Анализ зарубежной образовательной практики

Обратимся к зарубежному опыту использования компетентностного подхода в образовательной практике.

Система образования Нидерландов нацелена на развитие у студентов ряда компетенций. К таким компетенциям отнесены:

- стратегическая компетенция, предполагающая развитие умения выстраивать перспективу будущего:

- предметная компетенция, связанная со специфическими для изучаемого предмета знаниями и навыками;

- методическая компетенция, содержанием которой являются распорядительские навыки;

- социально-коммуникативная, основными составляющими которой являются навыки сотрудничества, восприятие критики, предоставление и принятие обратной связи;

- нормативно-культурная компетенция, включающая в себя профессиональное отношение, мотивацию, готовность к достижению результата:

- учебная компетенция, определяющая развитие учебных навыков, рефлексии, навыков оформления.



is



В австрийской системе образования выделяются следующие ключевые компетенции:

- компетенции, направленные на самореализацию личности:

- социальные компетенции:

- компетенции в определенных сферах деятельности.

К компетенциям в определенных сферах, деятельности относятся
компетенции в таких сферах как «Язык и коммуникация», «Творчество и
дизайн», «Человек и общество»; «Здоровье и движение», «Природа и
техника». К социальным компетенциям относится способность к
коммуникации, способность к работе в команде, обозначение и разрешение
конфликтов, понимание других, контактность, социальная

ответственность.

В британской педагогике выделяется шесть ключевых компетенций, которые можно условно разделить на две большие группы:

основные компетенции: общение, вычислительная

грамотность, информационная грамотность;

ключевые компетенции широкого профиля: умение работать с другими; умение учиться и совершенствоваться; умение решать задачи.

Следует отметить, что в Великобритании существует понятие «квалификация в области ключевых компетенций». В него входят знания и умения, которыми должен обладать выпускник по конкретной специальности, и указано, где именно (университет, факультет, специализация) и на каких условиях (схемы обучения, оплата, льготы, гранты) можно их изучить в форме определенных академических предметов (учебных курсов, дисциплин). Квалификация в области ключевых компетенций входит в «национальную квалификационную рамку», то есть умения и навыки, которыми человек овладел, могут быть проверены как в процессе обучения, так и при приеме на работу, а также на соответствие занимаемой должности.


В британской системе образования нет обязательного минимума знаний, который учащийся должен получить. При этом стандарт выполняет роль ориентира, а не обязательного минимума (в отличие от российской системы образования)

Опыт работы по развитию ключевых компетенций в разных странах убеждает в том. что ключевые компетенции - это необходимое условие повышения качества образования.

Ма основе проведенного анализа можно заключить, что компетентность как совокупность компетенций:

1) повышает эффективность решения какой-то задачи или
выполнения какого-либо действия;

2) вбирает в себя знания, умения, навыки, определенный уровень
развития различных способностей, которые в совокупности обеспечивают
высокие результаты и профессиональное самоотношение, включающее
самооценку, уровень притязаний, самоэффективность;

3) обладает достаточно четкими «внешними» границами,
определяющими круг задач, доступных для решения, или набор «рабочих»
ситуаций;

4) различает «внешнюю» и «внутреннюю» стороны. Причем «внешние» проявления имеют явный прагматический характер, «внутренние» же связаны с удовлетворением потребности быть компетентным (если существование подобного мотива в чистом виде вызывает определенные сомнения, то удовлетворение потребностей в достижении и самоактуализации вполне очевидно);

5) связана с владением профессиональным языком и набором специальных представлений или «схем», в том числе о самом себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: