История развития регионального избирательного права и законодательства

Среди политических институтов Древней Руси особое место занимают вечевые собрания. Они не только решали вопросы местного и государственного значения, но и реально обеспечивали участие широких слоев населения в управлении отдельными землями. Особенно ярко этот процесс происходил в Новгородской земле, где к XII в сложилась феодальная республика. Здесь были созданы выборные органы власти, просуществовавшие по XV столетие – XV в – начало XVII в – это вторая ступень в развитии избирательного права.Судебник 1497 ню установил полномочия выборных органов самоуправления. В частности, должностные лица от местного населения получили гражданское право контроля над судебной деятельность кормленцев. В период правления Ивана Грозного учреждаются губные и земские избы. Первые осуществляют судебные и карательные функции по отношению к «лихим людям», вторые регламентировали финансово-хозяйственную, судебную и полицейскую деятельность выборной земской администрации.Среди органов государственной власти особое место занимают земские соборы – сословно-представительные органы власти. Наиболее многолюдным и представительным стал собор 1613 г., избравший «на царство» Михаила Федоровича Романова. Земские соборы собирались периодически для решения наиболее важных вопросов. Во II половине XVII в. институты сословного представительства теряют свое значение, а земские соборы перестали созываться. Очевидно, что в условиях абсолютной монархии XVII – XIX вв не могло быть и речи о становлении избирательного права. В этот период Екатерина II, Александр I, Николай I пытались ввести элементы конституционализма, но сопротивление в среде крепостников-консерваторов оказались решающими. Да и сами императоры не готовы были к этим переменам. Краткая историческая справка показывает, что до середины XIX в. понятие «выборное право» в основном относилось лишь к институтам сословного и местного самоуправления. Эти органы формировались исключительно на основе цензового представительства. До середины 40-х годов XIX в., при выборах органов городского самоуправления действовали правила, установленные в 1785 г. Екатериной II в «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи». Раз в три года «городские обыватели» избирали Думу в составе гласных и городского главу. К участию в выборах допускались жители, владевшие капиталом и достигшие 25 лет. Среди них могли быть дворяне-землевладельцы и даже иностранные купцы.В середине 40-х годов XIX в. правительство изменило принципы организации городского самоуправления столиц Москвы и Санкт-Петербурга.Крестьянская реформа 1861 года и последовавшие за ней земская, судебная, военная реформы стали крупнейшими событиями отечественной истории и во многом определили последующее развитие страны. Они дали мощный импульс формированию системы избирательного права в России и наделению избирательными правами широких слоев населения.Освобождение громадной массы крестьян от крепостной зависимости, упразднение вотчинной власти дворян, разрушение важнейших институтов феодального права - все это потребовало перемен в системе местного самоуправления. Эти предпосылки вызывали к жизни земскую (1864 г.) и городскую (1870 г.) реформы, повлекшие за собой изменения в российском избирательном праве. Выборы 1865 года не отличались активностью избирателей. Особенно слабую заинтересованность проявили представители первых двух курий. Причины этого исследователи объясняют тем, что многие крупные землевладельцы и купцы не проживали постоянно в губерниях, а также равнодушием населения к общественной деятельности. Сказывалось и отсутствие социального опыта. Не была высокой и активность крестьян, однако многочисленные факты свидетельствуют об их явном небезразличии к избранию земских гласных из своей среды. Вслед ли созданием земских учреждений правительство в 1870 г. пробрело реформу городского самоуправления, которое к этому времени фактически перестало функционировать. Февральская революция положила начало принципиально новому этапу в истории российского избирательного права. Правда, его временные рамки были очень коротки, но принятые тогда правовые акты, регулировавшие избирательную практику, были невиданными в российской истории. На их основе впервые демократическим путем были избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное собрание, ко­торому отводилась роль «хозяина земли Русской Временное правительство в декларации от 2 марта 1917 года в качестве одной из первоочередных задач провозгласило не­медленную подготовку к созыву Учредительного собрания, которое должно было установить форму правления и принять кон­ституцию страны. Правительство обязалось провести выборы в Учредительное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права и тайного голосования. На тех же принципах планировалось про­вести выборы в органы местного самоуправления.21 мая 1917 года были изданы «Временные правила о произ­водстве выборов губернских и уездных земских гласных», по­становление «О волостном земском управлении» и «Наказ о производстве выборов волостных земских гласных». Сословные и имущественные ограничения, присущие прежнему земскому за­конодательству, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: