Развитие и совершенствование современного регионального избирательного права

Современный период: первый этап-октябрь 1993-1994 годы, становление основных направлений концептуального обновления избирательной системы субъектов РФ; второй этап — 1995-1997 годы, создание собственной законодательной базы для проведения избирательных кампаний в субъектах РФ; третий этап - 1997 год - первая половина 2002 года, совершенствование и демократизация избирательных процедур в связи с принятием нового федерального избирательного законодательства 1997-1999 годов; четвертый этап - вторая половина 2002 года и по настоящее время, распространение пропорциональной избирательной системы на региональный уровень, замена выборов глав региональной исполнительной власти процедурой, называемой наделением их полномочиями законодательными органами субъектов РФ по представлению Президента РФ.

Реформа советского избирательного законодательства началась в период так называемой перестройки с принятия Закона СССР от 1 декабря 1988 года "О выборах народных депутатов СССР"1 (далее - Закон). Изменения, внесенные в избирательное законодательство Союза ССР в этот период свидетельствовали о том, что в обществе начались качественные подвижки в соотношении социальных сил. Сегодня стало очевидным, что уже тогда они были способны привести не только к изменению норм избирательного права как формы выражения и закрепления изменившегося соотношения сил, но и к качественному обновлению всей государственности, что впоследствии и произошло. Анализ новелл советского избирательного законодательства 1987-1989 годов позволяет сформировать и предложить ряд тенденций и направлений его развития, доказывающих сформулированный выше вывод.

Во-первых, следует указать на изменение содержания, сущности и состава принципов избирательной системы: введение принципа альтернативности выдвижения кандидатов в депутаты как по составу субъектов права выдвигать, так и по количеству выдвигаемых кандидатов; учреждение принципа несовместимости депутатского мандата с занятием должностей в государственном аппарате; установление норм, ограничивающих принцип прямого избирательного права и вводивших элементы косвенных выборов, закрепление норм, создающих условия для нарушения и ограничения принципа равных выборов.

Во-вторых, изменение сущности избирательного права было обеспечено учреждением порядка квотирования депутатских мандатов для представителей общественных объединений. Это новшество явилось причиной изменения содержания не только вышеперечисленных принципов, но и многих избирательных процедур, а также стадий избирательного процесса.

В-третьих, изменениям был подвергнут состав субъектов избирательной кампании в целом и отдельных ее стадий в частности: расширен круг субъектов права выдвигать кандидатов в депутаты в лице собраний граждан по месту жительства, введены такие новые субъекты как доверенные лица кандидатов и др.

В-четвертых, произошли качественные изменения в содержании и объеме полномочий различных субъектов избирательного процесса: расширение, перераспределение, исключение, дополнение полномочий.

В-пятых, были усилены отдельные правовые гарантии ряда субъектов избирательного процесса и прежде всего кандидатов в депутаты.

В-шестых, были изменены сроки выборов в целом и отдельных избирательных стадий в том числе.

В результате в избирательном законодательстве появился ряд новых институтов, таких как институт доверенных лиц, институт резервных депутатов, институт досрочного голосования и др. Все отмеченные тенденции свидетельствуют о начавшихся процессах обновления российской государственности, обеспечиваемых в первую очередь с помощью норм избирательного законодательства.

Суть этих процессов сводилась: а) к изменению типа государственно-политического режима - переход от тоталитарного режима к демократическому; б) к изменению политической системы советского общества - явное ослабление позиций КПСС (и потому стремление сохранить свою власть способом квотирования депутатских мандатов); в) к изменению советской формы правления и последующей заменой ее представительными учреждениями парламентского типа.

Современный период характеризуется качественными изменениями в правовом регулировании всех субъектов избирательных отношений, особенно политических партий и избирательных комиссий, принципиальным изменением системы финансирования избирательной кампании, распространением пропорциональной избирательной системы с федерального на региональный уровень, созданием института судебной защиты прав участников избирательного процесса с постепенным повышением его авторитета и эффективности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: