В конфликтных ситуациях

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов (English Thesaurus, 2001) дает такие сходные понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.

В настоящее время, в связи с возрастающим интересом к теме «конфликты», появляется все больше и больше книг, статей, посвященных проблеме причин возникновения, особенностей протекания и способов выхода из конфликтных ситуаций. Однако, к сожалению, общепринятой теории конфликтов, которая бы однозначно разъяснила природу их возникновения и влияния на развитие общества, не существует. Как, впрочем, не существует и единой классификации, тем не менее большинство авторов (Гришина Г.В., 2002; Почебут Л.Г., Чикер В.А., 2000, Bruno F.J., 1986; Colman A.M., 2001 и др.) выделяет следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.

Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог—родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, назрела необходимость обучения педагогов навыкам конструктивного решения возникающих проблем. И прежде все разговор о конфликтах должен содержать информацию о его функци­ях — как негативных, так и позитивных.

Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят мно­го: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособ­ности, большие эмоциональные затраты и др. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженнос­ти, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает «хрони­ческую болезнь», противоречие, помогает прояснить отношения и т. д. Таким образом, конфликт — это противодействие субъектов по по­воду возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях (родители ждут толь­ко положительной оценки в табеле, а учитель — усвоения знаний и уме­ний ребенком); недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребенка, учитель сам был свидете­лем происшествия); некомпетентность одной из сторон, низкая культу­ра поведения и др.

Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:

1. Возникновение конфликта (появление противоречия).

2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.

3. Конфликтное поведение.

4. Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, заморажива­ние конфликта).

Однако прежде чем говорить о конфликте, желательно очертить се­мантическое поле конфликта, поскольку разные люди склонны назы­вать конфликтом совершенно разные ситуации. Так, для одних это вы­яснение отношений, для других — «косой взгляд» партнера, а для третьего — драка и т. д. Поэтому и понятие «конфликтная ситуация» носит неустойчивый характер, зависящий от многих факторов.

Конфликт «педагог—родитель», как правило, предполагает (доста­точно субъективно) протекание его по типу «начальник—подчинен­ный», что и обусловливает поведение учителя или воспитателя как об­винительной стороны. И если раньше такое положение устраивало обе стороны взаимодействия, то в настоящее время родители, обладая оп­ределенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников школы и детского сада. Кроме того, подобное поведение педагога может вызвать агрес­сивную вспышку даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежа­ние углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осоз­нать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».

Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам партнера и к своим собственным. В соответствии с этой моделью К.То­мас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации (рис. 2).

Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выго­ды каждой стороной.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффек­тивными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Условия применения, сущность, недостатки каждого стиля описаны (табл. 2). Эту таблицу можно использовать как раздаточный материал, при проведении тренингов и семинаров.

Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести сторо­ны к конструктивному соглашению. Однако зачастую педагоги, общаясь с родителями, сталкиваются со сложными ситуациями. Так в одном из детских садов Санкт-Петербурга мама 5-летней девочки каждую не­делю посылала в роно по факсу анонимные жалобы на воспитателей, администрацию, музыкального работника. Стремясь сохранить спокой­ствие в ДОУ и избежать открытого столкновения, сотрудники долгое время никак не реагировали на подобное поведение. Однако избегание конфликтной ситуации не решило проблемы, и только переговоры с мамой ребенка, которые помогли выяснить истинные причины ее пове­дения, способствовали урегулированию взаимоотношений и установле­нию сотрудничества обеих сторон.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: