Цель: познакомить детей со способом точного воспроизведения образца — рисунком, чертежом.
Материал: блоки Дьенеша.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем строить дом. Посмотрите, какой дом я построила. Хотите построить такой же?
Дети: Да.
Воспитатель: Пожалуйста, стройте. У вас на столах такой же строительный материал. Но есть условие — я свой дом закрою.
(Воспитатель закрывает свой дом. Дети начинают строить свои дома, но у них не получается.)
Воспитатель: Дети, а почему вы не строите? Денис: Мы не запомнили. Очень сложно. Воспитатель: Чем я могу вам помочь? Валя: Покажите еще раз. Воспитатель: Хорошо.
(Воспитатель показывает снова. Дети начинают строить после того, как воспитатель закрыла дом. Многие опять в затруднении.)
Саша: Очень сложно. У меня опять не получается.
Денис: Наверное, мы не сможем.
Воспитатель: Почему у вас не получается?
Аня: Я не запомнила все фигуры, из которых сделан дом.
Миша: А я забыл, какого цвета крыша.
Воспитатель: Что вам нужно, чтобы вы построили дом? Оля: Покажите еще раз.
Валя: А можно не закрывать совсем дом, я буду смотреть и строить.
Воспитатель: Нет, нельзя, дом я закрою. Но покажу его вам в последний раз.
Саша: А дайте мне карандаши.
Воспитатель: А зачем тебе карандаши?
Саша: Я хочу зарисовать и построить дом по рисунку.
Воспитатель: Хорошо, Саша. Пожалуйста, возьми карандаши. Кому еще карандаши нужны, возьмите. Внимание, ребята! Я еще раз открою дом, но через некоторое время я его снова закрою. Вы решите, что вам делать. Что нужно для того, чтобы построить такой же дом, как у меня, если я его опять спрячу от вас?
(Воспитатель дает время — кому запомнить, кому зарисовать, потом закрывает дом. Дети продолжают строить. Некоторые дети выбрали Сашин способ и сделали рисунок. Денис пытается подглядеть, заглянув за ширму.)
Соня: А не могли бы вы мне помочь построить?
Воспитатель: Помочь могу, а вот строить вместо тебя — нет.
(Дети закончили свои постройки. Воспитатель открывает свой дом.)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось, все ли справились с заданием? Валя: У меня получилось, как у вас.
Саша: Да ты что! У тебя дом выше. А наверху желтый треугольник вместо красного.
(Валя исправляет ошибки.)
Костя: А я тоже все сделал правильно.
Тимофей: А почему у тебя верхний этаж накренился, сейчас крыша упадет?
Костя: Нет, у меня все правильно.
Дима: Да разве ты не видишь? Ты положил тонкий квадрат вместо узкого.
Миша: Ну все, я тоже построил дом.
Аня: Да, Миша, ты молодец, все запомнил. Ты даже без рисунка справился с заданием.
Воспитатель: Ребята, что можно сказать о ваших постройках? Кто чем пользовался и каков результат? Какой способ привел к правильному результату. У каких ребят были ошибки? Каким способом они пользовались?
Саша: Чтобы построить правильно, нужно сначала нарц„ совать рисунок и по рисунку строить дом.
Миша: А я просто внимательно посмотрел и построил дом
Аня: Ты у нас всегда быстрее всех все запоминаешь.
Дима: У всех, кто строил по рисунку, получился такой же дом, как и у вас. А те, кто старался запомнить, — ошибся сделал неправильно.
Воспитатель: Ребята, чей же способ привел к правильному результату? А какой не всегда приводит к правильному результату?
Валя: Сашин способ самый точный.
Воспитатель: Да, ребята, я с вами согласна. Можно и запомнить, но лучше нарисовать рисунок и уже по нему строить. Поэтому Сашин способ самый верный.
Дети подготовительной группы на занятиях могут сравнивать разные способы между собой и оценивать их эффективность. Рассмотрим пример подобного занятия.






