Динамика развития наглядного обобщения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по методике «Группировка»

Из графика можно увидеть, что самый низкий уровень развития обобщения на наглядном материале был представлен в первых классах. По результатам, полученным в четвертых классах, мы можем утверждать, что имеется позитивная динамика развития исследуемой мыслительной операции. Пик развития данного вида обобщения приходится на седьмые классы. Далее линия графика опускается в низ, и мы можем наблюдать спад развития операции обобщения в девятых классах.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида выделяют несколько признаков для объединения фигур в группы, в большинстве случает это цвет, форма и значительно реже величина. Для более подробного анализа мы составили диаграмму№1, на которой отмечены процентные соотношения выделяемых параметров наглядного обобщения.

Диаграмма №1

 
 

Соотношения параметров наглядного обобщения по методике «Группировка»

Ведущими признаками, лежащим в основе обобщения учащихся с нарушениями интеллектуального развития, является цвет и форма.


Заключение

В ходе нашего исследования, мы реализовали все поставленные задачи и цели.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что мыслительные операции протекают у учащихся специальных школ с большим своеобразием. В исследованиях многих авторов (И.М. Бгажнокова, Ж.И. Шиф и др.) установлено, что умственно отсталым школьникам свой­ственна бессистемность анализа, выражающаяся в беспорядочном рассмотрении предмета или его изображения. Часто анализируя какой-либо объект, учащиеся одни части этого предмета называ­ют по несколько раз (чаще несущественные), а главные детали остаются ими незамеченными.

К старшему школьному возрасту у умственно отсталых учени­ков происходят существенные изменения в аналитико-синтети­ческой деятельности. Анализ объектов или их изображений стано­вится более полным, причем не столько за счет увеличения коли­чества называемых деталей, сколько за счет вычленения свойств объекта.

Школьники с нарушениями интеллекта не умеют последова­тельно выделять и сопоставлять соответственные признаки срав­ниваемых предметов. Это приводит к тому, что сходные предметы определя­ются ими как различные, а несходные — как похожие или даже одинаковые.

Часто учащиеся с нарушениями интеллекта, вместо сравнения двух предметов, выполняют анализ одного из них, в то время как второй выпадает из ноля их зрения.

Сравнение предметов предполагает установление черт не толь­ко сходства, тождества, но и различия. Ученики младших классов специальных (коррекционных) школ обычно обращают внимание только на те особенности, которые отличают один объект от дру­гого.

Снижение возможности обобщения — это один из основных недостатков мыслительной деятельности учеников специальных (коррекционных) школ. Установлено, что учащиеся младшего школьного возраста могут производить в основном только простей­шие ситуационные обобщения, а также обобщения по категори­ям, опирающимся на заученные ими родовые названия. Зачастую их обобщения, в частности наглядные, бывают или неправомерно широкими, или неправомерно узкими, а обобщений на малозна­комом материале, требующем новых приемов интеллектуальной деятельности, они самостоятельно осуществлять не могут.

По данным Н. М. Стадненко, у учащихся наблюдаются разные типы обоб­щений: ситуативные, обобщения-группировки, понятийные, а также разные уровни наглядных и образных обобщений. Причем качество обобщений у умственно отсталых учеников зависит от целого ряда факторов: от степени знакомства детей с предлагае­мым для группировки материалом; от сложности задания; от пра­вильности понимания стоящей перед ними задачи; от новизны принципа классификации.

Анализ результатов опытно – экспериментальной работы показал положительную динамику развития мыслительных операций классификации и обобщения школьников с нарушением интеллекта в процессе специального (коррекционного) обучения. Мы можем утверждать, что высшие мыслительные операции умственно отсталых школьников претерпевают позитивные изменения количественного и качественного порядка.

Экспериментальный материал указывает на то, что самый низкий уровень развития мыслительных операций обобщения и классификации, был продемонстрирован учащимися первых классов. На основании результатов выполнения трех методик мы наблюдали у 60% первоклассников низкий показатель уровня формирования высших мыслительных операций. Наиболее элементарным типом обобщения является ситуативное обобщение, и оно преобладает в ответах умственно отсталых первоклассников. Особенностью ситуативного обобщения является то, что объекты объединяют­ся лишь общностью ситуации, без выделения, какого бы то ни было общего признака.

Но, другие 40% учащихся первых классов справились с заданием, это свидетельствует о том, что наряду с обобщениями ситуативными, появляются обобщения по категориям, опирающиеся на заученные детьми «родовые» названия.

Учащиеся четвертых классов, продемонстрировали более высокий уровень сформированности мыслительных операций. По результатам трех методик, 60% учащихся справляется с заданиями, указывая на средний уровень сформированности операций обобщения и классификации. Низкий показатель соответствует 20% учащимся. В четвертых классах наряду с ситуационными группировками появляются обобщения по категориям, с опорой на существенный признак, дети выделяют «родовые» названия, как термины для обозначения определенных групп предметов.

В седьмых классах мы пронаблюдали, увеличение процентной доли успешности выполнения трех методик - 90%, из них 70% приходится на средний показатель и 20% - на высокий. И всего 10% учащихся имеют низкий показатель сформированности мыслительных операций классификации и обобщения. Мы отметили, что в седьмых классах обобщения по категориям постепенно начинают преобладать. У семиклассников происходит осмысление обобщающих терминов, как второго обозначения предмета, заключающего в себе его существенные признаки.

Самые высокие результаты по трем методикам были получены нами у учащихся девятых классов. 60% учащихся имеет средний показатель, 40% - высокий показатель уровня сформированности высших мыслительных операций. Девятиклассники полностью справились с заданиями. Они провели объединение предметов в группы по существенным признакам и каждую группу обозначили родовым названием.

Наши исследования указывают на то, что у первоклассников веду­щим признаком при наглядном обобщении (методика «Группировка») выступает цвет, учащиеся IV классов ориентируются больше на форму. Что касается, учащихся седьмых и девятых классов ведущими признаками для них стали - цвет и форма. Вне зависимости от года обучения, меньше всего школьники ориентировались на параметр

величины.

Развитие высших мыслительных операций, у учащихся с нарушениями интеллекта, возможно под воздействием специально организованного коррекционного обучения, лишь в этом случае отмечается положи­тельная динамика в развитии мыслительных операций.

Таким образом, опытно – экспериментальная работа позволила нам выполнить задачи исследования и подтвердила верность нашей гипотезы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: