Isbn 5-8379-0158-2

УДК 377.12 ББК 74.5

Авторы:

Г.В. Безюлева, к.п.н., доцент

Н.В. Иванова, преподаватель.

М.В. Никитин, д.п.н, профессор

Г.М. Шеламова, к.п.н.

Безюлева Г.В., Иванова Н.В., Никитин М.В., Шеламова Г.М. Профессиональная компетентность: аспекты формирования / Под ред. Г.В. Безюлевой. - М, Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2005. - 82 с.

Методическое пособие подготовлено в рамках реализации Федеральной программы развития образования по государственному контракту от 27. 09. 2005 г. № 750 «Обновление структуры и содержания начального и среднего профессионального образования».

В методическом пособии рассматриваются теоретические основы понятий «компетентность», «компетенции», «профессионализм», «конкурентоспособность», а также анализируются различные подходы к формированию профессиональной компетентности учащихся и студентов в системе профессионального образования.

Мы адресуем пособие тем, чья деятельность направлена на
повышение качества профессионального образования: руководителям
образовательных учреждений, педагогическим работникам,

работодателям, специалистам системы повышения квалификации и всем,
кто интересуется современными тенденциями развития

профессионального образования.

ISBN 5-8379-0158-2

© Московский психолого - социальный
институт, 2005
' © Федеральный институт развития

образования, 2005 © Безюлева Г.В., Иванова Н.В., Никитин М.В.. Шеламова Г.М, 2005


Введение

Изменения, происходящие сегодня в экономике нашей страны, вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное пространство требуют новых подходов к образовательной политике.

В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематизированных знаний, умений и навыков, но и является процессом формирования компетентного специалиста, владеющего сформированными убеждениями, мировоззрением, идеалами, стремлениями, интересами, способностями, направленными на саморазвитие и самоактуализацию.

Модернизация российского образования провозглашает

компетентностныи подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. При этом подчеркивается, что в понятии компетентностного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата. Целью компетентностного подхода является обеспечение качества образования.

Решающим фактором социальной защищенности и

профессионального развития выпускников считается высокий уровень их профессиональной компетентности, поэтому его достижение становится главной задачей процесса обучения в учреждениях профессионального образования.

Сегодня речь идет о подготовке специалистов, способных возродить экономику, и главное в этом процессе - не объем получаемой информации, а умение пользоваться ею в профессиональной деятельности.


1. Теоретический анализ понятия «профессиональная компетентность»

Современные условия социально-экономической жизни нашей страны характеризуются рядом особенностей!: формируются новые производственные отношения, формы собственности; меняются характер и содержание трудовой деятельности, возрастает конкуренция на рынке труда и многое другое. Для устойчивости и конкурентоспособности молодому специалисту в реальных условиях необходим определенный уровень профессиональных знаний, умений и навыков, а также способность адаптироваться в новых условиях и готовность принимать ответственность за решение профессиональных задач. Все это повышает требования работодателей к профессиональной компетентности выпускников учреждений профессионального образования.

Вопросы профессиональной компетентности активно

рассматриваются в изданиях как отечественных, так и зарубежных ученых последние два десятилетия. Однако подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны.

Понятие «компетентность» происходит от латинского слова competens и означает знающий, осведомленный в определенной области. Быть компетентным - значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. На основании данных трактовок, компетентный (принадлежащий, соответствующий, способный) - это знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право, используя свои знания, делать или решать что-либо, судить о чем-либо.

В определении понятия «компетентность» можно выделить два уровня:

- официальный, юридически закрепленный круг полномочий организации или должностного лица;

- неофициальный, обуславливающий авторитет человека в той или


иной области познания или деятельности, зависящий от личностных характеристик человека, его знаний, умений, навыков, как специальных, гак и общих.

Исходя из этих позиций. компетентность представляет характеристик) обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское мнение, осведомленность. авторитетность в определенной области. Кроме этого, компетентность - это законно принятая способность авторитетного лица совершать определенные акты или действия в конкретных условиях. В этом случае приходится говорить о круге полномочий.

Компетентность - это способность делать что-то качественно и эффективно; способность удовлетворять требования к выполнению работы, определенных рабочих функций. Она проявляется через ожидаемые формы профессионального поведения и деятельности (работать в коллективе, воспринимать и передавать информацию), связывается с эффективностью труда и позволяет организовать систему оценки качества процесса и результатов деятельности.

Под профессиональной компетентностью Э.Ф.Зеер и О.Н.Шахматова [20] подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. С одной стороны, профессиональная компетентность - это интегральный критерий качества профессионального обучения, профессиональной деятельности, а, с другой стороны, - свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения трудовых функций, культура труда и межличностных коммуникаций, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, а также владение многоплановыми аспектами деятельности, готовность к предприимчивости и принятию управленческих решений, к адаптации в новых условиях деятельности.

В.И.Павлютенков под профессиональной компетентностью понимает форму исполнения своей деятельности, обусловленной


глуоокими знаниями свойств преооразуемых предметов, свооодным содержанием своего труда. Н.В.Матяш определяет компетентность как уровень профессионального мастерства, которого достигает человек на пути профессионального становления.

Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» и другие не всегда в полной мере могут конкретизировать содержание этого понятия [28].

Компетентность следует понимать не как просто некий внешний уровень знаний и умений специалиста, а как систему знаний, умений, навыков, способностей, обеспечивающих продуктивную реализацию деятельности, как сложную интегральную характеристику, имеющую наряду с внешними параметрами (качество полученного продукта деятельности специалиста), систему внутренних, психологических по смыслу параметров профессиональной деятельности [45].

Компетентность представляет собой содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений.

Компетентности теоретического уровня обобщения отражают внутренние связи и отношения предметов и явлений действительности, их конкретизация выражается в понятиях, законах, принципах [20]. А эмпирические компетентности отражают внешние свойства предметов и явлений. Они имеют прикладной, действенный характер. Конкретизация этого уровня обобщения состоит в словах-терминах, символах, знаках, процессуальных знаниях, иллюстрациях, примерах.

То есть в самом общем виде можно констатировать, что компетентность определяется как целостная и систематизированная совокупность обобщенных знаний, умений и навыков.


В разных науках и научных областях понятие «компетентность» трактуется по-разному.

Так. в педагогике компетентность рассматривается как:
производный компонент «общекультурной компетентности» (П.Розов.
Е.В.Бондаревская); «уровень образованности специалиста»

(Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова); «системное явление, включающее знания, умения, навыки, профессионально значимые качества личности специалиста. обеспечивающие выполнение им собственных профессиональных обязанностей» (Т.Г.Браже, Н.И.Запрудский).

В теории управления профессиональную компетентность
рассматривают через характерное качество подготовки специалиста,
потенциал эффективности трудовой деятельности (В.П.Пугачев);
техническую подготовленность работника к выполнению

профессиональных функций, связанных со специализацией; управленческую функцию деятельности менеджера (В.М.Шепель).

В психологии понятие «компетентность» связывают с достаточно широким кругом явлений, который определяется: высоким уровнем развития какого-либо навыка, способа решения задачи или целостной деятельности, что находит свое выражение в эффективности, скорости, точности их исполнения; с психологической системой обеспечения качества.

Психологи часто рассматривают компетентность в контексте личностного потенциала специалиста. Понимая «компетентность как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [45].

Понятие «компетентность» не имеет выраженной

профессиоведческой. возрастной или какой-либо иной специфики и применяется для описания определенных видов поведения и деятельности.



ft



не претендуя на их сущности} ю характеристику. По мнению В. Ф. Спиридонова [47). этим обстоятельством и определяется широта употребления данного понятия. Он определяет компетентность как возможность эффективного преодоления возникающих затруднений, проблемных ситуаций. При этом субъект деятельности способен удерживать какие-либо параметры процесса или результата решения в заданных рамках.

А.В.Смирнов, рассматривая компетентность как характеристику профессиональной деятельности, определяет взаимосвязь и взаимосоответствие цели и продукта труда, причем продукта, получившего «со стороны» независимых экспертов положительную оценку. В этом случае под компетентностью понимается комплекс профессиональных стереотипов деятельности, которыми обладают работники, с учетом субъективного опыта работы в определенной сфере.

Соотношение понятий «компетентность» и «качество» позволяют заметить, что компетентность, с одной стороны, носит относительный характер, с другой - компетентность оказывается явлением абсолютным (либо она есть, либо нет), а критерии, которые указывают на ее наличие, не всегда непосредственно связаны с характеристиками процесса деятельности. Качество здесь задается выполнением правил и условий, которые и определяют компетентность. По мнению В.Ф.Спиридонова, компетентность не связана с успешностью: можно не иметь высоких результатов, и быть прекрасным профессионалом.

Понятие «компетентность» можно трактовать исходя из концепции развития, которая отводит человеку роль субъекта социальных изменений, способного осознать сложную динамику процессов развития и воздействовать на их ход. Исходя из многогранности развития, способности, знания и умения, которые необходимы человек}' для активного участия в различных видах деятельности, должны быть так же разнообразными. Они охватывают не только сферу материального


производства и потребления, но и такие аспекты как сохранение традиций
и культурной самобытности, качество коммуникаций и взаимодействия
отдельных людей и групп, творческое использование досуга, обеспечение
и сохранение хорошего здоровья (морального, психологического,
физического). Понятие «компетентность» предполагает совокупность
физических и интеллектуальных качеств человека и особенностей,
необходимых для самостоятельного и эффективного решения жизненных
ситуаций, для создания гармоничных условий конструктивного
взаимодействия с другими. Таким образом, компетентность предполагает
наличие знаний о различных аспектах жизни человека, навыков
творческого овладения интеллектуальным и физическим

инструментарием, способности взаимодействовать с другими людьми в различных ситуациях, учитывая конфликтные [33J.

Интегрируя составляющие рассматриваемого понятия через деятельность специалиста, можно добавить, что компетентность есть характеристика профессиональной, общественно значимой деятельности субъекта, которая объединяет доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей [45J.

Под компетентностью личности понимается также способность принимать решения и нести ответственность за их реализацию, в различных отраслях справляться с тем или иным типом задач. Следует отметить. что сущностные характеристики профессиональной компетентности специалиста нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.

Понятие «компетентность» подразумевает готовность

(подготовленность) человека к выполнению той или иной социальной роли: работника как такового (технологическая компетентность). специалиста-профессионала в той или иной сфере деятельности



-



(профессиональная компетентность), члена общества (социальная компетентность), учащегося (самообразовательная компетентность), гражданина (гражданская компетентность) и т.д.

Под компетентностью понимается как интегральное личностное
образование (способность, качества), так и интегральное образование
(знания + умения и навыки + готовность). Она представляет результат
образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно
организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения
поставленной цели. В качестве внутренних ресурсов могут выступать:
знания, предметные умения, навыки, надпредметные и

надпрофессиональные умения, способы деятельности, психологические особенности, ценности и т.д.

Когда речь идет о компетентности следует выделять ее содержательные компоненты и характеристики. Составляющими элементами понятия «компетентность» являются: знания интеллектуальный контекст, в котором работает человек; навыки -владение средствами и методами выполнения определенной задачи; способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу; стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемые для выполнения задачи (поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители; усилия (мобилизация) - сознательное приложение в определенном направлении духовных и физических ресурсов.

Ряд авторов [2, 14] выделяют качественные характеристики компетентности:

1.Гностическая - отражает наличие необходимых профессиональных задач, их объем, уровень и является главной характеристикой компетентности.

2.Регулятивная-позволяет использовать имеющиеся

профессиональные знания для решения профессиональных задач.


Включает в себя проектировочную и конструктивную составляющие, которые проявляются в умении прогнозировать и принимать эффективные решения.

3.Рефлексивно-статусная - дает право за счет признания авторитетности действовать определенным образом

4.Нормативная - отражает крут полномочий, сферу профессионального поведения.

5.Коммуникативная- характеризует процесс общения или взаимодействия.

Для уточнения понятия «компетентность» необходимо отграничить его от близких понятий «профессионализм», «квалификация», «компетенция».

/. Соотношение понятий «компетентность» и «профессионализм».

Профессионализм - это мера и степень совершенства, которые
достигает человек в своей деятельности, поднимаясь на высшую ступеньку
мастерства в своем роде занятий. Компетентность есть деятельностная
характеристика, которая раскрывает степень проявления

профессионализма и выступает одновременно не только как характеристика профессиональной деятельности, но и как нравственная категория - ответственность, которая корректирует процесс профессионального роста специалиста [45j.

В акмеологии [2] профессиональная компетентность является главной составной частью профессионализма личности и деятельности, важным условием становления профессионала. Профессионализм понимается как определенная система организации сознания, психики человека. Повышение уровня компетентности служит стимулом к формированию новых навыков и умений, то есть росту профессионального мастерства. Развитие компетентности ужесточает личностно-профессиональные стандарты, положительно влияет на мотивацию личностных и профессиональных достижений.




I 1


То есть компетентность по смыслу считается более узким понятием, чем профессионализм. Компетентность используется для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. М.Л.Чошанов. пытаясь определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, считает, что она находится между исполнительностью и совершенством.

Компетентность профессионала может быть реализована в деятельности в том случае, если у человека есть возможность и способность рефлексивно использовать инновационный потенциал, творчески изменять или адаптировать сформированные ранее средства деятельности под новое содержание или способы самой деятельности. 2. Соотношение понятий «компетентность» и «квалификация».

Понятие «квалификация» означает качество профессиональной деятельности, степень подготовленности специалиста к труду, но не рассматривает самого субъекта деятельности, личности работника, его индивидуальных способностей, особенностей, качеств. Характеристика профдеятельности определяет взаимосвязь и взаимосоответствие цели и продукта труда работника, причем продукта, получившего со стороны независимых экспертов положительную оценку.

3. Соотношение понятий «компетентность» и «компетенция».

Компетентность следует отличать от компетенции - определенной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать. Компетентность - понятие многомерное, характеризующее разные сферы деятельности человека: познавательную, общественную, трудовую, бытовую (включая семейную жизнь), культурную.

Компетенции представляют обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной или иной деятельности. Ядром компетенции являются деятельностные способности -совокупность способов действий. Операционально-технологический компонент определяет сущность компетенции. Поскольку реализация


компетенции происходит в процессе выполнения разноооразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в ее структур}' помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков. входят также мотпвационная и эмоционально-волевая компоненты. Важным компонентом компетенции является опыт -интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

С.Е.Шишов, ориентируясь на материалы симпозиума «Ключевые компетенции для Европы», состоявшегося в Берне в 1996г., определяет компетенцию как общую способность специалиста мобилизировать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.

Компетенции обнаруживаются и проявляются в конкретных ситуациях (социальных и профессиональных обстоятельствах). Непроявленная компетенция представляет собой скрытую возможность и имеет потенциальный характер.

Компетенция - это интеграция знаний, умений и опыта с социально-профессиональной ситуацией. Компетенции широкого действия относятся к ключевым.

Если Российская система образования только осваивает и полимизирует на предмет введения компетентностного подхода, то образование США и Европы последние три десятка лет развивается в русле ключевых компетенций.

Компетентность профессиональная: ПК = У.К + СЗК ПК - профессиональная компетентность; V - математический символ суммы; К - компетенция; СЗК - социально значимые качества (ключевые компетенции); ПВК - профессионально важные качества личности; Кв - квалификация; Ксп - конкурентоспособность; М - мобильность: Кп - качество подготовки специалиста: Mr - мотивация (направленность на профессиональную деятельность).
Компетенция: К = Кв + ПВК
Конкурентоспособность: Ксп = ПК + М
Квалификация: Кв = К'п + Мт


Понятие «ключевые компетенции» было введено в зарубежной педагогической науке в начале!990-х гг. Международной организацией труда в квалификационные требования к специалистам в системе последипломного образования. повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров. В середине 90-х гг. это понятие уже начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе. В Российской педагогике термин «ключевые компетенции» появляется в конце XX века.

Ключевые компетенции включают основы современного научного знания, принципы и закономерности множества предметов и явлений действительности. Э.Ф.Зеер [19] считает более правильно называть их базовыми компетенциями, поскольку они многофункциональны, многомерны, надпредметны, междисциплинарны и первичны по отношению к другим.

Под ключевыми понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе. Так, в «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) указывается, что в основу обновленного содержания образования должны быть положены именно «ключевые компетенции». Понимаемая таким образом компетентность - это освоенное содержание образования для решения практических и познавательных, ценностно-ориентированных, а также коммуникативных (в общем случае - жизненных) задач.

Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый человек и которые можно применять в самых различных ситуациях. В этом смысле они становятся универсальными, широкого спектра использования.

Выделяют пять групп ключевых компетенций, формированию которых придается важное значение в подготовке молодежи:

> политическая и социальная компетенции - способность взять на себя


ответственность, совместно выраоатывагь решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов:

г- межкультурная компетенция, способствующая положительным взаимоотношениям людей разных нациоыатьностей. культур и религий, пониманию и уважению друг друга;

> коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования;

> социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями, критическим отношением к социальной информации, распространяемой СМИ;

г персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.

К базовым компетенциям следует отнести комплекс универсальных з+ганий, отличающихся широким уровнем обобщения. Эти интегральные знания включают общенаучные и общепрофессиональные категории, понятия, законы, принципы и закономерности функционирования науки, техники и общества. Среди них выделяют:

•общенаучные - понятия, основные законы природы, общества и деятельности человека;

•социально-экономические - основы экономики и организационного поведения;

•гражданско-правовые;

•информационно-коммуникационные;

•политехнические, естественно-научные основы техники и





технологий. принципы функционирования автоматизированных производств, системы контроля и управления ими:

•общепрофессиональные - присущие группе профессий [19].

И.А.Переломова [37] в качестве сущностных признаков компетенции выделяет следующие характеристики. Во-первых. постоянная изменчивость, связанная с изменениями требований к успешности взрослого человека в постоянно меняющемся обществе. Во-вторых, компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. В-третьих, компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование.

Конкурентоспособность личности на рынке труда определяется
базовыми умениями и навыками. Для выпускника они являются тем
ключом, который открывает двери к хорошей работе и достижению
лучшего уровня жизни. К базовым умениям и навыкам относятся: умение
учиться, грамотность, искусство общения, способность к адаптации,
творческое мышление, управление собой, умение работать в команде,
совместимость, умение оказывать влияние на других - навыки лидера. Все
вышеперечисленное является фундаментом профессиональной

компетенции, т.е. профессиональных знаний, умений, навыков и установок, которыми учащийся должен обладать как в теории, так и на практике, и все это продемонстрировать в конце обучения.

Ключевые компетенции определяют реализацию специальных и конкретных компетенций. Одни и те же ключевые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации.


Л.В.Хуторской [51 ] отмечает, что введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для российской школы проблем), когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач пли проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает не усвоение учащимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов.

Заметим, что многие университеты США и Англии не принимают абитуриентов без экзамена на ключевые компетенции, при оценке которых используются три основных критерия:

1. Умение действовать автономно: защищать свои права, интересы проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники;

2. Способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, графиками, таблицами, текстами и т.д., критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

3. Умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т.д.

В документе «Ключевые компетенции для Европы» компетенция включает:

процесс учения: способность превращать знания в опыт, а опыт -в деятельность; обобщать и систематизировать знания, организовывать познавательный процесс, быть способным решать проблемы различного характера, брать на себя ответственность за свое учение и образование;

исследование и поиск: умение работать с книгой в широком смысле слова, владение основами научной организации труда, умение



]<:



работать с различными источниками информации, умение консультироваться с людьми и таким образом вырабатывать умение самостоятельно получать информацию, уметь оформлять и документировать полученную информацию;

организацию мыслительного процесса: обладать способностью видеть взаимосвязь между явлениями, осуществлять перенос знаний, оценивать роль различных явлений действительности и др.. анализировать, сравнивать и т.д.

общение: владеть навыками публичного выступления, уметь общаться с широкой аудиторией, способность аргументировано говорить и защищать свою точку зрения, умение слушать и принимать противоположные взгляды, умение выражать свои мысли;

сотрудничество: умение взаимодействовать и работать в коллективе, принимать самостоятельные решения, разрешать конфликтные ситуации.

Обобщая сказанное, можно констатировать, что компетенции
обнаруживаются и проявляются в конкретных социальных и
профессиональных обстоятельствах, поэтому правомерно деление их на
функциональные (специальные) и ключевые. Функциональные
компетенции представляют собой совокупность характеристик
определенной профессиональной деятельности и отражают набор функций
конкретного рабочего места. Под ключевыми понимаются компетенции,
необходимые для жизни и успешной профессиональной деятельности.
Использование понятия «ключевые» как характеристики

надпрофессиональных компетенций предполагает, что ими должен обладать каждый работоспособный член общества и что они могут применяться в различных жизненных ситуациях. В этом смысле ключевые компетенции становятся универсальными. Внутри них можно выделить две группы: компетенции, связанные с социальными умениями, включая взаимодействие с другими людьми, разрешение конфликтных ситуаций,


воспринимать и обрабатывать информацию и др. (в психологии — социально значимые качества); компетенции. связанные с общепрофессиональными (базовыми) и профессиональными умениями и навыками, отражающие специфику конкретной профессиональной деятельности (профессионально важные качества).

Таким образом, профессиональная компетентность (включающая блоки компетенций) нами определяется как способность и готовность специалистов к реализации знаний, умений, навыков, практического опыта в реальных условиях профессиональной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: