Сравнительная характеристика уровня развития операций классификации и обобщения учащихся первых, четвертых, седьмых и девятых классов

Развитие наглядных обобщений у учащихся с нарушениями интеллекта обладает рядом особенностей, которые можно проследить на примере выделения признаков (цвета, формы и величины) для произведения группировки на основе выбранного параметра.

Учащиеся первых классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, справились с этим заданием, следующим образом:

Таблица №2

Количественные результаты по методике «Группировка» в первых классах

  Ф.И.О., возраст   Параметр- цвет   Параметр – величина   Параметр – форма   Кол – во баллов   Уровень развития
1.Вова В. 10 лет   +   1 балл низкий
2. Артем Г. 9 лет     + 1 балл низкий
3. Саша Г. 8 лет +     1 балл низкий
4. Никита Л. 9 лет +     1 балл низкий
5. Денис О. 9 лет + +   2 балла средний
6. Максим П. 11 лет     + 1 балл низкий
7. Саша С. 13 лет     + 1 балл низкий
8. Аня С. 9 лет + + + 3 балла высокий
9. Боря С. 9 лет +   + 2 балла средний
10. Сергей С. 10 лет +     1 балл низкий

Шесть учащихся из десяти набрали по 1 баллу и показали низкий результат при выполнении данной методики. Два ребенка показали средний уровень, и всего один ребенок – высокий уровень развития наглядного обобщения. Средний показатель характерный для учащихся первых классов – 1,3 балла

Основываясь на результатах эксперимента можно сказать, что основным наиболее заметным параметром для проведения наглядного обобщения в первом классе является цвет (красный и желтый) у 39% от общего количества правильных ответов и форма (квадраты и круги) 38%. Самым последним параметром становится – величина (большие и маленькие) 23%.

В четвертых классах при выполнении той же методики, нами были получены следующие результаты:

Таблица № 3

Количественные результаты по методике «Группировка» в четвертых классах

  Ф.И.О., возраст   Параметр- цвет   Параметр – величина   Параметр – форма   Количество баллов   Уровень развития
1.Алина А. 10 лет +     1 балл низкий
2. Сергей Б. 11 лет +   + 2 балла средний
3. Эмиль Д. 14 лет +     1 балл низкий
4. Слава К. 12 лет + + + 3 балла высокий
5. Вера К. 9 лет + + + 3 балла высокий
6. Ваня Н. 11 лет     + 1 балл низкий
7. Катя С. 10 лет     + 1 балл низкий
8. Рома С. 12 лет + +   2 балл средний
9. Сергей С. 13 лет   + + 2 балла средний
10. Миша С. 12 лет   + + 2 балла средний

Только два ребенка смогли набрать максимальное количество баллов, у остальных средний и низкий показатель.

Средний показатель четвертых классов – 1,8 балла

Наиболее заметным параметром для проведения наглядного обобщения является форма – 39%. Следующим по частоте выбора параметром является – цвет (красный и желтый) – 33%. И самым последним параметром становится – величина (большие и маленькие) – 28%.

Результаты методики «Группировка» полученные в седьмых классах указаны в таблице № 4:

Таблица №4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: