В рамках компетентностного подхода возникает вопрос о множественности компетентносгей. их компонентов, типов и видов.
2!
Е.В.Бондарева выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности специалиста: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.
Профессиональная компетентность включает:
- правовую компетентность (знание законодательства о труде и нормативных актов, распределительных документов службы занятости на всех ее уровнях, методических материалов по профессиональному консультированию):
- функциональную компетентность (система знаний о различных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к субъекту труда, общей и специальной профессиональной подготовке, факторах профессионального развития, видах профессиональной деформации личности);
- социально-перцептивную компетентность (система знаний о типах
личности, восприятии и понимании человека человеком);
- коммуникативную компетентность (система знания содержания
различных форм межличностного общения, методов психологических
воздействий, особенностей их применения).
|
|
Например, авторы стратегии модернизации содержания общего образования, основываясь на зарубежном опыте, приводят следующие базовые компетентности:
•компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
•компетентность в сфере гражданско-обшественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
•компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
•компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного
здоровья, семейного бытия и проч.);
•компетентность в сфере к\ льтурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) 119].
Интересной представляется систематизация видов компетентности человека, в которой А.К.Маркова [32] выделяет значимые качества по каждому из них:
- специальная профессиональная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
- социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, как социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
|
|
- личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости.
В.В.Литвиненко [31] выделяет «актуальную компетентность», определяемую как динамизм, мобильность профессиональной деятельности, готовность к новым условиям образовательной деятельности в условиях конкурентной борьбы.
Л.А.Першина [38] различает профессиональную компетентность по
видам профессиональной деятельности (коммуникативная,
диагностическая, проективная компетенции) и по качествам, психическим процессам и свойствам личности, востребованных в труде (когнитивная, перцептивная, эмотивная, рефлексивная компетенции). В свою очередь они дифференцируются по обращенности на труд (профессиональные компетенции) и по обращенности на себя (самокомпетенции), направленные на овладение собственными психическими процессами и особенностями, обеспечивающими процессы самооценки, саморегуляции и саморазвития.
На основе анализа различных подходов (Н.Н.Ивановой,
Е.В.Бондаревой, С.А.Ефимовой, А.К.Марковой, В.А.Наперова,
Л.А.Першиной, В.Ф.Спиридонова) нами разработана структура профессиональной компетентности специалистов, включающая три компонента профессиональной компетентности, состоящих из различных блоков компетенций (рис. 1):
> по основанию видов профессионального деятельности
(функциональная, правовая, экономическая, техническая,
коммуникативная компетенции):
г- по основанию соганиьно значимых качеств личности свойств и особенностей личности (познавательная, эмотивная, рефлексивная компетенции) и востребованных в труде профессионально важных качеств;
г- по основанию профессиональной направленности личности (мотивационная компетенция).
Данная структура учитывает две стороны трудового процесса: во-первых, объективную (независящую от работника) составляющую - это сама трудовая деятельность, предъявляющая требования к работнику, во-вторых, субъективную составляющую. которая характеризуется индивидуально-психологическими качествами и функциональными возможностями работника как индивида, определяющими границы
компетентного поведения и деятельности (качества личности могут способствовать освоению и осуществлению трудовой деятельности, а могут существенно ее затруднять). Помимо выделенных двух составляющих, значимым является мотивационная направленность человека, которая определяется как готовность к обучению, освоению профессиональной деятельности, профессиональному продвижению. Она либо ускоряет, либо замедляет процесс становления профессионала.
Рис. 1 Структура профессиональной компетентности специалистов
Более подробно рассмотрим каждый блок компетенций.
Первый блок - компетенции по видам деятельности.
1. Функциональный (от лат. functio - исполнение, осуществление) компонент, в котором преломляются первичные значения компетентности как осведомленность, знания, опыт и т.д. и который представляет собой
."4
2?
систему приооретенных знании с учетом их глуоины. ооъема, стиля мышления, нормы этики, социальных функций специалиста.
В основу функциональной компетенции будущего специалиста
входит синтез профессиональных и специальных знаний и умений.
способов деятельности. самостоятельного решения задач
|
|
производственного процесса.
2. Правовая компетенция подразумевает владение основами
законодательства и правовыми актами РФ, относящимися в первую
очередь к профессиональной деятельности.
3. В современных условиях неотъемлемым показателем
квалификации специалиста является «техническая» подготовленность
работника к выполнению профессиональных функций (техническая
компетенция), умения и навыки результативно использовать технику,
владение информационными программами.
4. Коммуникативная компетенция включает умения устанавливать
межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег,
выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях,
организовывать и поддерживать диалог. Коммуникативная компетентность
проявляется в процессе взаимодействия и сотрудничества с другими
людьми в производственной деятельности, что предполагает способность
понимать партнеров по общению, адекватно воспринимать ситуацию
общения, прогнозировать напряженные межличностные ситуации,
разрешать конфликтные ситуации.
Данная компетенция рассматривается как владение совместной
(групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью и
i принятыми приемами профессионального общения, как социальная
ответственность за результаты своего профессионального груда, как
деловой аспект общения, включающий умение вести деловую переписку.
