Среднее профессиональное образование

В 2016 году реализация государственной политики в сфере среднего профессионального образования (далее – СПО) осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, Комплексом мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 27 июня 2016 г. № 4455п-П8.

В целях повышения качества СПО Минобрнауки России актуализировано 240 федеральных государственных образовательных стандартов СПО (далее – ФГОС СПО), а также разработано и утверждено 48 новых ФГОС СПО, в том числе 44 ФГОС СПО по наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующих СПО.

В указанных образовательных стандартах, в том числе учтены требования профессиональных и международных стандартов, указаны требования к результатам освоения образовательной программы, к педагогическим работникам, к материально-технической базе. В рамках государственной итоговой аттестации вводится обязательный демонстрационный экзамен.

Профессионально-общественная аккредитация (далее – ПОА) проведена по 687 образовательным программам: по 686 программам СПО и 1 программе дополнительного профессионального образования.

Процедура ПОА образовательных программ СПО проводится крупнейшими работодателями и их объединениями (ОАО «РЖД», региональное объединение работодателей города федерального значения Москвы «Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей», Волгоградское региональное отделение «Союз машиностроителей России», ОАО «Выборгский судостроительный завод», ОАО «Концерн Росэнергоатом», ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод», Национальное объединение строителей «Носстрой», ПАО «Туполев», Ассоциация рестораторов и отельеров «Федерация рестораторов и отельеров»).

С целью совершенствования региональных моделей подготовки кадров для предприятий промышленности в 2016 году в 21 субъекте Российской Федерации (Республики Татарстан, Саха (Якутия), Чувашская, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Хабаровский края, Белгородская, Владимирская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Свердловская, Тамбовская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области) Минобрнауки России совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» запущен новый проект «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста».

Внедрение регионального стандарта обеспечит качество управления системой подготовки кадров, развитие новых механизмом кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям на основе международных стандартов и передовых технологий, элементов системы дуального обучения, системы мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы СПО.

В рамках Перечня мероприятий для детей, молодежи и отдельных общесистемных мероприятий, проводимых Минобрнауки России в 2016 году за счет средств федерального бюджета (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2016 г. № 41 «О перечне мероприятий для детей, молодежи и отдельных общесистемных мероприятий, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации в 2016 году за счет средств федерального бюджета (I очередь)», проведено 3 Всероссийских конкурса для обучающихся по программам СПО:

- Всероссийский конкурс работ научно-технического творчества студентов учреждений СПО. На конкурс представлено 467 командных
научно-технических решений по 8 номинациям («Наземный транспорт», «Энергетика», «Биотехнологии и медицина», «Информационные технологии», «Беспилотные воздушные и космические аппараты», «Водный транспорт», «Новые материалы» и «Технологии производства») из 63 субъектов Российской Федерации.

- Конкурс профессиональных достижений выпускников СПО «Профессионал будущего», который прошел на базе областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования». Указанный конкурс направлен на повышение престижа и конкурентоспособности выпускников образовательных организаций, реализующих программы СПО и выявление у студентов ряда социальных компетенций (soft skills), а также навыков проектирования карьерных, предпринимательских траекторий развития. В конкурсе приняли участие 682 студента предвыпускных и выпускных курсов образовательных организаций, реализующих программы СПО, из 50 субъектов Российской Федерации.

- Всероссийский конкурс творческих работ студентов, обучающихся по программам СПО, «Зеленые технологии». Конкурс проводился по 3 номинациям: «Экологическая безопасность производства», «Возобновляемые источники энергии», «Ликвидация последствий загрязнения окружающей среды». На конкурс представлено 439 творческих работ из 157 образовательных организаций, расположенных в 29 субъектах Российской Федерации.

В целях государственной поддержки талантливой молодежи, повышения престижа рабочих профессий и специальностей СПО постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 г. № 625 с 2012 года учреждена стипендия Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального, профессионального и среднего профессионального образования, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации в соответствии с перечнем профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации.

Для обучающихся по образовательным программам СПО, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, установлено:

1 500 стипендий обучающимся по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих в размере 2 000 рублей ежемесячно;

3 500 стипендий обучающимся по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена в размере 4 000 рублей ежемесячно.

В федеральном бюджете на 2016 год для выплаты стипендий обучающимся по образовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, предусмотрены бюджетные ассигнования:

в сумме 150 000,0 тыс. рублей по КБК 074 0704 02 1 05 38930 540;

в сумме 473 880,1 тыс. рублей по КБК 074 0706 02 1 05 38930 340.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 г. № 625 Минобрнауки России изданы приказы от 7 мая 2015 г. № 480 и от 29 апреля 2016 г. № 514, которыми утверждены списки стипендиатов, обучающихся по образовательным программам СПО, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, на 2015-2016 годы. Приказом от 7 мая 2015 г. № 480 персонально утверждено 4 553 человека, из которых 1 243 человека обучаются по профессиям СПО и по специальностям СПО – 3 310 человек. Приказом от 29 апреля 2016 г. № 514 персонально утверждено 4 596 человек, из которых обучаются по профессиям СПО – 1 219 человек и по специальностям СПО – 3 377 человек.

В целях осуществления государственной поддержки в получении профессионального образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, Правительство Российской Федерации учредило стипендии Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1995 г. № 309 для аспирантов и студентов очной формы обучения государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, проявивших выдающиеся способности в учебной и научной деятельности, предусмотрено 2 000 стипендий Правительства Российской Федерации, в том числе 500 стипендий – для студентов государственных образовательных учреждений СПО.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 364 размер стипендии Правительства Российской Федерации студентам государственных образовательных учреждений СПО составляет 840 рублей.

Высшее образование

По состоянию на начало 2016/17 учебного года в Российской Федерации функционирует 818 образовательных организаций высшего образования и 840 их филиалов с общей численностью студентов 4 399 487 человек.

По количеству головных образовательных организаций доля негосударственного сектора в системе высшего образования составляет 39%, по количеству филиалов – 29%, по числу обучающихся – 11,9%. В 2016 году в негосударственные ВУЗы и их филиалы принято 113 117 человек (10% от общей численности принятых на обучение студентов).

В ведении Минобрнауки России находится 261 ВУЗ (половина от всех государственных вузов) и 407 филиалов (2/3 от числа филиалов). Общая численность обучающихся по всем формам обучения превышает 2,77 млн. человек (более 2/3 от общей численности обучающихся в государственных ВУЗах).

В настоящее время в рамках выполнения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации, коллективом Центра стратегических разработок (далее – ЦСР) под руководством председателя Совета ЦСР
А.Л. Кудрина при участии Минобрнауки России ведется работа над проектом стратегии развития образования в Российской Федерации до 2025 года.

Главный механизм обеспечения доступности высшего образования – формирование объемов и структуры контрольных цифр приема в соответствии с отраслевой и региональной потребностью в кадрах.

В соответствии с частью 2 статьи 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ установлена государственная гарантия на получение высшего образования: финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем 800 студентов на каждые 10 000 человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в Российской Федерации, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Минобрнауки России устанавливает количество бюджетных мест с учетом демографической ситуации, при этом доступность высшего образования в расчете на 1 000 выпускников школ не снижается. На протяжении последних 3 лет Минобрнауки России поддерживает доступность высшего образования на довольно высоком уровне (57%). С учетом ежегодно прогнозируемого снижения численности выпускников 11-х классов (в 2017 году такое снижение составит 3,6% по сравнению с 2016 годом) каждый второй выпускник школы может поступить в ВУЗ на бюджетное место.

С 2013 года Минобрнауки России внедрены новые принципы распределения контрольных цифр приема (далее – КЦП), учитывающие потребности регионов и отраслей в подготовке кадров.

Указанные принципы закреплены в Правилах установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. № 285.

Образовательные организации получили возможность оперативно реагировать на изменяющуюся потребность в кадрах: самостоятельно перераспределять бюджетные места в рамках одной укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, осуществлять за счет бюджетных средств подготовку кадров по востребованным в регионах, но не аккредитованным в настоящее время образовательным программам.

В 2016/17 году продолжилось внедрение новых принципов распределения контрольных цифр приема (далее – КЦП) с учетом потребности регионов и отраслей в подготовке кадров. В 2016 году Минобрнауки России осуществлен сбор предложений от 21 Центра ответственности (заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и объединений работодателей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 2 октября 2015 г. № 1102), а также субъектов Российской Федерации по объемам и структуре приема граждан в образовательные организации высшего образования на 2018/19 учебный год с учетом потребности экономики в кадрах и возможностей региональной образовательной сети.

Общий объем КЦП, установленный ВУЗам на 2017/18 учебный год по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета, составил 505,2 тыс. человек. Из общего числа бюджетных мест на программы бакалавриата и специалитета выделено по очной форме свыше 295 тысяч мест.

Основной тренд в структуре подготовки кадров с высшим образованием, обозначенный в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», – увеличение доли обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры и одновременное снижение доли обучающихся по программам специалитета, что связано с завершением перехода на уровневую систему образования.

Процедура распределения бюджетных мест по ВУЗам и регионам основана на анализе потребности экономики, данных о трудоустройстве выпускников, социальной сферы регионов. В течение последних 3 лет отмечается рост потребности в естественно-научных, инженерно-технических, педагогических и медицинских направлениях подготовки и специальностей. С учетом данного тренда Минобрнауки России реализует политику по сближению системы высшего образования с потребностями экономики регионов, социальной сферы и запросам рынка труда.

С 2013 года во исполнение части 3 статьи 100 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и с целью обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и развитию государственно-частного партнерства в социальной сфере в результате публичного конкурса КЦП устанавливают также и негосударственным образовательным организациям высшего образования.

С целью повышения доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в 2016 году Минобрнауки России в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы (далее – государственная программа «Доступная среда») и в рамках реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 23 мая 2016 г. № З467п-П8, обеспечило создание на базе 3 московских университетов ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – РУМЦ), основная задача которых состоит в привлечении абитуриентов с инвалидностью в систему высшего образования, обеспечении доступности и качества получения ими высшего образования, содействии их трудоустройству.

В рамках деятельности РУМЦ разработаны и апробированы модели организации деятельности образовательной организации высшего образования по профессиональной ориентации (Российский государственный социальный университет), организации обучения и сопровождения лиц с инвалидностью (Московский государственный психолого-педагогический университет), содействия трудоустройству выпускников вузов с инвалидностью (Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана). Общий объем финансирования указанных работ составил 42 680 тыс. рублей.

До конца 2017 года Минобрнауки России планирует создание еще 18 таких центров на базе ВУЗов в крупных городах Российской Федерации.

Начиная с 2012 года, Минобрнауки России проводит ежегодный мониторинг эффективности деятельности ВУЗов. Важность и необходимость проведения указанного мониторинга заключается, прежде всего, в использовании его результатов учредителями ВУЗов для формирования стратегии оптимизации подведомственной сети, а также при формировании Рособрнадзором плана проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении вузов и филиалов.

Решения в части совершенствования методики проведения мониторинга эффективности деятельности ВУЗов, в том числе по совершенствованию критериев, принимаются исключительно Межведомственной комиссией по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, в том числе на основании результатов обсуждения предложений, поступающих от заинтересованных сторон.

С 2012 по 2017 года сеть образовательных организаций высшего образования сократилась в 1,5 раза, прежде всего, за счет филиалов. Причинами процесса оптимизации и реструктуризации сети послужили низкие показатели эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования и их филиалов, негативный демографический тренд (по сравнению с 2012 годом контингент студентов ВУЗов сократился на 1,6 млн. человек), нерациональное территориальное расположение вузов и их филиалов.

В рамках исполнения подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № Пр-1627 о представлении предложений, предусматривающих разработку программы территориального планирования и реструктуризации сети федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, исходя из необходимости расположения этих образовательных организаций и (или) их структурных подразделений, осуществляющих подготовку инженерно-технических кадров, по месту деятельности основных работодателей, в том числе с учетом текущей, среднесрочной и долгосрочной потребности в таких кадрах, и обеспечения трудоустройства выпускников указанных образовательных организаций в соответствии с полученной квалификацией, Минобрнауки России реализуется комплексный план мероприятий по территориальному планированию и реструктуризации сети федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, исходя из необходимости расположения этих образовательных организаций и (или) их структурных подразделений, осуществляющих подготовку инженерно-технических кадров, по месту деятельности основных работодателей.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года
№ 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», реализуется проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (далее – проект 5/100), целью которого является поддержка программ повышения конкурентоспособности университетов. В настоящее время в проекте 5/100 принимает участие 21 вуз (из них 5 федеральных университетов и 12 научно-исследовательских университетов), государственная поддержка которых в 2016 году составила 18,8 млрд. рублей, из них средства федерального бюджета – 10,927 млрд. рублей (58,2% от общего объема финансирования). В 2017 году из средств федерального бюджета на реализацию проекта 5/100 выделено 10,3 млрд. рублей.

Развитие инфраструктуры, материально-технической базы, активизация научно-исследовательской деятельности, привлечение к реализации и руководству научно-исследовательских проектов ведущих иностранных и российских ученых позволило ведущим университетам укрепить свои позиции в мировом образовательном пространстве.

Ежегодно увеличивается количество российских ВУЗов, представленных в мировых рейтингах. Так, в 2017 году доля российского высшего образование в предметном рейтинге QS by Subject увеличилась с 0,82% до 1,03% по сравнению с 2016 годом.

Российские университеты заняли 147 позиций по 46 предметам: 8 – в инженерных науках и технологиях, 7 – в естественных науках, 6 – в гуманитарных науках и науках об искусстве, 4 – в социальных науках и управлении и 122 – в отдельно взятых предметах.

Наиболее широко в рейтинге QS by Subject представлены 9 российских университетов, набравших наибольшее количество упоминаний в предметных рейтингах и рейтингах по областям знаний (от 6 до 33), из них 7 участвуют в реализации проекта 5/100.

В 50 лучших университетов мира вошли МГУ им. М.В. Ломоносова (по 6 предметам), Санкт-Петербургский горный университет, МИСиС (15 и 31 места по предмету «Инженерное дело – горнодобывающая промышленность»), МФТИ и Новосибирский государственный университет (42 и 50 места по предмету «Физика и астрономия»).

Основные направления дальнейшей работы ВУЗов остаются прежними – необходимость системной работы с экспертными сообществами, участие в международных научных проектах, рост публикационной активности, грамотная маркетинговая политика.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации ведется работа по формированию группы крупных конкурентоспособных на национальном уровне университетов, ориентированных на качественную подготовку специалистов, востребованных на региональном рынке труда.

В 2016 году подведены итоги первого этапа конкурсного отбора проектов программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на формирование опорных университетов с целью социально­экономического развития субъектов Российской Федерации и удовлетворения потребностей регионов в высококвалифицированных кадрах. Победителями признаны 11 региональных университетов.

На реализацию мероприятий программ развития опорных университетов в 2016 году Минобрнауки России выделено 1,25 млрд. рублей.

Основными направлениями нормативно-правового обеспечения качества высшего образования являются:

- совершенствование механизма целевого приема и целевого обучения; развитие института базовых кафедр;

- обеспечение учета требований профессиональных стандартов в образовательных стандартах;

- совершенствование системы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

- совершенствование процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

В 2016 году Минобрнауки России провело мониторинг целевого приема всей образовательной системы России: более 51% договоров о целевом обучении не содержат мер социальной поддержки студентов, более 62% договоров – срока трудоустройства выпускников.

Таким образом, несмотря на то, что в законодательстве установлены обязательства и заказчика целевого приема, и студента, на практике они зачастую не выполняются. Это связано с рядом причин, в частности, отсутствием у регионов средств для оказания мер социальной поддержки, а также с низкой заинтересованностью работодателей.

В целях повышения эффективности целевого приема и целевого обучения Минобрнауки России разработало законопроект о внесении изменений в статью 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, которым предусмотрена более четкая регламентация прав, обязанностей и ответственности ВУЗа, заказчика и студента в рамках договоров целевого приема и целевого обучения.

Суть предлагаемых изменений состоит в заключении между ВУЗом, заказчиком, абитуриентом/студентом трехстороннего договора о целевом приеме и целевом обучении.

Договор заключается до начала приемной кампании, причем последней стороной, подписывающей договор и отвечающей за наличие в договоре взаимных обязательств абитуриента и заказчика, является ВУЗ. ВУЗ оценивает качество договора и в случае отсутствия в договоре четко прописанных обязательств и ответственности сторон должен отказаться от подписания договора и не принимать данного абитуриента в пределах квоты целевого приема.

За неисполнение обязательства по трудоустройству гражданином с него взимается неустойка (штраф) в размере средств, затраченных бюджетом на целевое обучение. В настоящее время законопроект внесен в Правительство Российской Федерации.

На сегодняшний день в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Минобрнауки России совместно с Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, федеральными учебно-методическими объединениями (далее – ФУМО) проводится работа по приведению действующих ФГОС в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.

Минобрнауки России сформирована система из 9 Координационных советов и 57 ФУМО.

В результате учебно-методической реформы высшей школы были сформированы новые составы ФУМО, объединивших смежные специальности. ФУМО в обновленном виде – это автономные многопрофильные площадки, задача которых, по замыслу Минобрнауки России, обеспечивать прямую и обратную связь ВУЗов и Министерства, т.е. с одной стороны, учитывать государственные приоритеты в системе подготовки кадров, а с другой стороны, транслировать консолидированное мнение профессионального сообщества для выработки взвешенных государственных решений.

Порядок создания и организации деятельности ФУМО, управления ими, а также основные направления деятельности учебно-методических объединений определены Типовым положением об учебно-методических объединениях в системе высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 505. Приказами Минобрнауки России от 19 августа
2016 г. № 1073-1081 утверждены положения о ФУМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, относящимся к 9 областям образования, в которых зафиксированы основные направления деятельности и права ФУМО.

На данный момент разработаны ФГОС и макет примерной основной образовательной программы, ключевой особенностью которых является перенос требований, связанных с профессиональной деятельностью, из образовательного стандарта в примерную программу. Это позволяет обеспечить оптимальное включение требований профессиональных стандартов в образовательную практику, и в этой связи примерная образовательная программа становится частью образовательного стандарта.

Принципиальная важность также состоит в обеспечении гибкости образовательной системы, что позволит избежать лишних бюрократических процедур по внесению изменений во ФГОС в связи с появлениям новых или изменением уже действующих профессиональных стандартов.

В каждом обновленном ФГОС зафиксированы универсальные компетенции. Это, прежде всего, способность системно и критически мыслить, осуществлять проектную деятельность, работать в команде, эффективно коммуницировать. Важнейшей особенностью новых ФГОС является четкая дифференциация формируемых универсальных компетенций по уровням освоения образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры.

В настоящее время с учетом обновленных ФГОС высшего образования разрабатываются примерные основные образовательные программы, которые будут размещены в реестре примерных основных образовательных программ на сайте http://reestr.fgosvo.ru.

Еще одним важнейшим инструментом независимой оценки являются независимые рейтинги университетов. Создание национального рейтинга университетов – задача, решение которой гарантирует повышение качества высшего образования и эффективности функционирования сети вузов. Существующие глобальные рейтинги не учитывают специфику российской системы высшего образования и не способствуют ее продвижению на международном уровне.

Необходимо сформировать национальный рейтинг, способный стать авторитетным, общепризнанным внутри российской системы высшего образования, являющийся для отечественных ВУЗов понятной «навигационной» системой и руководством к действию на пути к повышению качества результатов деятельности.

Национальный рейтинг университетов как инструмент независимой оценки качества образования не может и не должен быть государственным или аффилированным с государственными структурами.

Именно поэтому миссию по созданию такого рейтинга взял на себя Российский союз ректоров (далее – РСР) – единственная в Российской Федерации организация, способная объединить все российские ВУЗы в независимости от их подчиненности, статуса, формы собственности.

Инициатива создания рейтинга поддержана ведущими университетами России, Китая, Индии, Ирана, Турции, Японии.

Оператор рейтинга – Ассоциация составителей рейтингов (АСР), членами которой являются ведущие рейтинговые и исследовательские центры («Эксперт РА», ВЦИОМ, «Репутация» и другие).

В течение 2016–2017 годов РСР решил задачи по выработке единой позиции, согласованных принципов и подходов к рейтингованию российских ВУЗов в академическом сообществе, обсуждению критериев рейтинговой оценки.

Проведено масштабное общественное обсуждение проекта критериев рейтинга: получены развернутые письменные комментарии 69 ВУЗов и 17 советов ректоров ВУЗов России, также состоялось свыше 20 очных обсуждений методики.

Особенности методологии рейтинга заключаются в оценке трех ключевых миссий университетов: образовательной, научной, общественной. Рейтинговая оценка основана на использовании только объективных и верифицируемых данных, не предусмотрено проведение субъективных репутационных опросов.

С 21 февраля по 10 марта 2017 года проведено первичное анкетирование свыше 200 российских ВУЗов для формирования российского «среза» рейтинга.

Также сформирован список участников российской части Экспертного совета Московского международного рейтинга ВУЗов, достигнута договоренность с IREG Observatory о содействии в организации международной части Экспертного совета.

В настоящее время осуществляется калибровка модели в преддверии запуска анкетирования зарубежных ВУЗов, формируется контактная база данных зарубежных вузов, в том числе по итогам рекомендаций участников Экспертного совета.

Качество рейтинга и его общественное признание обеспечивается, прежде всего, использованием при его составлении достоверных, проверяемых данных.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2014 г. № 568 на территории Российской Федерации реализуется Программа социальной поддержки граждан, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающиеся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и по обеспечению их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации (далее – Программа), основной целью которой является укомплектование российских ВУЗов, научных, медицинских организаций, организаций социальной сферы и высокотехнологичных компаний кадрами мирового уровня.

На реализацию мероприятий Программы выделены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме более 3,7 млрд. рублей. Размер гранта на одного участника составляет до 2,763 млн. рублей в год.

В соответствии с Программой до конца 2016 года необходимо было направить на обучение в ведущие зарубежные университеты не менее 718 человек.

За время реализации Программы проведено 9 конкурсных отборов, по итогам которых наблюдательным советом Программы утверждены списки из 498 победителей, с 379 участниками Программы в настоящий момент подписаны соглашения о предоставлении гранта. Порядка 60 победителей Программы находятся на стадии подписания соглашений об участии в Программе.

Необходимо отметить, что Программа была запущена в конце 2014 года, а полномасштабное ее развертывание на территории России началось в 2015 году, победителями Программы стали 138 человек. Популярность Программы выросла, и в 2016 году ее победителями стали уже 350 человек.

Одним из основных требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, претендующим на предоставление грантов, является готовность вернуться в Россию и отработать не менее 3 лет в российских образовательных организациях высшего образования, научных и медицинских организациях, организациях социальной сферы, высокотехнологичных компаниях.

В настоящее время завершили обучение 39 участников Программы, из них трудоустроились 24. Остальные участники находятся в процессе трудоустройства. В 2017 году ожидается возвращение 123 участников Программы. Проводится активная работа по содействию их трудоустройству.

За время реализации Программы отобрано 498 победителей, гранты выданы 379 участникам Программы, в том числе обучающимся в ведущих иностранных образовательных организациях, расположенных в Австралии – 99 человек, Азии – 14 человек, Европе – 241 человек, Северной Америке – 24 человека и Южной Америке – 1 человек.

В 2015 году завершили обучение за рубежом и трудоустроены в университет Иннополис (г. Казань) 6 участников Программы. Участники обучались в магистратуре Университета Карнеги-Мелон (США) по направлению «Компьютерные технологии» (Computer Science).

В 2016 году один участник Программы завершил обучение в аспирантуре Королевского Каролинского института (Швеция) по направлению «Медицинские кадры» (Medical Science) и трудоустроился в ФГБУ
«Северо-западный федеральный медицинский исследовательский центр
им. В.А. Алмазова».

В целях достижения показателей и индикаторов Программы постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 г.
№ 298 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2014 г. № 568» утверждены изменения в Программу, предусматривающие продление Программы до 2025 года и увеличение квоты на трудоустройство участников Программы в Москву и Санкт-Петербург до 25%.

В 2016 году Минобрнауки России также продолжена государственная поддержка предоставления образовательных кредитов студентам образовательных организаций высшего образования, имеющих государственную аккредитацию. Данная мера направлена на повышение уровня доступности высшего образования для талантливых выпускников школ.

В 2016 году Минобрнауки России оказана государственная поддержка по 5283 образовательным кредитам, предоставленным студентам образовательных организаций высшего образования Сбербанком России и Росинтербанком, на общую сумму субсидии 985 100 тыс. рублей. Приказом Центрального Банка Российской Федерации от 19 сентября 2016 г. № ОД-3141 у АО КБ Росинтербанк отозвана лицензия на осуществление банковских операций. В настоящий момент в программе государственной поддержки участвует только ПАО Сбербанк.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: