Информации о ребенке

Обучение в школе, каким бы интересным и полезным оно ни было всегда сопряжено с определенными трудностями. И все одиннадцать лет, которые ребенок проводит в школе, не могут быть только радостными и безоблачными. Да и у дошкольника может возникнуть множе­ство проблем — и маленьких, и даже очень серьезных. Поэтому педа­гог, работающий с детьми, вынужден время от времени, общаясь с ро­дителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Молодые специалисты, недавно пришедшие в образователь­ное учреждение, зачастую испытывают трудности в подобных ситуа­циях. Опытные учителя и воспитатели чувствуют себя гораздо уве­реннее, однако и у тех и у других нередко возникают трудности во взаимопонимании с родителями детей, доставляющих особые хлопо­ты педагогам.

Негативная информация, переданная педагогом родителям, в даль­нейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и на­чалом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от мане­ры, от стиля ее подачи педагогом. Так, использование стиля «прокурор», описанного нами выше, вряд ли будет способствовать взаимопонима­нию собеседников. Более того, как только родитель почувствует в сло­вах учителя или воспитателя нотки обвинения, он либо постарается пе­рейти в контрнаступление, защищая своего сына или дочь, либо «закроется», смиренно соглашаясь со всем, что скажет педагог, но не проявляя никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или рас­строенный родитель, скорее всего, вместо попыток решить проблему устроит головомойку своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытан­ные во время беседы с педагогом.

Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того, она имеет и свое продолжение: после подобной «воспитательной» беседы (особенно если это повторяется неоднократно) вряд ли у ребенка с ро­дителями сложатся хорошие отношения. К тому же обида или даже зло­ба на «училку-которая-наябедничала» тоже едва ли поможет разрешить проблему, напротив, все это может только усугубить положение. Конеч­но, негативная информация должна быть сообщена родителям, но при этом главная задача педагога — проявить уважение к родителям, при­шедшим на встречу с ним, и показать, что он, педагог, заинтересован прежде всего в помощи ребенку, а не в его обвинении.

Опытные педагоги (и в детском саду, и в школе) стараются рассказы­вать о трудностях (и в учебе, и в поведении), с которыми столкнулся ре­бенок, не на общем собрании, заставляя мам и пап краснеть, а на инди­видуальных консультациях. На общем же собрании можно затронуть проблему только в общих чертах, не называя фамилий и не «расписы­вая» поступки, в противном случае собрание может превратиться в «су­дилище», в групповое обвинение и так оказавшегося в трудном положении родителя. Например, если в детском саду или в классе некоторые дети проявляют агрессивность, то на собрании желательно сказать не­сколько слов о возрастающем уровне агрессии в мире, в стране, привес­ти статистические данные. Цифры, факты обычно воспринимаются как более значимая информация, чем просто беседа на моральные темы. Затем можно познакомить родителей с теориями, раскрывающими при­чины появления агрессивного поведения.

Как правило, после собрания многие родители сами подходят к пе­дагогу с вопросами о поведении их сына или дочери. Если же необходи­мо поговорить с родителями определенных детей, педагог в начале или в конце собрания может попросить их остаться. После небольшой бесе­ды о причинах агрессивного поведения, проведенной до этого и не со­держащей обвинений ни в адрес ребенка, ни в адрес мам и пап, родите­ли уже будут настроены на разговор в позитивном русле.

Такой же тактики следует придерживаться и при сообщении негатив­ной информации о школьной успеваемости ребенка, о конфликтах сре­ди сверстников и др.

Следовательно, общая установка педагога на решение проблемы, на то, что родитель — это не враг, мешающий воспитывать и учить ребен­ка, а единомышленник, знание общих законов общения помогут даже такую неприятную ситуацию, как сообщение негативной информации, сделать точкой отсчета, началом сотрудничества между взрослыми людь­ми, желающими оказать помощь ребенку.

Использование стиля «адвокат», который предполагает в разговоре с родителями делать акцент не на обвинение ребенка, а на поиск путей решения проблемы, поможет сделать общение в трудной ситуации более эффективным. В беседе можно использовать такие выражения, как: «Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка...» Кроме того, педагог может и негативную информацию о ребенке передать ро­дителям в позитивном ключе: «Саша сегодня на уроке истории в тече­ние 10 минут очень внимательно слушал учителя...» Безусловно, мама или папа знают, что урок протекает ровно 45 минут, значит, 10-минут­ное внимание ребенка явно является недостаточным для усвоения содержания урока. Подобное обращение педагога, не содержащее пря­мого обвинения, помогает установить контакт и достичь взаимопони­мания.

Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недоволь­ство учителя или воспитателя, можно также использовать «принцип сэн­двича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процес­се которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включа­ет выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для по­иска конструктивного решения проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: