Цель
Методические
рекомендации
|
Отработать технику постановки вопросов в стиле «адвокат».
|
Содержание
| Перед началом упражнения тренер сообщает, что сейчас участники попробуют использовать стиль «адвокат» на практике. Для этого одна половина группы будет играть роль родителей, а другая половина — роль учителей или воспитателей детских садов. Группа станет разыгрывать различные ситуации. Родитель придет к учителю (воспитателю) со своей проблемой, а учитель (воспитатель) попытается выяснить, что же происходит.
Далее тренер разбирает одну-две ситуации вместе с группой. Например, родитель приходит к учителю и жалуется: «Мой ребенок не имеете классе друзей, поэтому он не хочет учиться». В ответ на это учитель может сказать: «Я считаю, что он плохо учится по другой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя на уроках?» — это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между учителем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что ваш ребенок может учиться лучше. Спасибо, что вы пришли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не может реализовать свои способности? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т.д.». Затем тренер предлагает участникам придумать свои ответы.
После этого участники делятся на две равные подгруппы. Каждый участник первой подгруппы (родитель) получает карточку с кратким описанием какой-либо ситуации, после ознакомления с которой все участники начинают свободно перемещаться по аудитории. Время от времени участник первой подгруппы останавливается перед любым участником второй подгруппы (учителем или воспитателем) и рассказывает ему свою ситуацию, в ответ участник второй подгруппы задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре. На поставленный вопрос можно не отвечать. Затем игра приостанавливается для того, чтобы тренер раздал карточки с ситуациями участникам второй подгруппы, и все начинается сначала. Перечень различных ситуаций представлен в приложении 10.
|
Обсуждение
| В процессе обсуждения тренер предлагает участникам ответить на следующие вопросы: удалось ли использовать стиль «адвокат»? какие трудности возникли при выполнении данного упражнения? сколько времени уходило на то, чтобы сформулировать вопрос?
|
Методические
рекомендации
| При выполнении упражнения некоторые слушатели замечают, что иногда бывает легче ответить собеседнику в повествовательной форме, чем сформулировать вопрос. На практике педагоги могут применять эти два стиля в обеих формах (в вопросительной и утвердительной).
На тренинге мы предлагаем отработать технику постановки вопросов, так как обычно это вызывает больше затруднений.
|
___________________________________________________
МИНИ-ЛЕКЦИЯ «КАКИЕ БЫВАЮТ ВОПРОСЫ?» ________ _________________
| Тренер знакомит участников с различными классификациями вопросов (закрытые, открытые, альтернативные, риторические и т. д.) и сферой их эффективного использования в педагогической практике, в том числе при взаимодействии с родителями. Если группа достаточно продвинута в плане изучения основ психологии, мини-лекцию можно заменить мини-беседой. В этом случае участники делятся своими знаниями в области классификаций и техник постановки вопросов.
|
__________________________________________________