Компетентность - это наблюдаемый и измеряемый образец проявления знаний, умений и навыков, способностей, поведения и других характеристик, влияющих на успешность выполняемой профессиональной деятельности.
Проведем классификацию критериев оценки профессиональной компетентности по нескольким основаниям.
1. Критерии с позиции качественных показателей - оценка сформированности компетенций по видам профессиональной деятельности и профессионально важным качествам специалиста (конкретизированные через показатели) [2, 14].
В.Ф.Спиридонов [47] связывает феномен компетентности с психологической системой обеспечения качества (качество характеристика объекта, обнаруживающаяся в совокупности его свойств). По его мнению, понятие «качество» выражает определенность объекта,
благодаря которой он является именно этим, а не иным. Более конкретные интерпретации сводят его к способности удовлетворять определенные потребности либо а) за счет соответствия некоторой установленной норме, либо, наоборот, б) за счет наличия определенных индивидуальных свойств. В первом смысле качеством обладают любые объекты (множества однородных объектов): именно изменение качества превращает один объект в другой. Во втором смысле понятие качества делит любое множество однородных объектов на две группы: качественных, способных удовлетворить какую-то потребность, и таким свойством не обладающих.
2. Критерии профессионального творчества:
■S философские (мировоззренческая позиция, творческое профессиональное познание);
■S психолого-педагогические (содержание и уровень мотивации, профессиональная направленность личности на творчество, социальная установка личности, особенности самооценки в системе отношений ее к различным сторонам деятельности, уровень развития творческого профессионального мышления, воображения и способностей к классификации и систематизации, уровень подготовленности к профессиональной деятельности, уровень умений использовать методы мышления в процессе профессиональной деятельности);
■S акмеологические (стремление к творческому
профессионализму, саморазвитию и самосовершенствованию, профессионально-нравствнная активность).
3. Критерии в параметрах объективности. Объективные критерии -насколько человек соответствует требованиям профессии и вносит ощутимый вклад.
4. Критерии по уровню субъективности. Субъективные - насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, удовлетворенность своим трудом.
5. Критерии оценки профессионализма:
■S результативные - достигает ли результатов в своем труде, который необходим обществу;
S профессиональные - использует ли при достижении своих результатов способы, приемы, технологии;
■S нормативные - усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и воспроизводит их на уровне мастерства;
■/ прогностические - имеет ли человек перспективы роста, профессионального развития;
■S профессиональной обучаемости - готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей;
■S творческие - стремится ли выйти за пределы своей профессии, преобразовывать ее опыт, обогатить профессию личным творческим вкладом;
■S социально активные - умение человека заинтересовать общество (работодателя) результатом своего труда;
S профессиональной приверженности - умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.
6. Критерии, позволяющие свойство личности считать профессионально важным качеством.
1) Социальная значимость конкретного профессионального качества - задается в виде требований, предъявляемых к личности специалиста.
Становление специалиста включает развитие его как личности. В системе образования впервые на первое место ставятся интересы личности: в Законе «Об образовании» провозглашаются гуманистический характер образования, приоритет свободного развития человека. Это означает понимание личностью того, что оказывает влияние на возможность ее наиболее полной самореализации в жизни и на эффективность основной деятельности человека. Для студента (будущего
специалиста) основной деятельностью является его учебная деятельность, которая рассматривается им как средство приобретения специальности. Личностные качества оказывают влияние на ее успешность. В учебной деятельности студент приобретает и укрепляет такие качества, которые помогут ему стать специалистом высокого класса и, следовательно, достичь высокого уровня самореализации в жизни.
2) Профессиональная значимость конкретного качества личности
будущего специалиста - влияние на успешность учебной деятельности и
на возможность наиболее полной реализации себя как профессионала.
Поскольку успешность учебной деятельности обуславливает в будущем эффективность его профессиональной деятельности, то личностная значимость для студента определенного качества означает осознание его потенциального влияния на успешность будущей профессиональной деятельности.
3) Профессиональная значимость качества для самого человека -влияние данного качества на успешность будущей профессиональной деятельности.
4) Социальная значимость качества для самого человека - влияние конкретного качества на успешность в социальной сфере, социальном обгденйи.
Критерии развития личностных потенциалов необходимо рассматривать через призму профессиональных квалификационных требований. Считаем, что такой подход позволяет повысить социальную обусловленность профессиональной деятельности и в то же время создать возможность для развития обучающихся.
Компетенциями становятся знания, умения и навыки, полученные, осмысленные и примененные в опыте. Компетентность, в свою очередь, объединяет опыт, не сводимый к набору знаний и умений, а представляет целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению
нового продукта. Все это требует принципиальной смены логики образовательного процесса.