Компоненты профессиональной компетентности

В рамках компетентностного подхода возникает вопрос о множественности компетентносгей. их компонентов, типов и видов.




2!


Е.В.Бондарева выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности специалиста: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.

Профессиональная компетентность включает:

- правовую компетентность (знание законодательства о труде и нормативных актов, распределительных документов службы занятости на всех ее уровнях, методических материалов по профессиональному консультированию):

- функциональную компетентность (система знаний о различных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к субъекту труда, общей и специальной профессиональной подготовке, факторах профессионального развития, видах профессиональной деформации личности);

- социально-перцептивную компетентность (система знаний о типах
личности, восприятии и понимании человека человеком);

- коммуникативную компетентность (система знания содержания
различных форм межличностного общения, методов психологических
воздействий, особенностей их применения).

Например, авторы стратегии модернизации содержания общего образования, основываясь на зарубежном опыте, приводят следующие базовые компетентности:

•компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

•компетентность в сфере гражданско-обшественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

•компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

•компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного


здоровья, семейного бытия и проч.);

•компетентность в сфере к\ льтурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) 119].

Интересной представляется систематизация видов компетентности человека, в которой А.К.Маркова [32] выделяет значимые качества по каждому из них:

- специальная профессиональная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

- социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, как социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

- личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости.

В.В.Литвиненко [31] выделяет «актуальную компетентность», определяемую как динамизм, мобильность профессиональной деятельности, готовность к новым условиям образовательной деятельности в условиях конкурентной борьбы.

Л.А.Першина [38] различает профессиональную компетентность по




видам профессиональной деятельности (коммуникативная,

диагностическая, проективная компетенции) и по качествам, психическим процессам и свойствам личности, востребованных в труде (когнитивная, перцептивная, эмотивная, рефлексивная компетенции). В свою очередь они дифференцируются по обращенности на труд (профессиональные компетенции) и по обращенности на себя (самокомпетенции), направленные на овладение собственными психическими процессами и особенностями, обеспечивающими процессы самооценки, саморегуляции и саморазвития.

На основе анализа различных подходов (Н.Н.Ивановой,
Е.В.Бондаревой, С.А.Ефимовой, А.К.Марковой, В.А.Наперова,

Л.А.Першиной, В.Ф.Спиридонова) нами разработана структура профессиональной компетентности специалистов, включающая три компонента профессиональной компетентности, состоящих из различных блоков компетенций (рис. 1):

> по основанию видов профессионального деятельности
(функциональная, правовая, экономическая, техническая,

коммуникативная компетенции):

г- по основанию соганиьно значимых качеств личности свойств и особенностей личности (познавательная, эмотивная, рефлексивная компетенции) и востребованных в труде профессионально важных качеств;

г- по основанию профессиональной направленности личности (мотивационная компетенция).

Данная структура учитывает две стороны трудового процесса: во-первых, объективную (независящую от работника) составляющую - это сама трудовая деятельность, предъявляющая требования к работнику, во-вторых, субъективную составляющую. которая характеризуется индивидуально-психологическими качествами и функциональными возможностями работника как индивида, определяющими границы


компетентного поведения и деятельности (качества личности могут способствовать освоению и осуществлению трудовой деятельности, а могут существенно ее затруднять). Помимо выделенных двух составляющих, значимым является мотивационная направленность человека, которая определяется как готовность к обучению, освоению профессиональной деятельности, профессиональному продвижению. Она либо ускоряет, либо замедляет процесс становления профессионала.

Рис. 1 Структура профессиональной компетентности специалистов

Более подробно рассмотрим каждый блок компетенций.

Первый блок - компетенции по видам деятельности.

1. Функциональный (от лат. functio - исполнение, осуществление) компонент, в котором преломляются первичные значения компетентности как осведомленность, знания, опыт и т.д. и который представляет собой



."4


2?


систему приооретенных знании с учетом их глуоины. ооъема, стиля мышления, нормы этики, социальных функций специалиста.

В основу функциональной компетенции будущего специалиста
входит синтез профессиональных и специальных знаний и умений.
способов деятельности. самостоятельного решения задач

производственного процесса.

2. Правовая компетенция подразумевает владение основами
законодательства и правовыми актами РФ, относящимися в первую
очередь к профессиональной деятельности.

3. В современных условиях неотъемлемым показателем
квалификации специалиста является «техническая» подготовленность
работника к выполнению профессиональных функций (техническая
компетенция), умения и навыки результативно использовать технику,
владение информационными программами.

4. Коммуникативная компетенция включает умения устанавливать
межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег,
выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях,
организовывать и поддерживать диалог. Коммуникативная компетентность
проявляется в процессе взаимодействия и сотрудничества с другими
людьми в производственной деятельности, что предполагает способность
понимать партнеров по общению, адекватно воспринимать ситуацию
общения, прогнозировать напряженные межличностные ситуации,
разрешать конфликтные ситуации.

Данная компетенция рассматривается как владение совместной

(групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью и

i принятыми приемами профессионального общения, как социальная

ответственность за результаты своего профессионального груда, как

деловой аспект общения, включающий умение вести деловую переписку.

общаться по телефону, слушать собеседника, владеть деловой культурой и

культурой профессиональной речи.


Вт орой блок - компетенции по качествам личности специалиста.

Структура личностного потенциала имеет существенное значение и определяет взаимодействие и взаимосвязь ее компонентов в процессе компетентного выполнения деятельности, что составляет основу самоопределения субъекта. К личностным компетенциям можно отнести познавательную, эмотивную (эмоционально-волевую), рефлексивную.

1. Познавательная компетенция включает знание особенностей познавательной деятельности. умение использовать психические познавательные процессы, знание индивидуальных особенностей процесса познания,"способность планировать свою деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения, гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть и анализировать проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения; формирование умений излагать информацию в сжатые сроки, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную информацию, являются важными характеристиками специалиста.

2. Эмотивная (эмоционально-волевая) компетенция предполагает возможность управления собственными эмоциональными состояниями, волевыми усилиями, необходимыми в профессиональной деятельности и общении с коллегами на работе.

3. Рефлексивная компетенция определяет уровень развития
самооценки, ответственности за результаты деятельности, познания себя и
самореализации в процессе профессиональной деятельности. Она является
регулятором личностных достижений, побудителем самопознания,
механизмом профессионального роста, совершенствования мастерства,
формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
Рефлексивное осознание себя в системе избранной профессиональной
деятельности способствует раскрытию потенциала обучаемых.





Любой процесс деятельности начинается с этапа «целсполагания». определения цели и путей ее достижения, а заканчивается получением личностью и профессионально значимого результата, который соотносится с поставленной целью, самооценкой, и одобрением независимыми экспертами. Если соответствие есть - можно говорить о сформированной компетенции; если есть рассогласование и реальный результат не совпадает или значительно отличается от заданного (модели специалиста), говорят об отсутствии компетентности специалиста. Каждый работник компетентен в топ степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности.

Поэтому третьим блоком служит мотивационная компетенция.

Л.Д.Столяренко и В.Е.Столяренко [48] рассматривают формулу успешного обучения, которая учитывает следующие параметры:

        где У о - успешность обучения.
Уо = М + 4П + С М - мотивация. Ш - прием (либо поиск) информации. П2 - понимание информации. Пз - 'запоминание, П4 - применение информации. С - систематичность знаний.

Мотивационная компетенция включает три характеристики:

> во-первых, мотивы, цели, потребности, ценностные установки актуализации в профессиональной компетентности стимулируют творческое проявление личности; потребность личности специалиста в знаниях, в овладении эффективными способами формирования профессиональной компетентности;

> во-вторых, способность к экстравертности и доминированию. Эта способность позволяет усиливать влияние на других людей, поскольку экстравертные люди способны выдерживать большую социальную нагрузку, а с другой стороны, социально ориентированная способность


доминировать подразумевает умение дооиватьея своего путем уоеждении, координации и разъяснений:

г в-третьих, подразумевает приложение дополнительных усилий

для уменьшения вероятности неудачи, а также мобилизацию энергии, проявление настойчивости, активность и умение выдерживать нагрузки. упорство при выполнении сложных заданий, целеустремленность, т.е. характеризует волевую сторону поведения и неразрывно связан с волей человека.

Мотивационная компетенция служит связующим звеном в процессе развития специалиста. Мотивы, потребности, цели, ценностные установки определяют уровень заинтересованности человека в приобретении профессиональных компетенций, а также мотивацию достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм

В структуре мотивации можно выделить 4 компонента: S удовольствие от самой деятельности; ■S значимость для личности непосредственного результата

деятельности; ■S мотивирующая сила вознаграждения за деятельность; "/ принуждающее давление на личность (Б.И.Додонов). Мотивы бывают внешние и внутренние (таблица №1). От преобладающих мотивов зависит готовность к освоению и реализации себя в деятельности.

Таблица № 1

Внешние мотивы Внутренние мотивы
Внешние по отношению к непосредственной цели учения Побуждают человека к учению
Наказание и награда; угроза и требование; материальная выгода; давление группы; ожидание будущих благ Интерес к самим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный, профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации
Знания и умения служат средством для достижения других целей (уход от неприятного; достижение Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа: - ситуативный познавательный интерес.



У)


общественных или личных успехов, выгоды, карьеры; удовлетворение честолюбия. возникающий в условиях новизны; - устойчивый интерес к определенном} предметному содержанию деятельности; - включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.
Учение может быть безразлично Учение значимо
Учение носит вынужденный характер Учение носит характер познавательной самостоятельности

При рассмотрении профессиональной компетентности необходимо учитывать связи, возникающие между разными, но состоящими во взаимодействии, видами компетенций, так как они проявляют себя каждый раз по-новому в зависимости от внутренних факторов (потенциал личности, опыт, умения, качества) и внешних условий (статус, престиж, уровень профессиональной подготовки и др.), оказывающих влияние на деятельность профессионала. Причем внутренние факторы или личностные особенности являются той базой, на которой выстраиваются профессиональные качества, а сама профессиональная деятельность и процесс ее освоения актуализируют потребность в проявлении и развитии личностных, индивидуальных качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: