Упражнение «невербальные средства общения»

Цель Методические рекомендации   Познакомить педагогов с азами психологии невербального общения.
Содержание   Каждый участник группы получает карточку со списком различных невербальных проявлений: жес­ты, позы, мимика (образец карточки дан в приложе­нии 11). Тренер просит участников решить, какие из этих средств способствуют созданию доброжелатель­ной атмосферы в общении с родителями, какие пре­пятствуют, а какие являются нейтральными. Каждый участник самостоятельно делает пометки в своей кар­точке. Можно применять единые условные обозначе­ния, которые даны на карточке.
  Затем группа делится на несколько подгрупп по 4-5 человек в каждой, где происходит обмен мнениями. После этого проводится общая групповая дискуссия о целесообразности использования перечисленных в карточке паттернов при общении педагога с родите­лями. Как правило, в этом упражнении группа редко при­ходит к единому мнению по поводу некоторых невер­бальных средств общения. В таком случае участникам каждой из подгрупп предлагается побыть в роли экс­пертов. Для этого один представитель подгруппы что-нибудь рассказывает остальным участникам, например, как готовить яичницу, и при этом демонстрирует тот жест, который вызвал спор. После чего участники под­группы рассказывают о своих ощущениях и решают вопрос об эффективности того или иного жеста. Таким образом группа приходит к единому мнению.
Обсуждение Вместо обсуждения тренер может попросить участников подвести итог работы экспертов, а итогом все­го упражнения может быть мини-лекция «невербаль­ные средства общения».
Методические рекомендации Данное упражнение часто вызывает много споров, которые иногда не прекращаются даже в кулуарах. Поэтому тренер может сделать акцент на том, что нельзя «читать» жесты других людей однозначно. Мы рассматриваем эту важную тему не для того, чтобы определять состояния других людей по их жестам, а для того, чтобы следить за своими невербальными проявлениями и достичь желаемой атмосферы в ходе беседы. Ф. Пуселик на одном из своих семинаров в Санкт- Петербурге по семейной психотерапии приводит такой пример: мужчина, произнося слова «Я люблю свою маму», скрещивает руки на груди и крепко сжи­мает их в кулаки. Некоторые слушатели тут же пы­таются интерпретировать этот жест: «Он говорит ложь». «Нет, — отвечает Ф. Пуселик, — он просто сильно обидел маму вчера и старается справиться со своей болью».

___________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: