Упражнение « защита Вождя краснокожих»

Цель Методические рекомендации Познакомить участников тренинга с различными стилями постановки вопросов, которые могут быть использованы педагогами в процессе общения с ро­дителями.
Содержание Данное упражнение проходит в несколько этапов и по усмотрению тренера может быть смоделировано по-разному. Мы описываем некоторые альтернативные варианты, предоставляя возможность тренеру выбрать наиболее приемлемый из них. Упражнение занимает от 30 минут (краткий вариант) до 2-3 часов и требует предварительной подготовки участников тренинга. Предварительный этап (ознакомление с содержани­ем рассказа О׳Генри «Выкуп Вождя Краснокожих»). Тренер оповещает группу о том, что перед началом упражнения «Защита Вождя Краснокожих» желатель­но ознакомиться с текстом рассказа, чтобы в дальней­шем обсудить текст и выявить ошибки воспитания родителей, которые привели к описанным в произве­дении последствиям. Мы предлагаем два варианта организации ознакомления участников тренинга с содержанием рассказа. 1-й вариант. Накануне проведения упражнения каждый участник получает ксерокопированный текст рассказа О׳Генри «Выкуп Вождя Краснокожих» и зна­комится с содержанием произведения в домашних условиях самостоятельно. Мы предлагаем использо­вать сокращенный, с учетом задач тренинга, вариант текста (приложение 8). Также можно раздать текст в день проведения упражнения, например, перед боль­шим перерывом, увеличив последний на 10 минут (как показывает практика, этого времени вполне достаточ­но, чтобы прочитать и осознать содержание короткой истории). Следуя данному варианту, участники, воз­можно, пожелают поделиться своими впечатлениями от рассказа. В таком случае можно напомнить, что нас в большей степени интересует психологическая подо­плека истории, нежели ее литературная часть, поэто­му мы рекомендуем более подробно обсудить действия отца ребенка и похитителей, а также окончание про­изведения, которое заставляет нас задуматься над тем, почему ребенок захотел остаться с похитителями, от­давая им предпочтение по сравнению с его родным отцом? 2-й вариант. Тренер просит двух-трех доброволь­цев ознакомиться с текстом рассказа О׳Генри (дома или в перерыве). Перед непосредственным проведением упражнения добровольцы пересказывают содержание произведения в своих подгруппах, при этом они могут пользоваться текстом и в случае необходимости зачитывать небольшие отрывки рассказа, обращая особое внимание на психологическую сторону произ­ведения. В этом случае, возможно, группе не понадо­бится обсуждать содержание текста. В процессе проведения тренинга мы предпочита­ем использовать 1-й вариант предварительного эта­па, но по техническим причинам его проведение не всегда возможно. Поэтому в целях экономии времени и бумаги можно следовать второму варианту.
  Этот вариант является также более предпочтительным в случае, когда тренер ставит перед собой задачу даль­нейшего сплочения группы. 1-й этап (составление списка вопросов). Тренер предлагает участникам представить, что история о Вожде Краснокожих является не вымыш­ленной, а реальной и имеет дальней шее продолжение. «Соседи старого Дорсета в отсутствие непослушного ребенка успели вкусить спокойной жизни, а при воз­вращении Вождя домой были очень недовольны, по­этому на всеобщем совете они решили подать на ро­дителей ребенка в суд, чтобы те под страхом суровых законов наконец-то повлияли на свое чадо. При под­готовке заявления в суд соседи составили список об­винений примерно следующего характера: r родители не занимаются воспитанием ребенка, поэтому он груб и невежествен в общении со взрослыми; r ребенок предоставлен сам себе, в результате чего был с легкостью похищен двумя неизвестными; r родители не контролируют действия ребенка и не заметили его пропажи; r родители не уделяют ребенку должного внима­ния (ребенок чувствовал себя комфортнее с по­хитителями, нежели с родным отцом)». Далее тренер предлагает участникам разделиться на три равные по числу человек подгруппы, после этого просит членов первой подгруппы представить себя в роли «прокуроров», второй подгруппы — в роли «адвокатов», третьей подгруппы — в роли «.родите­лей», которые решили помочь старому Дорсету и вста­ли на его защиту. Все три подгруппы готовятся к су­дебному процессу и составляют каждая свой список вопросов. «Прокуроры» составляют список, чтобы обвинить родителей. Их вопросы могут звучать примерно так: «Как могло случиться, что, будучи родителями, вы даже не заметили пропажу собственного ребенка и не обратились в полицию?» «Адвокаты» оставляют список вопросов, помо­гающих защитить родителей, например: «Могло ли произойти так, что вы очень растерялись и не зна­ли, что вам делать, когда обнаружилась пропажа ре­бенка?» «Родители», не зная, о чем их будут спрашивать, составляют список предполагаемых вопросов, чтобы быть готовыми ко всему. Вот примерные списки вопросов, составленные участниками наших тренингов, которые можно ис­пользовать как образец и раздать соответствующим подгруппам.
  Вопросы «адвокатов»: 1. Что вы можете рассказать о физическом здоро­вье ребенка? 2. Что вы собирались делать, когда обнаружили, что ваш ребенок пропал? 3. Как вы думаете, какое самое интересное собы­тие произошло в жизни вашего ребенка? 4. Расскажите, пожалуйста, о том, как вы прово­дите время всей семьей. 5. Есть ли какие-нибудь игры, в которые ваш ре­бенок любит играть вместе с вами? 6. Как вы объясняете ребенку, что можно делать, а чего нельзя? 7. Дети часто задают вопрос родителям: «Вы меня любите?» Как бы вы могли доказать вашу лю­бовь к ребенку? Вопросы «прокуроров»: 1. Обращались ли вы за помощью к психологу и если нет, то почему? 2. Почему вы не обратились в полицию, когда об­наружили пропажу ребенка? 3. Почему вы не научили вашего ребенка правилам поведения в обществе? 4. Кто занимается воспитанием ребенка в вашей семье? 5. Сколько времени вы проводите вместе с ребенком? 6. Почему ваш ребенок оказался один на улице без присмотра взрослых? 7. Почему ваш ребенок предпочел бы вернуться к похитителям, нежели остаться дома с родите­лями? Каждая подгруппа может использовать эти спис­ки как образцы и выбирать из своего списка наиболее подходящие вопросы, изменяя их по своему усмотре­нию и/или добавляя новые. На выполнение этого за­дания тренер может отвести определенное ограничен­ное количество времени, к примеру, 10-15 минут Составленный список вопросов в дальнейшем пона­добится всем участникам подгруппы, поэтому необ­ходимо, чтобы он был у каждого. Далее работа проходит в тройках, в состав каждой из которых входит по одному «адвокату, по одному «прокурору» и по одному «родителю». Если число уча­стников не делится на три без остатка, то группа ро­дителей может быть больше остальных, в этом случае часть участников продолжает работу в четверке («про­курор», «адвокат» и два «родителя»). 2-й этап. 1-й вариант (работа в тройках-четверках). Каждая тройка (четверка) располагается удобно, организуя пространство так, чтобы остальные группы не меша­ли работать. Затем «прокурор» и «адвокат» по очере­ди зачитывают каждый свой список вопросов «ро­дителю», который внимательно слушает и пока не отвечает ни на один вопрос. После этого он (или каж­дый из «родителей» по очереди) сообщает участникам своей тройки (четверки) о том, какие ощущения вызвали у него те или иные вопросы; в каком случае ему (им) хотелось сотрудничать с «представителями су-
  деб­ной власти» и отвечать на их вопросы, а в каком — нет. Какие вопросы способствовали взаимопониманию, какие — нет. Какие вопросы вызвали неприятные ощущения. Процедура обратной связи проходит в сво­бодной форме. Далее «прокурор» и «адвокат» заново зачитывают свои списки вопросов, а «родитель» выбирает из них те, которые ожидал услышать, то есть соотносит услышанное со своим списком. После этого «родитель» сообщает остальным участникам тройки о том, в ка­кой мере оправдались его ожидания, какое количество негативных и позитивных вопросов он ожидал услы­шать. 2-й вариант. Второй вариант является сокращен­ным и наиболее приемлем в малочисленной группе (до 10 участников). Он проходит по той же схеме, что и первый, но только в кругу. Тренер предлагает группе составить несколько вопросов от имени адвоката и не­сколько вопросов от имени прокурора. После этого можно переходить к обсуждению.
Обсуждение Участники троек (четверок) возвращаются в круг и по очереди или в свободной форме делятся своими впечатлениями от проделанной работы, сообщая о том, как были восприняты те или иные вопросы, ка­кие из них вызвали наиболее отрицательные эмоции, а какие — положительные, какие из них способство­вали созданию доверительной атмосферы, а какие вызывали негативные реакции; на какие вопросы хо­телось отвечать, а на какие — нет. Чем отличались стили «адвокат» и «прокурор» и какие средства вы­разительности (слова, фразы, словосочетания, инто­нация, манера обращения и т. д.) были характерны для каждого стиля. Какой стиль наиболее эффекти­вен в педагогической практике и в каких ситуациях следует его использовать. Каким образом стиль «ад­вокат» может помочь учителю в общении с родите­лями. В каких ситуациях стиль «прокурор» также может быть эффективным и какие негативные по­следствия во взаимоотношениях между педагогом и родителем он может вызвать при неумеренно частом его использовании. Обсуждая стили «адвокат» и «прокурор», можно рассказать историю, которая произошла с поэтом Ваганом Карапетяном, — о том, кто ищет золото, тот его и находит.
Методические рекомендации Чтобы убедиться в том, что участники тренинга правильно поняли описанные выше стили, тренер может предложить им заполнить таблицу «Стили "ад­вокат" и "прокурор"» или использовать данную таб­лицу в качестве раздаточного материала (приложе­ние 9).

___________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: