К расстройствам речи относят также дефекты речи. Часть из них связана с голосообразованием. Алалия — отсутствие речи вследствие нарушения ее развития или органического поражения. Дисфония (или афония) — отсутствие фонации из-за нарушений голосового аппарата. Отсутствует звучный голос при сохранении шёпотной речи. Ринолалия (гнусавость) — нарушение тембра голоса и звукопроизошения, обусловленные анатомо-физиологическиими дефектами речевого аппарата. Ко второй группе дефектов речи относятся нарушения темпо-ритмической организации высказываний.
Заикание (логоневроз) — нарушение темпо-ритмической организации речи. Оно обусловлено судорожным состояние мышц речевого аппарата. Заикание проявляется в двух формах. Заикание развития наблюдается в раннем детстве, когда ребенок еще плохо говорит, имеет немало дефектов артикуляции, но при этом с ним много разговаривают и учат его трудным словам, фразам. Реактивное заикание развивается как реакция на какое-то сильное воздействие (испуг, психическая травма, тяжелые конфликты в семье или длительных истощающих болезней).
|
|
К изменениям несудорожного характера относится брадилалия (проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой программы) и тахилалия (проявляется в ускоренной ритмизации артикуляционной речевой программы; связано с преобладанием у человека процесса возбуждения).
К нарушениям звукопроизносительной организации относится дизартрия — расстройство артикуляции, нечленораздельная речь — и дислалия (косноязычие) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Чаще всего встречаются дефекты в произношении звука [р] и [р'] и [с].
К нарушениям слуха относится тугоухость. Среди нарушений письменной речи отмечают дислексию (dislexia)— нарушение процесса чтения, которое проявляется в затруднениях опознавания и узнавания букв, и дисграфию (dislgraphia)— нарушение способности правильно писать.