Развитие наглядных обобщений у учащихся с нарушениями интеллекта обладает рядом особенностей, которые можно проследить на примере выделения признаков (цвета, формы и величины) для произведения группировки на основе выбранного параметра.
Учащиеся первых классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, справились с этим заданием, следующим образом:
Таблица №2
Количественные результаты по методике «Группировка» в первых классах
Ф.И.О., возраст | Параметр- цвет | Параметр – величина | Параметр – форма | Кол – во баллов | Уровень развития |
1.Вова В. 10 лет | + | 1 балл | низкий | ||
2. Артем Г. 9 лет | + | 1 балл | низкий | ||
3. Саша Г. 8 лет | + | 1 балл | низкий | ||
4. Никита Л. 9 лет | + | 1 балл | низкий | ||
5. Денис О. 9 лет | + | + | 2 балла | средний | |
6. Максим П. 11 лет | + | 1 балл | низкий | ||
7. Саша С. 13 лет | + | 1 балл | низкий | ||
8. Аня С. 9 лет | + | + | + | 3 балла | высокий |
9. Боря С. 9 лет | + | + | 2 балла | средний | |
10. Сергей С. 10 лет | + | 1 балл | низкий |
Шесть учащихся из десяти набрали по 1 баллу и показали низкий результат при выполнении данной методики. Два ребенка показали средний уровень, и всего один ребенок – высокий уровень развития наглядного обобщения. Средний показатель характерный для учащихся первых классов – 1,3 балла
|
|
Основываясь на результатах эксперимента можно сказать, что основным наиболее заметным параметром для проведения наглядного обобщения в первом классе является цвет (красный и желтый) у 39% от общего количества правильных ответов и форма (квадраты и круги) 38%. Самым последним параметром становится – величина (большие и маленькие) 23%.
В четвертых классах при выполнении той же методики, нами были получены следующие результаты:
Таблица № 3
Количественные результаты по методике «Группировка» в четвертых классах
Ф.И.О., возраст | Параметр- цвет | Параметр – величина | Параметр – форма | Количество баллов | Уровень развития |
1.Алина А. 10 лет | + | 1 балл | низкий | ||
2. Сергей Б. 11 лет | + | + | 2 балла | средний | |
3. Эмиль Д. 14 лет | + | 1 балл | низкий | ||
4. Слава К. 12 лет | + | + | + | 3 балла | высокий |
5. Вера К. 9 лет | + | + | + | 3 балла | высокий |
6. Ваня Н. 11 лет | + | 1 балл | низкий | ||
7. Катя С. 10 лет | + | 1 балл | низкий | ||
8. Рома С. 12 лет | + | + | 2 балл | средний | |
9. Сергей С. 13 лет | + | + | 2 балла | средний | |
10. Миша С. 12 лет | + | + | 2 балла | средний |
Только два ребенка смогли набрать максимальное количество баллов, у остальных средний и низкий показатель.
Средний показатель четвертых классов – 1,8 балла
|
|
Наиболее заметным параметром для проведения наглядного обобщения является форма – 39%. Следующим по частоте выбора параметром является – цвет (красный и желтый) – 33%. И самым последним параметром становится – величина (большие и маленькие) – 28%.
Результаты методики «Группировка» полученные в седьмых классах указаны в таблице № 4:
Таблица №4