общаться по телефону, слушать собеседника, владеть деловой культурой и
культурой профессиональной речи.
Вт орой блок - компетенции по качествам личности специалиста.
Структура личностного потенциала имеет существенное значение и определяет взаимодействие и взаимосвязь ее компонентов в процессе компетентного выполнения деятельности, что составляет основу самоопределения субъекта. К личностным компетенциям можно отнести познавательную, эмотивную (эмоционально-волевую), рефлексивную.
|
|
1. Познавательная компетенция включает знание особенностей познавательной деятельности. умение использовать психические познавательные процессы, знание индивидуальных особенностей процесса познания,"способность планировать свою деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения, гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть и анализировать проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения; формирование умений излагать информацию в сжатые сроки, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную информацию, являются важными характеристиками специалиста.
2. Эмотивная (эмоционально-волевая) компетенция предполагает возможность управления собственными эмоциональными состояниями, волевыми усилиями, необходимыми в профессиональной деятельности и общении с коллегами на работе.
3. Рефлексивная компетенция определяет уровень развития
самооценки, ответственности за результаты деятельности, познания себя и
самореализации в процессе профессиональной деятельности. Она является
регулятором личностных достижений, побудителем самопознания,
механизмом профессионального роста, совершенствования мастерства,
формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
Рефлексивное осознание себя в системе избранной профессиональной
деятельности способствует раскрытию потенциала обучаемых.
Любой процесс деятельности начинается с этапа «целсполагания». определения цели и путей ее достижения, а заканчивается получением личностью и профессионально значимого результата, который соотносится с поставленной целью, самооценкой, и одобрением независимыми экспертами. Если соответствие есть - можно говорить о сформированной компетенции; если есть рассогласование и реальный результат не совпадает или значительно отличается от заданного (модели специалиста), говорят об отсутствии компетентности специалиста. Каждый работник компетентен в топ степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности.
Поэтому третьим блоком служит мотивационная компетенция.
Л.Д.Столяренко и В.Е.Столяренко [48] рассматривают формулу успешного обучения, которая учитывает следующие параметры:
где У о - успешность обучения. | ||||
Уо = | М | + 4П + | С | М - мотивация. Ш - прием (либо поиск) информации. П2 - понимание информации. Пз - 'запоминание, П4 - применение информации. С - систематичность знаний. |
Мотивационная компетенция включает три характеристики:
> во-первых, мотивы, цели, потребности, ценностные установки актуализации в профессиональной компетентности стимулируют творческое проявление личности; потребность личности специалиста в знаниях, в овладении эффективными способами формирования профессиональной компетентности;
> во-вторых, способность к экстравертности и доминированию. Эта способность позволяет усиливать влияние на других людей, поскольку экстравертные люди способны выдерживать большую социальную нагрузку, а с другой стороны, социально ориентированная способность
доминировать подразумевает умение дооиватьея своего путем уоеждении, координации и разъяснений:
г в-третьих, подразумевает приложение дополнительных усилий
для уменьшения вероятности неудачи, а также мобилизацию энергии, проявление настойчивости, активность и умение выдерживать нагрузки. упорство при выполнении сложных заданий, целеустремленность, т.е. характеризует волевую сторону поведения и неразрывно связан с волей человека.
Мотивационная компетенция служит связующим звеном в процессе развития специалиста. Мотивы, потребности, цели, ценностные установки определяют уровень заинтересованности человека в приобретении профессиональных компетенций, а также мотивацию достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм
В структуре мотивации можно выделить 4 компонента: S удовольствие от самой деятельности; ■S значимость для личности непосредственного результата
деятельности; ■S мотивирующая сила вознаграждения за деятельность; "/ принуждающее давление на личность (Б.И.Додонов). Мотивы бывают внешние и внутренние (таблица №1). От преобладающих мотивов зависит готовность к освоению и реализации себя в деятельности.
Таблица № 1
Внешние мотивы | Внутренние мотивы |
Внешние по отношению к непосредственной цели учения | Побуждают человека к учению |
Наказание и награда; угроза и требование; материальная выгода; давление группы; ожидание будущих благ | Интерес к самим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный, профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации |
Знания и умения служат средством для достижения других целей (уход от неприятного; достижение | Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа: - ситуативный познавательный интерес. |
У)
общественных или личных успехов, выгоды, карьеры; удовлетворение честолюбия. | возникающий в условиях новизны; - устойчивый интерес к определенном} предметному содержанию деятельности; - включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов. |
Учение может быть безразлично | Учение значимо |
Учение носит вынужденный характер | Учение носит характер познавательной самостоятельности |
При рассмотрении профессиональной компетентности необходимо учитывать связи, возникающие между разными, но состоящими во взаимодействии, видами компетенций, так как они проявляют себя каждый раз по-новому в зависимости от внутренних факторов (потенциал личности, опыт, умения, качества) и внешних условий (статус, престиж, уровень профессиональной подготовки и др.), оказывающих влияние на деятельность профессионала. Причем внутренние факторы или личностные особенности являются той базой, на которой выстраиваются профессиональные качества, а сама профессиональная деятельность и процесс ее освоения актуализируют потребность в проявлении и развитии личностных, индивидуальных качеств.