Занятие «Рассказ с продолжением»

Цели: понять участникам ситуации действия (по описанию ситуации); отработать способы установления взаимопонимания.

Ход занятия

Детям предлагается послушать рассказ и продолжить его. Можно взять не известное детям литературное произведение или описать реально произошедшее событие. От детей требуется объяснить, почему они именно так продолжают свой рассказ, сравнить его с «настоящим» продолжением рассказа и выделить, что они понимали по-другому.

Например: «Мама пришла за Васей в садик пораньше. Позвала его одеваться, а Вася стал капризничать, не пойду, говорит, домой... Что было дальше?»

Одни дети говорят, что мама рассердилась на Васю, стала его ругать и заставила одеться. Другие считают, что Вася кого угодно «переплачет», и мама просто села на диванчик и стала ждать, когда же Вася захочет пойти домой.

Воспитатель продолжает рассказ: «Вот и не угадали. Дело было так. Мама спрашивает Васю: "Почему ты плачешь, разве ты не рад, что я пришла пораньше? Мне надо успеть купить тортик, мы едем в гости к бабушке..." Что было дальше? Но сначала скажите, чем отличается мой рассказ от ваших продолжений?»

С помощью воспитателя дети отмечают: они не учли, что мама начнет спрашивать Васю о причинах его нежелания идти домой. Мама сказала Васе, почему она пришла пораньше. А в рассказах детей Вася и мама не знают о планах друг друга и просто сердятся друг на друга.

Продолжение истории у детей получило несколько направлений. Одни считают, что Вася обрадовался, что они идут в гости к бабушке (вариант: радость доставляет покупка торта), другие продолжают линию обмена своими замыслами на день. Теперь Вася рассказывает маме, что он должен закончить постройку и только после этого сможет уйти.

Воспитатель продолжает рассказ: «Действительно, Вася хотел закончить постройку, о чем и сообщил маме, ведь мама задала ему вопрос, и Вася должен был ответить...Что же было дальше?»

Дети замечают, что некоторые ребята правильно догадались о развитии событий. Теперь, по мнению уже большинства ребят, мама будет ждать Васю до тех пор, пока постройка не будет закончена. Потом они пойдут к бабушке. Но некоторые дети решили развить сюжет по-другому: они стали говорить о том, что мама торопится, времени мало и будет совсем темно, надо сразу идти. Вася соглашается с мамой.

Воспитатель подтверждает версию детей: «Время очень важно для мамы. Только вот Вася не соглашается, он хочет закончить постройку... Что было дальше? Чем отличается история от ваших предположений? Что бы вы сделали по-другому на месте мамы или Васи? Может, мама или Вася чего-то не понимают?»

Дети выясняют, что Васе важна его постройка, а маме важно попасть к бабушке, возможно, у нее День рождения. Воспитатель с детьми решают, как же быть в такой ситуации. Этот фрагмент (продолжение разговора Васи с мамой) разыгрывается в парах. Дети решают, что если постройку можно сделать в любой день (например, завтра), то Васе лучше не капризничать и идти с мамой. Особенно, если у бабушки действительно какой-то праздник — его же нельзя перенести на другой день! Если же постройка нужна сегодня (проходит конкурс между командами), а праздника у бабушки нет, то лучше маме подождать Васю.

Поскольку дети активно обсуждали ситуацию, воспитатель решил дать им самое сложное продолжение истории: у бабушки действительно день рождения, а у Васи действительно проходит конкурс построек. История закончилась тем, что мама увела плачущего Васю. Ребята, разыгрывая различные варианты развития ситуации, пробовали принимать и точку зрения мамы, и точку зрения Васи. Коллективно решили, что день рождения все же важнее в данном случае, т.к. он бывает только раз в году. Вася сам бы очень расстроился, если бы к нему на праздник никто не пришел. Постройку ребята могут закончить и без Васи, а он будет участвовать в следующем конкурсе.

Сравнение рассказанной истории с разыгранными вариантами позволили ребятам выделить эффективность вопросов и обмена пониманиями происходящего друг с другом в таких сложных ситуациях. Дети делают вывод: надо не капризничать и сердиться, а спрашивать у другого, почему он так поступает, и самому рассказывать, почему ему важно что-то сделать. Еще, по мнению детей, нужно вместе решить, что важнее — договориться или уступить другому.

Такого рода занятия можно проводить и с трехлетними детьми. Материал для этого берется более простой — короткие законченные истории, и вопросы относятся, в основном, к причине поступка. Например: почему плачет Зайка (стихотворение А. Барто «Зайку бросила хозяйка...»)? что себе представляла о случившемся хозяйка Зайки? чего она не понимала? почему воспитатель забрал игрушку, когда мальчики стали отнимать ее друг у друга? почему повар хвалил сегодня ребят за чистые тарелки после обеда? и т.п. Детей 4-5 лет можно просить продолжать историю и сравнивать способы, которые используются в их версиях, с культурными, присутствующими в истории воспитателя. Детям 5-6 лет будет, напротив, интересно услышать историю, в которой герои поступают некультурно, и предложить свои способы, которые приводили бы к разрешению ситуаций. Начиная с пятилетнего возраста дети с удовольствием отвечают на вопросы о характере персонажей, о том, что они могут делать, а что не умеют или не понимают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: