И его роль в работе педагога

Более половины объема межличностного общения приходится на невербальное общение (мимика, жесты, позы и т. д.). Причем эффек­тивное общение предполагает как умение использовать приемы невер­бального общения, так и навык «расшифровки» приемов и способов, используемых другими (Колшанский Г. В., 1974). Элементами невербаль­ного общения, в частности, являются: кинесика (жесты, мимика, пантомимика), проксемика (место и время общения), такесика (прикосно­вения). Существует мнение, что женщины лучше, чем мужчины, владею способами передачи и восприятия невербальных сигналов (Митрошенков О. А., 2003).

По мнению В. А. Лабунской (2000), проблема общения, решаемая на современном этапе психологами, может быть решена только с учетом различных характеристик невербального поведения участников взаимодействия. Причем важность этого аспекта должна учитываться в разных сферах общения: в организационной, семейной, политической психологии и, конечно же, в социально-педагогической психологии.

Большое внимание жесту уделяли и уделяют деятели искусства: артисты и писатели (Гиппиус С.В., 1967; Волконский С.М., 1913; Станиславский К. С, 1990; Кристи Г., 1978; Татубаев С.С, 1979 и др.). Главный режиссер Московского театра им. Н.В. Гоголя Б. Голубовский в своей книге «Пластика в искусстве актера» (1986) приводит высказывания выдающихся людей о значении невербальных средств общения. Так, известный советский писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Пока не вижу жеста — не слышу слова» (цит. по: Голубовский Б., 1986, с. 62).

Интересно, что одна из первых книг, посвященных невербальным средствам общения, была издана в 1849 году. Ее автор, В. Классовский, описал невербальные проявления человека, связанные с его различными состояниями: испуг, подозрение, зависть, грусть, стыд, отчаяние, удивление, надежда, любовь и др. Например, наклон головы вперед он трактует как выражения согласия, медленное качание головой — недо­умение, сжатие губ — решимость не выходить из себя, раскрытый рот — бесхитростное удивление. Особое внимание он уделяет анализу направ­ления взгляда и мимике в целом. По его мнению, взгляд, направленный вверх, может означать восторг, к внутренним углам века — презрение, опущенный взгляд говорит об унынии, тоске. Интересно, что не все ли­цевые мускулы в одинаковой степени помогают выразительности. Так, в гневе, в бешенстве напрягаются височные и жевательные мускулы.

Описывая жесты, В. И. Классовский приводит следующие паттерны, причем некоторые из них не всегда совпадают с современными пред­ставлениями:

r руки, крестообразно сложенные на груди или за спиной, могут сви­детельствовать о том, что человек находится в состоянии размыш­ления (в настоящее время большинство источников трактует этот жест как проявление закрытости);

r сжатые кулаки являются признаком гнева;

r поникшая голова и согнутая спина говорят о состоянии общей подавленности и грусти.

«Душа... красноречиво высказывает себя в телесных формах, несо­мненных и полных значения» (Классовский В., 1849, с. 68).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: