Игра «Загадка»

Цели: выполнять действия по словесному описанию и уметь находить точные речевые формы для управления действием другого человека.

Материал: 4 одинаковых набора предметов (вначале можно использовать 5 предметов, постепенно доводя их число до 10, лучше всего использовать детали от конструктора «Лего»).

Игра соревновательно-командного типа. Учит находить способы взаимопонимания в коллективно распределенной деятельности. Результатом правильно установленного понимания является правильно выполненная работа.

Ход игры

Группа делится на две команды. Назовем их так же, как группы детского сада — «Солнце» и «Звезда». Каждой группе выдается по два набора. Из одного набора предметов группа складывает загадку для другой группы. Загадкой может стать любая композиция, конструкция, предмет, собранный из деталей одного набора. Группы не видят загадки друг друга. Затем каждая группа выбирает из своего числа Герменевта и Исполнителя. Герменевт группы «Солнце» смотрит на загадку группы «Звезда», и, наоборот, Герменевт «Звезды» знакомится с загадкой «Солнца». Он может смотреть на загадку сколько ему нужно и даже взять ее с собой, но не имеет права показывать своему Исполнителю. Затем он должен описать словами (можно говорить что угодно: что делать, на что это похоже и т.д.) своему Исполнителю загадку другой группы. По этому описанию Исполнитель должен собрать из второго комплекта предметов то, что загадала соревнующаяся с командой Исполнителя группа. Выигрывает группа, быстрее и точнее собравшая загадку соперников.

Игра не будет интересной, если, чтобы составить загадку, предметы свалят в кучу. Загадкой считаются только упорядоченные варианты расположения или соединения предметов набора.

Будет достигнут больший эффект, если каждый ребенок сможет побывать во всех ролях — и Загадывающего, и Герме-невта, и Исполнителя. Это позволит ребенку увидеть всю деятельность с трех разных точек зрения, и, играя одну из ролей, он будет лучше понимать, что от него требуется сделать.

В игре можно диагностировать: умеет ли ребенок описать в словах результат работы другого человека, в данном случае — постройку? может ли он изменить описание, если партнер его не понимает? может ли он со слов партнера осуществить действие?

В роли Исполнителя может выступать не один ребенок, а группа детей.

Занятие «Строим дом»

Цель: показать детям зависимость результата коллективной работы от установления взаимопонимания.

Задача: соотнести общую задачу со своей, задав вопрос о целях партнера по работе.

Материал: конструктор «Лего».

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям сделать одну общую постройку, но каждый получит свое собственное задание. Дети делятся на группы по три человека. Старшие дети получают задание: выбрать платформу для строительства и не выходить за ее пределы. Дети среднего возраста получают задание построить дом. Младшие дети — использовать детали только зеленого цвета. Воспитатель должен убедиться, что все дети точно поняли свое задание.

Дети в командах приступают к строительству. В одних командах дети почти не разговаривали друг с другом, каждый выполнял свое задание, забыв про общее. Тогда воспитатель еще раз напомнил им, что постройка должна быть общей. Ульяна, старшая девочка в одной команде, сделала постройку, общую для всех. Остальные ребята так и делали свое, не обращая внимания друг на друга. В других командах строительство было общим. Так, в одной команде Саша быстро все понял, начав с того, что спросил у своих товарищей, какое у них задание. Выяснив это, ребята сделали постройку, отвечавшую всем требованиям.

В конце занятия обсуждаем проделанную работу. Сравнивая результаты, выясняем с ребятами, что одни команды все сделали как надо: зеленый домик на платформе. Другие команды сделали что-то совсем другое, некоторые — даже три разных постройки. Выясняем, что правильно удалось выполнить задание тем командам, в которых дети спрашивали друг у друга, какое задание получил каждый. Оказывается, если работаешь вместе с товарищем, можно и нужно задать ему вопрос о том, что он собирается делать, и сообщить о своих планах.

Впоследствии дети учились задавать вопрос о планах товарищей и воспитателей на прогулке, в игре, на занятии, при подготовке к празднику, у родителей и т.д.

Занятие «Мост»

Цели: удерживать роли в групповой работе: понимать возможности и ограничения роли; организовывать работы посредством словесной инструкции.

Задачи по возрасту:

младшие дети — знать детали конструктора, учить видеть ситуацию собственного непонимания и выходить из нее при помощи задаваемых вопросов;

средние дети — следить за соответствием получающейся поделки образцу; учить формулировать критические замечания и описывать свое видение образца;

старшие дети — учить оформлять в речи инструкции к действию, делая их понятными и выполнимыми для маленьких детей.

Материал: конструктор «Лего».

Ход занятия

Работа проходит в разновозрастных командах. В каждой команде следующие участники: Бригадир — он руководит стройкой, но сам ничего не строит руками; Помощник Бригадира — проверяет, совпадает ли постройка с образцом; рабочие — строят по указанию Бригадира или исправляют постройку по указанию его Помощника. Помощник Бригадира выступает его скрытым оппонентом.

Все дети рассматривают образец постройки: мост с арками. Воспитатель дает детям установку для работы: «Сейчас вы будете строить мост, но по особым правилам. Представьте, что вы попали в волшебную страну и оказались заколдованными. Старшие и средние дети не могут ничего брать в руки, могут только говорить. Получается, что руками строить могут только младшие. Попробуйте построить такой же мост».

Далее дети работают по группам. Воспитатель отмечает правильно заданные вопросы детей; моменты, когда ребенок замечает, что его неправильно понимают, и исправляет инструкцию или фразу; те команды, в которых малыши понимают своего Бригадира и его Помощника, и т.п.

После строительства воспитатель обсуждает с детьми, как проходила работа, кто что делал. Выясняют: похожа ли постройка на образец; было ли трудно и в какие моменты; как справились. Воспитатель напоминает детям приемы установления взаимопонимания, которые он отмечал по ходу работы, если дети о них не говорили как о средствах преодоления трудностей.

Занятие «Формирование звуковой культуры речи у четырехлетних детей» (Фрагмент работы с пониманием в ходе логопедического занятия)

Цель: автоматизировать звук [л].

Задачи: автоматизировать звук [л] в изолированном произношении, в слогах, словах, предложении и фразовой речи; построить дифференциацию звуков [л] и [w]; закрепить навык словообразования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, тренировать в подборе антонимов; отработать навык управления существительными в винительном, родительном и дательном падежах с предлогом к. Дать опыт различения и понимания другой точки зрения (в плане произнесения звуков речи).

Работа с пониманием заключается в том, что ребенок должен увидеть и испытать на себе трудность понимания Другого. Этот Другой владеет своим набором различений звуков и не владеет звуковым различением, который есть у ребенка. Столкновение этих разных наборов звуковых различений вызывает непонимание, которое разрешается за счет восстановления чужого звукового набора различений и учета его при понимании чужого текста. Особый интерес представляет появление у ребенка осознания разности звуковых различений и важности этой разности для установления взаимопонимания. На основе этого осознания можно провести специальный прием «Оборачивание»: как трудно было детям понимать Другого, так и самих детей трудно бывает понимать, если они искажают звуки.

Материал: картонный замок; кукла-принцесса; 7 лягушек-жаб; 4 индивидуальных зеркала; 4 больших листа с наклейками (на каждом листе среди прочих изображений наклеено по 4 лягушки); 4 простых карандаша; телевизор с видеомагнитофоном; видеокассета с записью голосов животных без изображения и с изображением; 4 вырезанных лягушонка; игрушки: волк, белка, лошадь и слон; картонная основа, расчерченная на 16 квадратов с наклейкой Л на каждом; карточки для основы (разрезанный портрет принцессы) с теми же наклейками на обороте; 4 вырезанные куклы; 12 карточек с нарисованными предметами: лампа, лось, лук, лопата, клоун, пчела, салат, вилка, пенал, стол, стул, бокал.

Ход занятия

1. Введение «Сказка».

Логопед: За горами, за долами, за глубокими морями жила-была принцесса. Она была юна и сказочно хороша собой. Голос ее был звонок, а речь чиста, как апрельский ручей. Каждое утро она напевала песни, и от ее чистой речи и нежного голоса в садах распускались цветы, а птицы оглашали окрестности замка радостной трелью.

(Детям демонстрируется замок и кукла-принцесса.)

Логопед: Слава о красавице пошла по городам и странам... И вот однажды полчища жаб осадили замок принцессы. Все дни и ночи напролет они неустанно квакали — звали ее: Kwowa...wowa...wowa... Не выдержал замок такого напора. Захватили жабы крепость, а красавицу превратили в жабью королеву.

(На замок и куклу набрасывается черное покрывало. На покрывало сажают большую плюшевую жабу и шесть игрушечных лягушек.)

Логопед: Плачет принцесса целыми днями напролет, горькие слезы роняет. Да слезами горю не поможешь — сильно жабье зwобное, подwое заклинание...

2. Основная часть.

Игра «Проверка оружия» (автоматизация звука [л] в слогах и в изолированном произношении)

Логопед: Надо принцессе помогать, из беды ее выручать. Но бороться с жабами будет нелегко... Вы готовы? У нас есть скрытое оружие, о котором жабы даже не подозревают.

(Логопед показывает язычок, упирающийся в верхние резцы.)

Дети: Это язычок.

Логопед: Это острый, ловкий, сильный язычок, который умеет правильно говорить звук Л. А жабы этого не умеют! Давайте потренируемся. (Выдает детям зеркальца.) Глядя в зеркальце, дружно произнесем: Л-Л-Л! Что помогает нам произнести этот звук? Что делает рот?

Дети: Он приоткрыт.

Логопед: А губы?

Дети: Они улыбаются.

Логопед: Что делает язык?

Дети: Кончик языка поднимается и упирается в верхние зубки.

Логопед: Молодцы! А теперь еще раз, чувствуя наших помощников, произнесем звук: Л-Л-Л. Отлично! «Постреляем» язычком. Повторяйте за мной: ла-ло-лу-лэ-лы; ал-ол-ул-эл-ыл; ала-оло-улу-элэ-ылы.

Логопед: Отлично! По-моему, вы готовы сражаться с жабами и освободить принцессу. Приступим...

Игра «Поймай шпиона» (автоматизация изолированного звука [л])

Логопед: Перед вами лежат карты. (Выдает каждому по большому листу с наклейками.) Здесь среди прочих мирных жителей спрятались маленькие лягушки-шпионы. Их важно не просто найти, но и обезвредить, сделать безопасными. Это очень просто: каждую лягушку надо обвести в кружок против часовой стрелки и назвать Л. Тогда ее злая сила пропадает, и она становится обычной лягушкой. Только по-

мните, звук Л надо произнести правильно, язычком: Л. (Дает трированный образец.) Посмотрите, как я сделаю это вместе Лизой. (Обводит рукой ребенка и называет.) Возьмите в правую руку карандаш и приступайте к поиску шпионов.

(Дети под контролем логопеда самостоятельно обводят и «называют» лягушек.)

Логопед: Справились? По сколько шпионов нашел каждый из вас?

Дети: По четыре лягушки.

Игра «Чей голосок?» (автоматизация звука [л] в предложении)

Логопед: Мы обезвредили самых маленьких лягушат. На очереди у нас армия старых, злобных и опытных жаб. Вы готовы с ними бороться?

Дети: Готовы!

Логопед: Слушайте задание от первой лягушки. Она очень любит театр и всякие превращения. Внимательно послушайте, в кого будет превращаться лягушка, чей голос вы услышите. Давайте присядем в круг и прислушаемся! (Включает запись.) Кого ты услышала, Катя?

Катя: Я услышала мяуканье кошки.

Логопед: Проверим?

(Дети смотрят на экран и убеждаются в правильности ответа. Аналогично отрабатываются голоса других животных.)

Логопед: И с этим заданием вы справились. Отступила от замка лягушка-театралка.

Игра «Найди лягушонка» (автоматизация звука [л] в словах, в предложении и в связной речи)

Логопед: У второй жабы тоже есть слабость: она все простит и отступит от замка, если вы с ее лягушатами поиграете. Для игры разделимся на две команды: Настя + Лиза и Аня + Катя. Команды получают карточки — по одной картинке. Назовем их: лампа, лось, лук, лопата, клоун, пчела, салат, вилка, пенал,стол, стул, бокал.

Команды, выложите свои карточки в ряд по шесть штук и получите по два лягушонка. Настя с Лизой отворачиваются, а в это время Аня с Катей быстро прячут каждого лягушонка под любую из своих картинок. Затем то же со своими лягушатами проделывают Настя с Лизой. Задача: первыми найти обоих лягушат противоположной команды. Каждый ход необходимо начинать просьбой к команде соперников, например: «Аня, подними, пожалуйста, пчелу (лося, пенал, вилку...)!». Аня поднимает названную карточку и, если под ней спрятан лягушонок, отдает его соперникам. Те, в свою очередь, продолжают делать ходы. Если же под картинкой лягушонка не оказалось, ход переходит к команде Ани и Кати. Право первого хода определим знакомой считалкой про звук Л. Посчитаемся хором:

Вот со звуком Л считалка: Лыжи, глобус и скакалка, Блуза, платье и заплатка, Пламя, лодка и палатка, Ложка, вилка и бутылка, Вилы, пилы и копилка, Клумбы, флоксы и фиалка — Вот и кончилась считалка!

Перед началом игры хочу напомнить о том, что вы играете командами. С командой всегда можно о чем-нибудь посовещаться, например о том, какую картинку загадать соперникам.

(Дети играют.)

Логопед: Молодцы! Всех лягушат нашли — мама жаба довольна! Отступает и она от замка.

Пальчиковая гимнастика (автоматизация звука [л] во фразовой речи)

Логопед: Третья жаба ставит свое условие: научите ее с пальчиками играть! Научим? Тогда выходите и вставайте в круг. Покажем нашу гимнастику.

(Выполняют пальчиковую гимнастику: «Утро настало», «На постой».)

Логопед: Жаба довольна — уступает замок.

Игра «Назови ласково и скажи наоборот» (автоматизация звука [л] в словах)

Логопед: Четвертая жаба жутко коварная. Видит, что силы жабьей армии слабеют, — выставила дополнительных стражников. (Выставляются волк, белка, слон, лошадь.) Как с ними бороться, не знаю. Может, попробуем назвать животных ласково? Был волк, а стал —...

Дети: Волчок.

(Аналогично называют белку, лошадь и слона.)

догопед: Добреют стражники, но не уступают крепость! qTo же делать?! Давайте назовем зверей наоборот: был волк сытый, а стал —...

Дети: Голодный.

Логопед: Голодному тяжело сторожить замок. Отступил волк. Была белка трусливой, а... Дети: Стала смелой.

Логопед: Теперь она не боится злых жаб и может смело возвращаться в лес. Была лошадь неумелой, растяпой, а стала... Дети: Ловкой.

Логопед: И ловко ускакала по лугам. Был слон худой и грустный, а...

Дети: Стал толстый и веселый. Логопед: И довольно побрел в джунгли.

Игра «Собери картинку» (автоматизация звука [л] в словах)

Логопед: Пятая жаба злая, но умная. Задачки разные очень любит. Вот и вам дала задание: «Соберете картинку в целое — отступлю от замка принцессы!» Перед вами — основа для картины с размеченными квадратами. На каждом — наклейка. Ищите такую же наклейку на разрезанных квадратиках, правильно называйте ее, переворачивайте квадрат и выкладывайте его на соответствующее место (наклейка к наклейке) на основе.

(Дети собирают картинку.)

Логопед: Что же у нас получилось?

Дети: Портрет принцессы.

Логопед: Да, но только лишь портрет... Никак не расколдуется наша красавица.

