Из графика можно увидеть, что самый низкий уровень развития обобщения на наглядном материале был представлен в первых классах. По результатам, полученным в четвертых классах, мы можем утверждать, что имеется позитивная динамика развития исследуемой мыслительной операции. Пик развития данного вида обобщения приходится на седьмые классы. Далее линия графика опускается в низ, и мы можем наблюдать спад развития операции обобщения в девятых классах.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида выделяют несколько признаков для объединения фигур в группы, в большинстве случает это цвет, форма и значительно реже величина. Для более подробного анализа мы составили диаграмму№1, на которой отмечены процентные соотношения выделяемых параметров наглядного обобщения.
Диаграмма №1
Соотношения параметров наглядного обобщения по методике «Группировка»
Ведущими признаками, лежащим в основе обобщения учащихся с нарушениями интеллектуального развития, является цвет и форма.
|
|
Заключение
В ходе нашего исследования, мы реализовали все поставленные задачи и цели.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что мыслительные операции протекают у учащихся специальных школ с большим своеобразием. В исследованиях многих авторов (И.М. Бгажнокова, Ж.И. Шиф и др.) установлено, что умственно отсталым школьникам свойственна бессистемность анализа, выражающаяся в беспорядочном рассмотрении предмета или его изображения. Часто анализируя какой-либо объект, учащиеся одни части этого предмета называют по несколько раз (чаще несущественные), а главные детали остаются ими незамеченными.
К старшему школьному возрасту у умственно отсталых учеников происходят существенные изменения в аналитико-синтетической деятельности. Анализ объектов или их изображений становится более полным, причем не столько за счет увеличения количества называемых деталей, сколько за счет вычленения свойств объекта.
Школьники с нарушениями интеллекта не умеют последовательно выделять и сопоставлять соответственные признаки сравниваемых предметов. Это приводит к тому, что сходные предметы определяются ими как различные, а несходные — как похожие или даже одинаковые.
Часто учащиеся с нарушениями интеллекта, вместо сравнения двух предметов, выполняют анализ одного из них, в то время как второй выпадает из ноля их зрения.
Сравнение предметов предполагает установление черт не только сходства, тождества, но и различия. Ученики младших классов специальных (коррекционных) школ обычно обращают внимание только на те особенности, которые отличают один объект от другого.
|
|
Снижение возможности обобщения — это один из основных недостатков мыслительной деятельности учеников специальных (коррекционных) школ. Установлено, что учащиеся младшего школьного возраста могут производить в основном только простейшие ситуационные обобщения, а также обобщения по категориям, опирающимся на заученные ими родовые названия. Зачастую их обобщения, в частности наглядные, бывают или неправомерно широкими, или неправомерно узкими, а обобщений на малознакомом материале, требующем новых приемов интеллектуальной деятельности, они самостоятельно осуществлять не могут.
По данным Н. М. Стадненко, у учащихся наблюдаются разные типы обобщений: ситуативные, обобщения-группировки, понятийные, а также разные уровни наглядных и образных обобщений. Причем качество обобщений у умственно отсталых учеников зависит от целого ряда факторов: от степени знакомства детей с предлагаемым для группировки материалом; от сложности задания; от правильности понимания стоящей перед ними задачи; от новизны принципа классификации.
Анализ результатов опытно – экспериментальной работы показал положительную динамику развития мыслительных операций классификации и обобщения школьников с нарушением интеллекта в процессе специального (коррекционного) обучения. Мы можем утверждать, что высшие мыслительные операции умственно отсталых школьников претерпевают позитивные изменения количественного и качественного порядка.
Экспериментальный материал указывает на то, что самый низкий уровень развития мыслительных операций обобщения и классификации, был продемонстрирован учащимися первых классов. На основании результатов выполнения трех методик мы наблюдали у 60% первоклассников низкий показатель уровня формирования высших мыслительных операций. Наиболее элементарным типом обобщения является ситуативное обобщение, и оно преобладает в ответах умственно отсталых первоклассников. Особенностью ситуативного обобщения является то, что объекты объединяются лишь общностью ситуации, без выделения, какого бы то ни было общего признака.
Но, другие 40% учащихся первых классов справились с заданием, это свидетельствует о том, что наряду с обобщениями ситуативными, появляются обобщения по категориям, опирающиеся на заученные детьми «родовые» названия.
Учащиеся четвертых классов, продемонстрировали более высокий уровень сформированности мыслительных операций. По результатам трех методик, 60% учащихся справляется с заданиями, указывая на средний уровень сформированности операций обобщения и классификации. Низкий показатель соответствует 20% учащимся. В четвертых классах наряду с ситуационными группировками появляются обобщения по категориям, с опорой на существенный признак, дети выделяют «родовые» названия, как термины для обозначения определенных групп предметов.
В седьмых классах мы пронаблюдали, увеличение процентной доли успешности выполнения трех методик - 90%, из них 70% приходится на средний показатель и 20% - на высокий. И всего 10% учащихся имеют низкий показатель сформированности мыслительных операций классификации и обобщения. Мы отметили, что в седьмых классах обобщения по категориям постепенно начинают преобладать. У семиклассников происходит осмысление обобщающих терминов, как второго обозначения предмета, заключающего в себе его существенные признаки.
Самые высокие результаты по трем методикам были получены нами у учащихся девятых классов. 60% учащихся имеет средний показатель, 40% - высокий показатель уровня сформированности высших мыслительных операций. Девятиклассники полностью справились с заданиями. Они провели объединение предметов в группы по существенным признакам и каждую группу обозначили родовым названием.
|
|
Наши исследования указывают на то, что у первоклассников ведущим признаком при наглядном обобщении (методика «Группировка») выступает цвет, учащиеся IV классов ориентируются больше на форму. Что касается, учащихся седьмых и девятых классов ведущими признаками для них стали - цвет и форма. Вне зависимости от года обучения, меньше всего школьники ориентировались на параметр
величины.
Развитие высших мыслительных операций, у учащихся с нарушениями интеллекта, возможно под воздействием специально организованного коррекционного обучения, лишь в этом случае отмечается положительная динамика в развитии мыслительных операций.
Таким образом, опытно – экспериментальная работа позволила нам выполнить задачи исследования и подтвердила верность нашей гипотезы.