Цель
Методические
рекомендации
| Познакомить участников тренинга с различными стилями постановки вопросов, которые могут быть использованы педагогами в процессе общения с родителями.
|
Содержание
| Данное упражнение проходит в несколько этапов и по усмотрению тренера может быть смоделировано по-разному. Мы описываем некоторые альтернативные варианты, предоставляя возможность тренеру выбрать наиболее приемлемый из них. Упражнение занимает от 30 минут (краткий вариант) до 2-3 часов и требует предварительной подготовки участников тренинга.
Предварительный этап (ознакомление с содержанием рассказа О׳Генри «Выкуп Вождя Краснокожих»). Тренер оповещает группу о том, что перед началом упражнения «Защита Вождя Краснокожих» желательно ознакомиться с текстом рассказа, чтобы в дальнейшем обсудить текст и выявить ошибки воспитания родителей, которые привели к описанным в произведении последствиям. Мы предлагаем два варианта организации ознакомления участников тренинга с содержанием рассказа.
1-й вариант. Накануне проведения упражнения каждый участник получает ксерокопированный текст рассказа О׳Генри «Выкуп Вождя Краснокожих» и знакомится с содержанием произведения в домашних условиях самостоятельно. Мы предлагаем использовать сокращенный, с учетом задач тренинга, вариант текста (приложение 8). Также можно раздать текст в день проведения упражнения, например, перед большим перерывом, увеличив последний на 10 минут (как показывает практика, этого времени вполне достаточно, чтобы прочитать и осознать содержание короткой истории). Следуя данному варианту, участники, возможно, пожелают поделиться своими впечатлениями от рассказа. В таком случае можно напомнить, что нас в большей степени интересует психологическая подоплека истории, нежели ее литературная часть, поэтому мы рекомендуем более подробно обсудить действия отца ребенка и похитителей, а также окончание произведения, которое заставляет нас задуматься над тем, почему ребенок захотел остаться с похитителями, отдавая им предпочтение по сравнению с его родным отцом?
2-й вариант. Тренер просит двух-трех добровольцев ознакомиться с текстом рассказа О׳Генри (дома или в перерыве). Перед непосредственным проведением упражнения добровольцы пересказывают содержание произведения в своих подгруппах, при этом они могут пользоваться текстом и в случае необходимости зачитывать небольшие отрывки рассказа, обращая особое внимание на психологическую сторону произведения. В этом случае, возможно, группе не понадобится обсуждать содержание текста.
В процессе проведения тренинга мы предпочитаем использовать 1-й вариант предварительного этапа, но по техническим причинам его проведение не всегда возможно. Поэтому в целях экономии времени и бумаги можно следовать второму варианту.
|
| Этот вариант является также более предпочтительным в случае, когда тренер ставит перед собой задачу дальнейшего сплочения группы.
1-й этап (составление списка вопросов).
Тренер предлагает участникам представить, что история о Вожде Краснокожих является не вымышленной, а реальной и имеет дальней шее продолжение. «Соседи старого Дорсета в отсутствие непослушного ребенка успели вкусить спокойной жизни, а при возвращении Вождя домой были очень недовольны, поэтому на всеобщем совете они решили подать на родителей ребенка в суд, чтобы те под страхом суровых законов наконец-то повлияли на свое чадо. При подготовке заявления в суд соседи составили список обвинений примерно следующего характера:
r родители не занимаются воспитанием ребенка, поэтому он груб и невежествен в общении со взрослыми;
r ребенок предоставлен сам себе, в результате чего был с легкостью похищен двумя неизвестными;
r родители не контролируют действия ребенка и не заметили его пропажи;
r родители не уделяют ребенку должного внимания (ребенок чувствовал себя комфортнее с похитителями, нежели с родным отцом)».
Далее тренер предлагает участникам разделиться на три равные по числу человек подгруппы, после этого просит членов первой подгруппы представить себя в роли «прокуроров», второй подгруппы — в роли «адвокатов», третьей подгруппы — в роли «.родителей», которые решили помочь старому Дорсету и встали на его защиту. Все три подгруппы готовятся к судебному процессу и составляют каждая свой список вопросов.
«Прокуроры» составляют список, чтобы обвинить родителей. Их вопросы могут звучать примерно так: «Как могло случиться, что, будучи родителями, вы даже не заметили пропажу собственного ребенка и не обратились в полицию?»
«Адвокаты» оставляют список вопросов, помогающих защитить родителей, например: «Могло ли произойти так, что вы очень растерялись и не знали, что вам делать, когда обнаружилась пропажа ребенка?»
«Родители», не зная, о чем их будут спрашивать, составляют список предполагаемых вопросов, чтобы быть готовыми ко всему.
Вот примерные списки вопросов, составленные участниками наших тренингов, которые можно использовать как образец и раздать соответствующим подгруппам.
|
| Вопросы «адвокатов»:
1. Что вы можете рассказать о физическом здоровье ребенка?
2. Что вы собирались делать, когда обнаружили, что ваш ребенок пропал?
3. Как вы думаете, какое самое интересное событие произошло в жизни вашего ребенка?
4. Расскажите, пожалуйста, о том, как вы проводите время всей семьей.
5. Есть ли какие-нибудь игры, в которые ваш ребенок любит играть вместе с вами?
6. Как вы объясняете ребенку, что можно делать, а чего нельзя?
7. Дети часто задают вопрос родителям: «Вы меня любите?» Как бы вы могли доказать вашу любовь к ребенку?
Вопросы «прокуроров»:
1. Обращались ли вы за помощью к психологу и если нет, то почему?
2. Почему вы не обратились в полицию, когда обнаружили пропажу ребенка?
3. Почему вы не научили вашего ребенка правилам поведения в обществе?
4. Кто занимается воспитанием ребенка в вашей семье?
5. Сколько времени вы проводите вместе с ребенком?
6. Почему ваш ребенок оказался один на улице без присмотра взрослых?
7. Почему ваш ребенок предпочел бы вернуться к похитителям, нежели остаться дома с родителями?
Каждая подгруппа может использовать эти списки как образцы и выбирать из своего списка наиболее подходящие вопросы, изменяя их по своему усмотрению и/или добавляя новые. На выполнение этого задания тренер может отвести определенное ограниченное количество времени, к примеру, 10-15 минут Составленный список вопросов в дальнейшем понадобится всем участникам подгруппы, поэтому необходимо, чтобы он был у каждого.
Далее работа проходит в тройках, в состав каждой из которых входит по одному «адвокату, по одному «прокурору» и по одному «родителю». Если число участников не делится на три без остатка, то группа родителей может быть больше остальных, в этом случае часть участников продолжает работу в четверке («прокурор», «адвокат» и два «родителя»).
2-й этап.
1-й вариант (работа в тройках-четверках). Каждая тройка (четверка) располагается удобно, организуя пространство так, чтобы остальные группы не мешали работать. Затем «прокурор» и «адвокат» по очереди зачитывают каждый свой список вопросов «родителю», который внимательно слушает и пока не отвечает ни на один вопрос. После этого он (или каждый из «родителей» по очереди) сообщает участникам своей тройки (четверки) о том, какие ощущения вызвали у него те или иные вопросы; в каком случае ему (им) хотелось сотрудничать с «представителями су-
|
| дебной власти» и отвечать на их вопросы, а в каком — нет. Какие вопросы способствовали взаимопониманию, какие — нет. Какие вопросы вызвали неприятные ощущения. Процедура обратной связи проходит в свободной форме.
Далее «прокурор» и «адвокат» заново зачитывают свои списки вопросов, а «родитель» выбирает из них те, которые ожидал услышать, то есть соотносит услышанное со своим списком.
После этого «родитель» сообщает остальным участникам тройки о том, в какой мере оправдались его ожидания, какое количество негативных и позитивных вопросов он ожидал услышать.
2-й вариант. Второй вариант является сокращенным и наиболее приемлем в малочисленной группе (до 10 участников). Он проходит по той же схеме, что и первый, но только в кругу. Тренер предлагает группе составить несколько вопросов от имени адвоката и несколько вопросов от имени прокурора. После этого можно переходить к обсуждению.
|
Обсуждение
| Участники троек (четверок) возвращаются в круг и по очереди или в свободной форме делятся своими впечатлениями от проделанной работы, сообщая о том, как были восприняты те или иные вопросы, какие из них вызвали наиболее отрицательные эмоции, а какие — положительные, какие из них способствовали созданию доверительной атмосферы, а какие вызывали негативные реакции; на какие вопросы хотелось отвечать, а на какие — нет. Чем отличались стили «адвокат» и «прокурор» и какие средства выразительности (слова, фразы, словосочетания, интонация, манера обращения и т. д.) были характерны для каждого стиля. Какой стиль наиболее эффективен в педагогической практике и в каких ситуациях следует его использовать. Каким образом стиль «адвокат» может помочь учителю в общении с родителями. В каких ситуациях стиль «прокурор» также может быть эффективным и какие негативные последствия во взаимоотношениях между педагогом и родителем он может вызвать при неумеренно частом его использовании.
Обсуждая стили «адвокат» и «прокурор», можно рассказать историю, которая произошла с поэтом Ваганом Карапетяном, — о том, кто ищет золото, тот его и находит.
|
Методические
рекомендации
| Чтобы убедиться в том, что участники тренинга правильно поняли описанные выше стили, тренер может предложить им заполнить таблицу «Стили "адвокат" и "прокурор"» или использовать данную таблицу в качестве раздаточного материала (приложение 9).
|