Упражнение «блеф-турнир»
Цель
Методические
рекомендации
| Отработать технику постановки открытых и закрытых вопросов.
|
Содержание
| Для проведения данного упражнения понадобятся какие-либо небольшие предметы, которые можно зажать в кулаке, по одному на каждого участника. Это могут быть фишки, спички, фрагменты открыток, фантики от конфет, конфеты и т. д.
Группа разбивается на две подгруппы. Перед началом турнира каждый участник придумывает по одному закрытому вопросу для представителя противоположной команды. Например: «Ты умеешь делать пельмени?», или «Ты когда-нибудь была в Америке?», или «У тебя есть брат?» и т. д. Необходимо придумать такой вопрос, чтобы вероятность ответа «да» равнялась 50%, то есть если мы спросим, к примеру, летал ли наш собеседник в космос, то мы можем ожидать однозначный ответ «нет», а на вопрос: «Ты когда-нибудь ел блины?» каждый ответит «да». Оба эти вопроса не подходят для данного упражнения, потому что ответ достаточно предсказуем. Для того чтобы избежать подобных вопросов, участники могут советоваться друг с другом, внутри команды, но так, чтобы противоположная сторона не узнала содержания
|
| вопросов. Далее команды выстраиваются в две шеренги друг напротив друга следующим образом:
№1 №3 №5 №7 №9 №11 №13 №15 —участники 1-й
команды
№2 №4 №6 №8 №10 №12 №14 №16 - участники 2-й
команды.
Тренер выдает каждому участнику какой-либо небольшой предмет (конфету), а на своем столе ставит две чаши. Участник № 1 задает свой закрытый вопрос участнику №2. Участник №2, независимо от того, как бы он ответил на этот вопрос искренне, отвечает «да» и у себя за спиной незаметно прячет в кулаке предмет (конфету). Если он действительно хотел дать положительный ответ, предмет находится в правой руке, если отрицательный ответ — в левой. Далее участник № 1 должен отгадать, правдивым ли бы ответ участника № 2, для этого он задает открытый вопрос и после ответа на него сообщает свое мнение. Например:
У ч а с т н и к № 1.У тебя когда-нибудь в доме жил попугай?
У ч а с т н и к № 2. Да, конечно! (За спиной кладет конфету в левую руку, вытягивает обе руки вперед.)
У ч а с т н и к № 1. Чем ты его кормила?
Участник №2. Орехами и манной кашей.
У ч а с т н и к № 1.Я думаю, что это ложь.
У ч а с т н и к № 2 раскрывает ладони, и группа убеждается, что ответ был ложным.
У ч а с т н и к № 1 одержал победу в этом поединке, потом что он правильно угадал ответ. В этом случае участник № 2 кладет свой предмет (конфету) в чашу команды противника. Если бы участник № 1 не угадал, был ли ответ на закрытый вопрос правдивым, участник № 2 положил бы предмет (конфету) в чашу своей команды.
Теперь участник № 2 задает свой закрытый вопрос участнику № 3, и далее упражнение выполняется по аналогичной схеме. Потом участник № 3 вступает в поединок с участником № 4 и т. д. Таким образом, каждый из участников должен задать по два вопроса (один — закрытый, а другой — открытый), и каждый должен ответить на два вопроса. После этого тренер подводит итог и выявляет команду-победителя. По желанию группы очки можно не подсчитывать. Если участники разыгрывали конфеты, то можно высыпать их в одну большую вазу, а вперерыве организовать чаепитие, чтобы сплотить группу после состязания.
Если число участников тренинга превышает 16-18 человек, то упражнение можно проводить в подгруппах, завершив его обсуждением результатов в кругу.
|
Обсуждение
| Тренер предлагает участникам поделиться своими впечатлениями от упражнения и ответить на некоторые вопросы. Например: каковы возможности каждого из типов вопросов? в каком случае лучше использовать открытые, а в каком закрытые вопросы? на какие вопросы легче отвечать неискренне — на открытые или закрытые?
|
___________________________________________________