. «Ожерелье». Реалистические традиции в европейской литературе. Взаимовлияние литератур.
Творческий практикум.
Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».
Сочинение-характеристика «Герой реалистического произведения».
Сочинение-рассуждение или дискуссия «Злободневное и вечное в произведении».
|
|
Мини-исследование «Общие сюжетные мотивы в художественном произведении».
Советы библиотеки.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ
М. Горький. «М а к а р Ч у д р а», «Ч е л к а ш». Романтические традиции в рассказе: новое в образе героя, конфликте, стиле.
А. И. Куприн. «Г а м б р и н у с». Сюжет как средство характеристики героя. Контраст внешнего и внутреннего состояния героя. Антитеза. Первое представление о неоромантическом герое.
А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Романтические и реалистические традиции в произведении. Роль метафоры. Особенность портрета.
А. Т. Твардовский. Из «Автобиографии», «Василий Теркин» («От автора», «Переправа», «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин»). Реалистические традиции. Романтическое и реалистическое в изображении войны. Человек на войне. Обобщенный образ героя. Национальный характер в литературе. Фольклорная основа, свободный сюжет. Особенности жанра.
В. М. Шукшин. «Дядя Ермолай», «Стенька Ра-з и н». Традиции реализма. Образ «маленького человека». Смысл жизни и назначение человека. Герой-правдоискатель. «Открытый» финал как художественный прием.
Творческая мастерская.
Традиции в создании образа героя романтического и реалистического произведения.
А. С. Грин. «Алые парус а». Повесть и феерия. Художественный символ. Сказочное и реальное в повести. Чистота и возвышенность чувств, лиризм повести.
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Развитие романтических традиций в европейской литературе. Идеал и реальность в философской повести-сказке.
М. Карим. «Бессмертие» (отрывок). Близость образов героев в литературе разных народов.
Р. Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливииг-с т о н». Жанр произведения. Евангельские и сказочные мотивы, особенности композиции. Читательская интерпретация.
Творческий практикум.
Интерпретация или презентация самостоятельно прочитанного рассказа писателя XX века.
Советы библиотеки.
Итоговая читательская конференция. Роль традиции в развитии литературы.