Занятие «Домики»

Цель: сформировать различение ширины и высоты предметов как двух разных параметров для сравнения.

Детям показывают два вырезанных из бумаги домика (схема 2): один высокий и узкий, а другой широкий и низкий и задают вопрос: какой дом больше?

Схема 2. Домики: а) высокий и узкий; б) широкий и низкий Ход занятия

Образуются две группы детей: одна выделит высоту домика и назовет большим высокий домик, вторая группа выделит ширину и скажет, что больше широкий домик. (Если все дети оказались в какой-то одной группе, то противостоять им должен педагог.) Дети не называют самих качеств — ширину и длину, они просто указывают на тот или другой домик. Поэтому лучше, чтобы домики отличались цветом, тогда их можно называть пока по цвету, например: желтый домик и зеленый домик. Возникает спор, какой дом больше.

Воспитатель фиксирует внимание детей на противоречии: один и тот же домик для одних оказывается большим, а для других маленьким. Как такое может быть? Дети должны сделать вывод, что одни показывают на высоту, а другие на ширину домика. Нужно, чтобы каждый понял, почему другие считают большим другой дом. На что смотрят они? На что смотрю я? Можно прикладывать домики друг к другу, чтобы посмотреть какой домик «выступает», т.е. какой больше.

Когда выясняются обе точки зрения, воспитатель задает вопрос: «Кто же прав?» Теперь можно использовать различение, которое получилось: высота и ширина. Правы ли те, кто большим назвал высокий домик? На что смотрели они? На высоту. По высоте какой дом больше? Значит, они сказали правильно.

А те, кто смотрели на ширину, правильно назвали широкий дом больше? Он больше по ширине? Получается, что все правы. А почему же результат получили такой разный? Потому что смотрели на разное, т.е. все смотрели на дом, но по-разному: одни — на его высоту, а другие — на ширину. И по ширине дом больше один, а по высоте другой.

После разбора ситуации с домиками проводится диагностическое занятие. Тот же вопрос: что больше? — задается уже на другом материале. Дети, у которых сформировалось различение высоты и ширины, должны задать вопрос: больше по высоте или по ширине? Или сказать, что оба предмета большие: один — по ширине, второй — по высоте, но не называть какой-то один предмет.

Центральным новообразованием для детей 5-6 лет становится удержание характера коммуникации: о чем спорят или говорят участники коммуникации — об одном и том же, но не согласны друг с другом, или о разном? Если на предыдущем возрастном этапе дети имели дело с точками зрения, восстанавливаемыми взрослым, то на этом этапе они учатся сами выделять разные точки зрения. Самым сложным для ребенка оказывается выход на две точки зрения и одновременное их удержание. Он часто примыкает к одной точке зрения и другую не воспринимает как равнозначную, особенно если речь идет об одном предмете и точки зрения противоречивы. Ребенок сначала учится воспроизводить чужую точку зрения без искажения, так как ему проще сказать, что его мнение правильно, а все остальные неправильные, их даже понимать не стоит.

Следующий шаг — ребенок учится определять отношение между своей точкой зрения и чужой. Бывает и так, что оппонент высказывает ту же самую мысль, но иначе ее формулирует, поэтому она воспринимается как неправильная, или другая. Важно на этом этапе научить ребенка не обращать внимание на коммунальную сторону конфликта. Например, дети часто используют слово «нет», чтобы вступить в разговор и остановить собеседника. Интересно, что вслед за этим словом ребенок высказывает мысль о другом предмете или ту же мысль, но формулирует ее иначе:

—Гепард — самый быстрый зверь.

—Нет, он пятнистый, я его по телевизору видел.

—Но бегает-то он быстрее всех?

—Наверное, я не знаю. Да, точно так говорили в передаче. Сначала требуется установить, что речь идет об одном и том же,

а потом уже можно выяснить, что именно говорится о предмете, возникает противоречие или нет. Для ребенка 5-6 лет достаточно определить, одинаковые мысли получились или нет. Продолжим пример:

— Тогда, вроде, ты со мной не споришь? Зачем же говорить «нет»? Я уже подумала, что ты не согласен, что гепард самый быстрый. Так я не пойму: мы с тобой про быстроту животных говорим или про цвет?

— Про гепардов.

— Ах, про гепардов! А я-то думала, мы про быстроту говорим. Хотела спросить у тебя, согласен ли ты, что гепард самый быстрый? Но если ты хочешь про гепардов говорить, то давай про гепардов.

В разговор вступает девочка:

— А я знаю, что самый быстрый страус, он машину обгоняет.

—Мы не про страусов, а про гепардов говорим, — возражает мальчик.

—Смотри, Карина, вроде, не про гепардов сказала, а про страусов, но на самом деле получается, что она со мной спорит. Если Карина говорит, что страус самый быстрый, значит, я не права — я-то думала, что гепард самый быстрый. Как быть: все же гепард самый быстрый или не самый быстрый?

Научить ребенка удерживать чужую точку зрения, не теряя свою, и выделять, фиксировать сами точки зрения можно и в беседе, и в игре, и на специальных занятиях. Приведем примеры некоторых занятий.

Занятие «Два ежика»

Цель: отработать различение правое — левое, умение ориентироваться в пространстве.

Ход занятия Детям предлагается ситуация:

«Бегут два ежика по дорожке. Видят — впереди лежат два яблока. Один другому говорит: "Давай твое яблоко будет то, которое справа, а мое — то, которое слева". На том и порешили. Добежали и схватились одновременно за одно и то же яблоко».

Дети должны объяснить, почему так произошло, и нарисовать рисунок.

Нужно, чтобы дошкольники «увидели», что ежики бежали навстречу друг другу. Дети рисуют ежиков, дорожку и яблоки, поворачивают рисунок, становясь на место то первого, то второго ежика. Ребята быстро замечают, что и правая, и левая стороны у них противоположны: то, что у одного справа, у другого — слева. Значит, когда говорят «справа» или «слева», нужно уточнять, относительно кого справа или слева.

Занятие «Конфликтный элемент»

Цель: сформировать умение осуществлять сериацию с выходом на основания сериации.

Перед детьми выкладывают ряд предметов, изменяющихся одновременно по двум параметрам, например по длине и ширине, и предлагают конфликтный элемент, который по одному параметру попадает в одно место ряда, а по другому — в другое (схема 3).

Схема 3. Конфликтный элемент

Если в заданиях на сериацию дошкольники младшего возраста — 3-4 лет — должны уметь выкладывать ряд по одному признаку, в данном случае — по длине или ширине, то 4-5-летние дети должны выстраивать ряд, удерживая одновременно два основания — и длину, и ширину. Дети 5-6 лет уже должны увидеть подвох в вопросе: «Куда поместить этот прямоугольник (конфликтный элемент)?» Поэтому им предлагают такой прямоугольник, который по первому параметру должен встать в одно место ряда, а по второму — в другое. Но поместить его в ряд, не нарушив один из параметров, невозможно.

Дети пытаются вставить этот элемент в ряд. Они предлагают разные варианты: одни учитывают только длину, другие — только ширину. Педагог должен все время им показывать, не употребляя слов длина и ширина, неправильность их выбора. При этом он не оценивает их работу, а сталкивает разные точки зрения: если одна команда предлагает поставить элемент в одно место, а другая — в другое, то куда же поставить правильно? Дети могут сказать, что элемент никуда не подходит. Тогда педагог просит их объяснить, почему.

Ребята должны прийти к выводу, что этот элемент не подходит, так как по длине его нужно поместить в одно место, а по ширине — в другое. То есть надо, чтобы дети удержали обе точки зрения как важные, а не отбросили одну из них как не значимую или не вписывающуюся в их видение.

Подобные занятия можно проводить на различение цвета, размера и любых других признаков.

Занятие на различение высоты и ширины

Цель: сформировать различение высоты и ширины.

Ход занятия

(На фланелеграфе 6 прямоугольных полосок, разных по высоте и ширине.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня ряд полосок. А куда поставить вот этот прямоугольник?

Анар: Я думаю, что между вторым и третьим, потому что он подходит по размеру.

Соня: Я тоже так думаю, что между вторым и третьим, потому что он меньше по высоте, чем третий.

Аня: Поставим между вторым и третьим: второй больше, а третий меньше его.

Воспитатель: Значит, у нас получилось, что новому прямоугольнику подходит место между вторым и третьим элементами. Все согласны?

Таня: Нет, он не подходит по ширине. Он меньше, чем третий, а должен быть больше.

Люда: Надо поставить между вторым и третьим, потому что подходит по высоте, а если поставить в другое место, то по высоте будет больше, и не получится лесенка.

Аня: Значит, не надо ставить по ширине.

Владик: Пусть стоит между вторым и третьим, потому что подходит по высоте.

Воспитатель: Значит, чтобы получилась лесенка, надо поставить наш прямоугольник между вторым и третьим элементами. Ребята, а разве нас просили построить лесенку? Нам нужно было поставить прямоугольник так, чтобы он подходил к ряду.

Полина: Он подходит по высоте, он выше третьего и ниже второго.

Надя: Но он узкий, значит, не подходит.

Воспитатель: Так куда же он подходит?

Таня: Поставить между третьим и четвертым, он подходит по ширине, он меньше третьего, но больше четвертого.

Анар: Неправильно. Смотри, он выше, его надо ставить сюда. (Показывает после второго.)

Люда: Никуда не подходит.

Соня: Он подходит по высоте здесь (показывает после второго), а по ширине туда (показывает после третьего).

Анар: Что же получается: по высоте мы должны поставить между вторым и третьим, а по ширине — между третьим и четвертым? Он же один! Нам что его — разорвать?

Таня: Нет, надо сделать еще два прямоугольника, только правильные, а этот какой-то неправильный.

Анар: Подходит половинка на серединку.

Воспитатель: Так какой же все-таки вывод?

Соня: Не подходит он в наш ряд, и все.

Анар: Его просто надо убрать.

Люда: Или поставить в другой ряд, а не в этот.

Подобные занятия проводят и в том случае, когда дети должны познакомиться с новым качеством или с качеством, которое до этого не использовалось на занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: