Занятие «Медведь»

Цель: перейти от исходного различения большой — маленький к различению большой по росту, по возрасту, по тому, кто что умеет делать.

Занятие на сравнение, требующее выхода на новое различение. В русском языке различение большой — маленький одновременно фиксирует качество (большой или маленький размер) и обозначает количественную меру для всех других качеств (больше по высоте, ширине, возрасту и т.д.).

Как правило, дети словами большой — маленький называют совокупность признаков. По этой причине при помощи имеющегося у них исходного различения большой — маленький можно строить множество ситуаций, требующих наращивания системы различений у ребенка.

Ход занятия

Воспитатель читает детям письмо: «Дорогие ребята! Пишет вам Зайчишка — Короткие Штанишки из соснового леса. Помогите разобраться! Собрал нас однажды Медведь — хозяин леса и говорит: "Много в нашем лесу беспорядков стало происходить, чужаки разные приходят. Пора этому положить конец. Вот что я решил: пусть все большие звери тропы лесные расчищают да малых зверей от врагов-чужаков оберегают. А малые зверюшки пусть лес в порядок приводят, мусор да разные щепки в кучи собирают. Вот и будет у нас в лесу порядок".

На том и порешили. Все звери по своим делам разошлись, а вот про меня, Зайца, спор возник: какой я — большой или маленький? Медведь говорит: "Маленький". А мышонок говорит: "Какой же Заяц маленький? Он вон какой большой. Недавно как прыгнул, чуть меня, Мышонка, не раздавил".

Спорили, спорили, так и не пришли к согласию. Помогите, ребята, разобраться: какой я — большой или маленький?»

Логика движения на примере ситуации «Медведь»:

1. Задание ситуации — в задачной форме, где исходно закладывается противоречие (заяц одновременно полагается и большим и маленьким) и неразрешимость в действии (для зайца).

2. Дети пытаются разрешать ситуацию за счет выбора одного из полюсов оппозиционной пары: заяц либо большой, либо маленький.

3. Задача не разрешается, противоречие углубляется за счет того, что удерживается позиционность (заяц одновременно и большой — для мышонка, и маленький — для медведя) и вопрос: а какой же заяц на самом деле?

Задача не решается по типу простого выбора, а требует для своего решения восстановления исходной деятельностной ситуации.

4. Восстановление ситуации: чего хотел медведь — навести
порядок в лесу с учетом того, какой зверь что умеет делать.

Что медведь делал? Через разыгрывание выясняется, что он разделил всех зверей по росту. Здесь происходит выход в мыслительный план: различения — это не то, что существует натурально, на вещах, а то, что задается контекстом ситуации и целями говорящего и действующего субъекта.

5. В мышлении — смысловое углубление и дифференциация различений. Например: кто больше — слоненок или взрослая зайчиха?

Дети путаются, затрудняются дать однозначный ответ.

—А как мы тут смотрим, как сравниваем?

—По годам, по росту, размеру.

Различные понимания большого — маленького схематизируются.

—А каким лучше быть — большим или маленьким? Дети высказывают разные мнения:

—Маленькому можно ничего не делать.

—Зато большие много что умеют делать. Фиксируется третье понимание: размер, возраст, умения.

6 Возвращение в ситуацию. Какое из трех пониманий может помочь медведю? Выбираем третье: разделить всех зверей по тому, кто что умеет делать. В результате заяц оказывается почтальоном — он быстро бегает.

Детей 6-7 лет учат выходить на управление ситуацией, требующей различения. Дети этого возраста способны удерживать две точки зрения, оценивать их противоречивость и находить выход из конфликта за счет выявления разности этих точек зрения.

Большое значение имеет материал, на котором разворачивается ситуация конфликта. Дошкольник может увидеть отсутствие различения или разность точек зрения (способов получения суждения о предмете), если у него уже есть опыт использования одного и другого способа, свойственного данной точке зрения. Если ребенок знает, что такое дружба и что чужие вещи брать нельзя, он может разрешить ситуацию противоречия, например такую, которая представлена в следующем занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: