Занятие «Комментатор»

Цель: научить ребенка описывать в речи ситуацию действия, соотнося комментарий с происходящим.

Такие занятия особенно полезны детям с гиперактивной речевой деятельностью, которые любят фантазировать, теряя нить и предмет рассуждения. Детей-молчунов такие занятия могут подтолкнуть к более свободному речевому описанию, т.к. им есть, что описывать, и они не заняты в данный момент никаким другим делом.

Ход занятий

Дети разыгрывают небольшое произведение, например детский стишок или сказку. Один ребенок выступает Автором-комментатором. В задачу Автора входит не только ведение действия, но и комментарий происходящего, например поступков героев. Можно сделать Автором одного ребенка, а Комментатором — другого. Необходимо следить за тем, чтобы слова, которые произносит ребенок, совпадали с действием, производимым другими детьми или взрослыми. Воспитатель или зрители могут задавать Комментатору вопросы о происходящем.

Если дети играют в «Комментатор» впервые, для разыгрывания лучше взять стихи. Стихи задают ритм, размеренность речи ребенка. Он должен следить пока только за соответствием скорости речи и действия. Потом можно включить в игру Комментатора, который дает интерпретации происходящего в тот момент, пока происходит действие, не предполагающее слов Автора. На следующем этапе можно попробовать разыгрывать рассказы или короткие сказки. Более сложный вариант — поручить ребенку комментировать игру других детей, подобно спортивным комментаторам. Игру можно брать как спортивную, так и любую другую, связанную с коллективным действием. Игра на выигрыш более проста для комментирования, т.к. предполагает понимание стратегии и тактики команд. И если ребенок имеет опыт игры, то он может пытаться понимать используемые игроками способы. Например, викторина на какую-либо тему может комментироваться с точки зрения взаимодействия игроков при поиске ответа на вопрос, выбора выступающего и правильного решения, ошибок, допущенных командами, и т.д.

Сюжетно-ролевая игра тоже может комментироваться ребенком, но она требует большего времени на сами игровые действия и более сложна для понимания. В этом варианте комментарий можно делать в виде отчетов, писем с места событий, репортажей журналиста, телеграмм, в зависимости от сюжета игры, т.е. делать комментарий не постоянно сопровождающим игру, а два-три раза за время игры. При этом надо обращать внимание ребенка на точность его прогнозов развития ситуации, правильность и однозначность интерпретации действия игроков, что можно проверять, спрашивая самих игроков.

Соответствие происходящего речевому описанию достигается двумя способами. Одному из ребят поручается комментировать происходящее. Его речь должна сопровождать действия партнеров по игре, в случае их рассогласования можно просить играющих детей сделать так, как говорит Автор (или Комментатор), или, наоборот, Автора просить исправить текст. Такие взаимные «зашнуровки» речевого текста и действия полезно чередовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: