Техники постановки вопросов

Владение техникой задавания вопросов важно для педагога, посколь­ку при помощи ее возможно получить недостающую для принятия ре­шения информацию, выяснить точку зрения оппонента, убедиться, пра­вильно ли понял ваши слова собеседник и др. (Митрошенков О.А., 2003).

В психологии существуют различные классификации вопросов. Так, потребность получить развернутое или краткое сообщение от собесед­ника обусловливает деление вопросов на открытые и закрытые. Цель задавания вопросов дает возможность использовать такое деление, как деление на направляющие, возвратные, контрольные вопросы, а также направленные на проверку компетентности, на демонстрацию своих знаний, сбивающие, провокационные и др. (Евтихов О. В., 2004).

Характер и содержание вопросов зависит от ситуации, фазы перего­воров, на которой они задаются, от личностных особенностей взаимо­действующих сторон. Так, открытые вопросы лучше задавать людям ма­лообщительным, замкнутым. Особенно важны такие вопросы в начале беседы, когда желательно активизировать партнера: «Как мы можем помочь вам в этом?», «Как вы думаете, с каким педагогом необходимо позаниматься вашему ребенку?»

А вот в общении с «жалобщиками» имеет смысл задавать встречные вопросы: «О! Мой сын совсем не хочет учиться. Что мне с ним делать?» — «Чем я конкретно могу вам помочь?»

Однако при использовании вопросов могут возникнуть некоторые трудности в том случае, если (Геффрой Э. К., 1997):

r создается впечатление, что вопросы заучены наизусть и повторя­ются механически;

r вопросы не комментируются и не дополняются;

r создается впечатление, что ответам собеседника не придается зна­чения, а вопросы заданы для проформы;

r период времени задавания вопросов затягивается; вопросов слиш­ком много, беседа приобретает сходство с допросом.

Чтобы избежать подобных ошибок, вопросы, которые педагог задает родителям, желательно чередовать с подачей информации, следить за реакцией собеседника, за своими эмоциональными реакциями на ответ.

Стили «адвокат» и «прокурор» в педагогической


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: