Какова структура обследования?

Обследование можно разделить на три разных по характеру типа.

Первый – целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак. Это, по существу, эстетическое восприятие, которое характерно для начала творческого процесса в художественной деятельности.

Второй этап – аналитическое восприятие предмета, то есть последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета. Порядок такого выделения и определение последовательности изображения. Такой способ обследования продиктован характерным и более доступным дошкольнику способом изображения).

Третий этап – опять предполагает целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее возникающее представление в целостный образ.

В структуре обследования (анализа) нередко используется обследующий жест воспитателя и детей, который помогает вычленить форму, ее особенности. Обведение пальцем по контуру предмета организует зрительно восприятие, взгляд сначала сопровождает, затем направляет движение пальчика. Кроме того, рисунок обследующего жеста совпадает с формообразующим движением, производимым при изображении. Следовательно, обследующий жест «подсказывает» способ изображения. Те же смысл и значение обследующий жест имеет в обследовании с целью последующей лепки: ладошки и пальчики предмет ощупывается с целью лучшего выделения формы, эти же движения лежат в основе приемов лепки. Поэтому важно правильно организовать обследующий жест детей: чем менее опытны дети, тем чаще этот жест движение может быть совместным, когда воспитатель берет руки ребенка и вместе с ним выполняет движение. Но этому обязательно должен предшествовать показ приема осязательного обследования. Чем старше дети, тем больше в управлении их действиями можно использовать слово: «Обхвати руками, потрогай пальчиками вот так (показывает жест)». В рисовании мелкие части, детали воспринимаются зрительно, в лепке важно ощупывать мелкие детали. Жест не всегда включается в обследование. Если форма предмета и его частей хорошо знакома ребенку, и он может вычленить ее зрительно, в жесте нет необходимости.

Обследующий жест сопровождается словом, определяющим направление, характер движения, а в итоге определяющим форму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: