Практике

Еще одной эффективной техникой речевого общения является ис­пользование стилей «адвокат» и «прокурор». Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в течение длительного периода вре­мени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств.

Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера обще­ния с окружающими, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как во-первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вто­рых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно или иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей воспитате­ля или учителя является обвинение (ребенка или его родителей).

Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумева­ет защиту педагогом ребенка (или его родителей).

Стили «адвокат» и «прокурор» не имеют научного обоснования и приду­маны нами входе практической деятельности для того, чтобы помочь педа­гогам без лишней критики обсуждать с родителями проблемы их детей.

Так, стиль «адвокат» рекомендуется использовать педагогу в обще­нии с родителями тогда, когда:

r те просят его совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;

r родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;

r педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке, В этом случае разговор можно начать с позиций «адвокат», рас­сказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным мо­ментам.

Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его за­щитника — человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и Родителям. Главное в позиции «адвокат» — не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Стиль «адвокат» легче использовать в повество­вательной форме, и многие педагоги с успехом применяют его. Задавать вопросы, используя этот стиль, гораздо труднее, поэтому на тренинге мы предлагаем отработать технику постановки вопросов с позиций «адвокат». Мы задаем вопросы, чтобы помочь, а не чтобы обвинить!

Позиция «адвокат»

r Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти вы­ход, и я протягиваю вам руку помощи.

r Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это про­изошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват — решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказа­ние помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профес­сиональная задача — дать знания ребенку, которые он сможет ис­пользовать в жизни.

Позиция «прокурор»

r В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.

r Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ни­чем не могу вам помочь.

Стили «адвокат» и «прокурор» можно проиллюстрировать диалогом между замечательным армянским поэтом Ваганом Карапетяном и его коллегой. Однажды, редактируя литературный журнал, коллега как-то пожаловался:

— Нет хороших стихов, все, что нам присылают, — барахло.

— Странно, — удивился Ваган, — а мы нашли очень много хороших стихотворений для нашего журнала.

— Как вам это удалось? — спросил его коллега.

— Наверное, — ответил Ваган, — кто что ищет — тот то и находит. Вы ищете барахло, вы его и нашли, а мы ищем золото и собираем его по крупицам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: