Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курский государственный университет»
Факультет дефектологический
Заочная форма обучения
Направление: 050700 Специальное дефектологическое образование
Профиль: Специальная психология
Кафедра коррекционной психологии и педагогики
Курсовая работа на тему:
«Особенности развития мыслительных операций обобщения и
Классификации школьников с нарушениями интеллекта»
Выполнила
студентка 1 (3,5 г.о.) курса
Смирнова Ольга Викторовна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент
Ялпаева Надежда Валериановна
Курск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Проблемы изучения мыслительных операций школьни-
ков с нарушениями интеллекта в современных исследованиях………… 8
1.1. Особенности проявления мыслительных операций школьников
|
|
с нарушениями интеллекта……………………………………….……………...8
1.2Особенности проявления операций классификации
и обобщения умственно отсталых учащихся в процессе обучения……..
Глава II. Исследование особенностей развития процессов
Классификации и обобщения учащихся специальных (коррекционных)
школ VIII вида в процессе специального образования …………………
2.1 Организация исследования особенностей развития операций классификации и обобщения школьников с нарушениями
интеллекта первого, четвертого, седьмого, девятого классов…….…
2.2 Сравнительная характеристика уровня развития операций классификации и обобщения учащихся первых, четвертых,
седьмых и девятых классов…………………………………………………
2.3 Условия формирования высших мыслительных операций
учащихся специальной школы VIII вида…………………………………...…
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………
Приложения ………………………………………………………………………
Введение
Роль мышления в структуре когнитивной сферы человека трудно переоценить, поскольку оно является ее компонентом, а, по сути, и механизмом, участвующем в организации и функционировании всех психологических процессов и форм психологической деятельности. Вместе с тем, мышление как высшая психологическая функция имеет свой физиологический предел, выход за который приводит к нарушениям мыслительной деятельности человека, а также влияет на все когнитивные процессы [27].
В определении умственной отсталости содержится указание на то, что первейшим ее признаком является нарушение когнитивной сферы.
|
|
Изучение особенностей мыслительной деятельности умственно отсталых школьников является одним из важных направлений специальной психологии. Известно, что главная цель, стоящая перед школами для детей с интеллектуальной недостаточностью — по возможности всестороннее развитие учеников, подготовка их к жизни и труду, к интеграции в общество. Эту цель невозможно реализовать без знаний своеобразия развития данной категории учащихся, а их основным дефектом является недоразвития высших форм мыслительной деятельности – операций классификации и обобщения.
Большое количество специалистов посвятили свою научную деятельность изучению особенностей формирования и развития мышления детей с нарушениями интеллекта. Среди них выдающиеся учение, такие как И.М. Бгажнокова, Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и многие другие.
Изучая познавательную сферу умственно отсталых школьников, И. М. Бгажнокова, З. Г. Петрова, Ж. И. Шиф достаточно глубоко описали особенности их мыслительных операций. К наиболее часто встречающимся нарушениям операционной стороны мышления умственно отсталых учащихся относят неустойчивость мыслительных операций, слабость обобщения, более легкое выделение признаков различия, чем сходства.
Большой вклад в изучение операции сравнения внес И. М. Соловьев, который не только подробно исследовал развитие операции сравнения учащихся с нарушениями интеллекта, но и предложил для усиления познавательного эффекта операции сравнения вводить третий объект, что помогает умственно отсталым устанавливать не только сходство, но и различия объектов.
При умственной отсталости мыслительные процессы протекают на уровне единично-наглядных образов, что затрудняет выделение существенных признаков изучаемых предметов и явлений, а также приводит к недостаточному пониманию общего. В работах Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Б.В. Зейгарник показано, что расстройства такого типа обычно квалифицируют как снижение уровня обобщения.
В последние годы в психологических работах Н. М. Стадненко, Ю. Т. Матасова, О. В. Романенко, Г. Ткачик особенности обобщения умственно отсталых изучались в плане раскрытия структуры познавательного дефекта и коррекции недостаточности умственного развития в процессе обучения и воспитания.
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования мыслительных операций умственно отсталых, проблема развития и формирования высших мыслительных операций, учащихся с нарушениями интеллекта, требует дальнейшего изучения, так как на данный момент отсутствуют современные исследования динамики уровня развития классификации и обобщения в процессе коррекционного обучения. Противоречие между потребностью в знании особенностей развития обобщения и классификации, учащихся с нарушениями интеллекта, и в отсутствии современных исследований развития данных операций, в процессе коррекционного обучения, актуализирует проблему нашего исследования.
Цель исследования – выявление динамики развития мыслительных операций классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта в процессе специального (коррекционного) обучения.
Объектом исследования – особенности проявления мыслительных операций умственно отсталыми учащимися.
Предмет исследования – особенности развития классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта.
В основу исследования была положена гипотеза о позитивном влиянии специального (коррекционного) обучения на процесс формирования мыслительных операций классификации и обобщения, учащихся с нарушениями интеллекта.
|
|
Исходя из поставленной цели исследования и гипотезы, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить закономерности развития мыслительных операций классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта.
3. Подобрать методики и провести исследование мыслительных операций классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта в первой и второй ступенях СКОУ восьмого вида.
4. Сравнить особенности формирования мыслительных операций классификации и обобщения у младших школьников и старшеклассников с нарушениями интеллекта.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялась совокупность следующих методов: теоретический анализ литературы; диагностические методы – наблюдение, беседа, тесты,
катамнестический метод, анализ продуктов деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №26 VIII вида города Курска».
Практическая значимость. Данные исследования могут быть использованы специалистами, работающими с учащимися с нарушениями интеллекта начальной школы и второй ступени; родителями, воспитывающих детей данной категории; студентами в профессиональной подготовке.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, теоретических выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель, объект, предмет, гипотеза, методы исследования.
В первой главе « Проблемы изучения мыслительных операций школьников с нарушениями интеллекта в современных исследованиях » рассматриваются особенности проявления мыслительных операций школьников с нарушениями интеллекта, особое внимание уделяется исследованиям, посвященным мыслительным операциям классификации и обобщения умственно отсталых учащихся в процессе коррекционного обучения.
|
|
Во второй главе «Исследование особенностей развития процессов классификации и обобщения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида в процессе специального образования» описывается организация исследования учащихся с нарушениями интеллекта; производится сравнительная характеристика уровня развития операций классификации и обобщения, учащихся первых, четвертых, седьмых и девятых классов; рассматривается и анализируется динамика уровня развития высших мыслительных операций; даются рекомендации по повышению эффективности формирования операций классификации и обобщения в условиях специального обучения.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список литературы содержит 62 наименования работ, используемых для проведения исследования.
В приложениях содержится дидактический материал к методикам, таблицы с результатами выполнения экспериментальных работ, и системы подобранных развивающих упражнений.
Далее излагается содержание глав (с новой страницы) по параграфам (новые параграфы в главе продолжаются на той же странице с отступом еще на интервал). Пишется заключение в основном ответ на цель и задачи, поставленные во введении. Заключение, библиографический список, приложение с новой страницы.