Игра «Исправь жабу» (автоматизация звука [л] в словах)

Логопед: Последняя жаба осталась — да не сдает она крепость... Стреляет, коварная, словами, как стрелами. Но есть у нас против ее стрел оружие — приготовьте язычки. Все, что ни скажет жабища, мы в ответ отправим правильно, выделяя Л:

Woдкa — лодка.

Wопата — лопата.

Паwка — палка.

Гawoши — галоши.

Коwокольчик — колокольчик.

Бawawaйкa — балалайка.

Не выдержала жаба вашей смелости, ловкости и умелости. Зачахла, бедная, и отступила.

Игра «Расколдуй принцессу» (автоматизация звука [л] в словах и во фразе)

Логопед: Но по-прежнему замок покрыт мраком. А принцесса как была жабьей королевой, так ею и осталась. Что же делать?! Может, поколдуем? Вспомните, как мы колдовали, когда играли в волшебников.

Дети: Ла-ла-ла, ла-ла-ла, я волшебницей была!

Логопед: Страшно, сильно жабье заклинание, не получается расколдовать принцессу... А может, в имени принцессы кроется тайна колдовства?! Кто напомнит, как жабы звали принцессу?

Дети: Мы не помним!

Логопед: Хорошо, тогда я напомню вам, как жабы звали ее, подступая к крепости: «Wowa, wowa!» Так что за имя у прелестницы?

Аня: Ее зовут Вова.

Настя (смеется): Ты что! Вова — это мужское имя!

Лиза: По-моему, ее зовут Wowa.

Катя: Имя принцессы — Лола.

Лиза: Нет, не так. Ее называли Wowa!

Логопед: А имя красавицы и то, как ее называли жабы, обязательно должны совпадать в звучании?

Катя: У жаб нет острого язычка. Они не проговаривают звук Л; они неправильно его произносят, по-своему: W. Поэтому вместо Лола у жаб выходит Wowa!

Логопед: Все согласны? Попробуем назвать принцессу верно, ее настоящим именем.

Дети: Лола!

Логопед: Посмотрите, ребята: тьма исчезает, а вместо уродливой жабьей королевы появилась...

(Из-под черного покрывала появляется кукла.)

Дети: Принцесса Лола!

3. Заключение. Подведение итогов.

Лола: Ах, как сладко я спала! Ничего не помню! Что здесь произошло, ребята?

(Дети восстанавливают сюжет и ход занятия.)

Лола: А как вы догадались расколдовать меня?

Д ети: Мы поняли, что жабы тебя звали Wowou, потому что не умели произносить звук Л и заменяли его звуком W. Мы подставили вместо W — Л, и получилось имя Лола!

Лола: Благодарю вас, ребята! И попрошу никогда не «квакать»: Wa-wa, ведь злое колдовство может вернуться!

Логопед: Понравилась вам сказка? А ведь тяжело было разгадать имя принцессы, верно?

Дети: Да, тяжело.

Логопед: Ив жизни так, ребята! Помните, когда вы ленитесь правильно произнести звук или просто его не проговариваете, вас очень тяжело понять, и зачастую вас понимают неправильно! На память я хочу подарить каждому по своей маленькой Лоле. Это хранительница чистой, правильной речи и звука Л. А еще каждый из вас получит маленького лягушонка — он добрый и безобидный. С ним можно играть в разные игры, обучая правильно произносить звук Л. Но если в доме, где лягушонок живет, часто «квакать» (неверно проговаривать Л), то он вырастет и превратится в огромную уродливую жабу, а принцесса Лола зачахнет!

(Дети получают принцесс и лягушат.)

Логопед: До свидания, дети! Берегите принцессу. Охраняйте звук Л и чистую речь!

В плане способов установления понимания или причин непонимания настоящий кладезь для педагогической работы представляют русские народные сказки.

Сказка — адекватная для детского возраста форма трансляции культурного содержания. Особенность русских народных сказок в том, что в них нет персонификации героев, которые за счет личного героического действия достигают целей. Русские сказки представляют сложную форму организации противоборствующих сил (Добра и Зла), где внутри самих сил происходит тонкая функционализация различных сказочных персонажей относительно той сверхзадачи, которую они выполняют. Так, обычно главный персонаж (Иван-царевич, Иван-дурак и др.) удерживает сверхзадачу или цель, которую добрые силы должны решить (защитить родную землю от напасти, добыть молодильные яблочки, Жар-птицу и др.). Остальные персонажи обеспечивают достижение этой сверхзадачи: владеют знанием, как это можно выполнить, силой, специальными качествами, выполняют другие функции. Силы Зла представлены в сказке для акцентирования, подчеркивания действий положительных персонажей. Есть бытовые сказки, которые обыгрывают абсурдность действий героев («Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Курочка Ряба», «Терем-теремок»), показывают, как не стоит поступать, или, наоборот, задают слушателю задачу, а потом показывают, как с ней справляется герой («Девочка-семилеточка»). Сказки схематичны, лишены описания многогранности характеров, детализаций сюжета («долго ли, коротко ли», «жили-были»), т.к. их функция — передача следующим поколениям идеи, записанной в сюжетно-ролевой форме. Таким образом, сказка представляет собой великолепный материал, содержащий и сюжетно-событийную канву, доступную для представлений и переживаний, и идеальное содержание, восстанавливаемый из сказки смысл.

Как помочь малышу выделить содержание сказки и дойти до идеи, смысла, если и со взрослыми эта работа трудоемка и не всегда получается. Взрослому можно задать вопросы: какое содержание и каким образом представлено в сюжете данной сказки, какую роль в раскрытии содержания играют разные части сюжета и «набор» героев? Не каждый взрослый станет отвечать на эти вопросы, да еще и выслушивать мнение других взрослых и пытаться понять, откуда и по какой причине эти разные смыслы у разных людей появляются по поводу одной и той же сказки. «Пытать» дошкольников по поводу содержания, усадив их перед собой, не стоит. Малыши вообще с трудом выдерживают чисто коммуникативное рассуждение, они любят действовать и играть. Поэтому все нужные вопросы, выводящие на содержание, «вмонтированы» в игру. Воспитатель, играющий с детьми в сказку, не может однозначно сказать, на какое именно содержание выйдет группа. Конечно, у взрослого есть своя гипотеза, но она выступает как рядоположная с гипотезами детей. Воспитатель знает, как дойти до содержания, применяя два принципа:

• идея сказки должна быть поставлена в отношение к жизненным реально происходящим с ребенком ситуациям так, чтобы он мог увидеть общее для сказки и его жизни содержание. В результате понятое содержание выступает как норма для действий ребенка в реальных обстоятельствах и оценке этих обстоятельств;

• малыш не всегда может выразить смысл в словах, но может играть в сказку. Воспитатель, показывая ребенку, что он играет на самом деле, помогает ему сформулировать смысл.

По технологии работы игра в сказку похожа на театрализацию, но таковой не является. Никто не ставит спектаклей, не режиссирует, но при этом есть роли, есть вживание в образ, есть согласование действий и понимание мотивов между исполнителями разных ролей. Только понимание генеральной линии достигается не путем соглашения, а путем поиска содержания, допускающего разные смыслы. Суть разыгрывания сказки не в постановке красивого динамичного спектакля, а в самой игре в сказку. Есть сходство с психодрамой (метод, введенный и описанный Морено) в том, что все происходит в игре, но то, что разыгрывают, происходит на самом деле (исполнение роли, действие и понимание — это то, что реально делает и понимает исполняющий роль человек). Игра с маленькими детьми проводится не для лечения, а для появления у них нового, осознанного опыта.

Игра в сказку может продолжаться день или неделю. Были случаи, когда группа играла в сказку «Калинов мост» (известна также как «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо») почти месяц: детям хотелось разыграть разные варианты действий Ивана, братьев, змеевых жен. Так же долго играли в сказку «Курочка Ряба», пытаясь сделать счастливый, с точки зрения детей, конец.

Игра в сказку не заканчивается с окончанием игровых действий, она имеет продолжение в бытовых ситуациях. Так, одна маленькая девочка долгое время в разных случаях проявляла удивительные для ее возраста волевые усилия, используя образ Ивана, борющегося со змеевыми женами, насылающими разные желания: пить, есть и т.д. в неподходящее для этого время. Многие дети использовали образ золотого яичка из сказки о курочке Рябе, если делали что-то необычное и хотели, чтобы к их новому произведению отнеслись очень внимательно и бережно. «А то получится, как у деда с бабой, так я вам не буду больше золотых яиц нести, — заявил один малыш, протягивая сделанное им ожерелье, — а простые мне не интересно делать».

Разыгрывание сказки рассчитано на старших дошкольников, но и некоторые трех-четырехлетние дети вполне могли участвовать в этом. Чем чаще играет группа, особенно разновозрастная, в сказку, тем легче получаются разные технические моменты: для детей становится привычным, что после прослушивания сказки будет распределение и игра по ролям, что на одну роль могут назначить несколько человек, тогда какой-то фрагмент они будут играть по очереди и выяснять, в чем разница, одна сказка получается или у нас получились разные сказки, и ни одна из наших не похожа на ту, в которую мы собирались играть. Так же привычной становится остановка игры и обсуждение: по правилам играет кто-то из ребят или нет, а если по правилам, то по каким. (Для взрослого это обсуждение разницы появившегося у детей смысла по поводу сказки.) Уже сами ребята, особенно старшие, стремятся подтвердить свою правоту в понимании сказки примерами из жизни или могут уличить какого-либо «артиста» в том, что в сказке он играет одним образом, а вчера на прогулке поступил прямо обратным, и как же его тогда понимать, что он считает правильным: как он делает в игре или как без игры? В таких случаях никого не стыдят и не наказывают — воспитатель продвигает игру дальше к содержанию, решая вместе с детьми вопрос, почему герой в сказке смог поступить как надо, а незадачливый исполнитель его роли не может, что можно сделать, чтобы поступать как надо. (Примеры разыгрывания сказок см. в главе «Развитие воображения».) Есть сказки, которые русский народ будто бы специально создавал для развития понимания подрастающего поколения: «Набитый дурак», «Кто дурнее», «Про Лутонюшку», «Сын и мать» и др. В них главные герои выказывают редкостное непонимание ситуации и других людей. Эти примеры интересно и весело разыгрывать с детьми, разбираясь с тем, как могут понимать глупые люди, какие ошибки они совершают. Например, интересным открытием для детей стало различение буквального понимания и понимание смысла, когда человек все вроде бы делает, как ему сказали, а результат получается плачевный. (Дурак смотрит за детьми, усадив их напротив себя, стережет дверь, унеся ее с собою в лес, и т.д. Эта сказка показывает, что понимание значения слов не равнозначно пониманию смысла.) Не стоит выполнять приказы и наказы без оценки ситуации, лучше понимать самому, когда надо что-то применять, а когда этого делать не следует, необходимость самому понимать ситуацию, не опираясь только на чужое видение — все это становится очевидным для ребенка после разыгрывания подобных сказок. Самое главное, ребенок начинает применять это в собственной жизни, пытаясь понимать те обстоятельства, в которых он оказывается, осознанно относясь к поручениям, наказам, советам, применяя их по смыслу. Действительно, после разыгрываний никому не хочется походить на Иванушку-дурачка и вести себя глупо.

С детьми 6-7 лет интересно разбирать бытовые сказки, связанные с обманом, хитростью. Например, корыстные действия лисы в сказке «Два медвежонка» не могли бы достичь цели, если бы медвежата были с пониманием. При разыгрывании ребята быстро вывели лису на чистую воду, вычислив то, зачем и что она делает (специально делит сыр на неравные куски, играет на чувствах жадности — справедливости медвежат, хочет наесться сыра, пока медвежата думают, что она помогает им). Анализ того, как был построен обман, позволяют ребенку устанавливать взаимопонимание в коммуникативных ситуациях или в совместном действии, не допуская обмана и хитрости, приучает анализировать задачи, цели партнера по коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: