Региональное избирательное право и законодательство в советский период

период Советского государства: первый этап -с 1918 по 1936 годы, формирование регионального избирательного законодательства осуществлялось на основе положений Конституций РСФСР 1918 г., 1925 г. и СССР 1924 г.; второй этап - с 1936 по 1989 годы, охватывающий хронологические рамки действия Конституций 1936-1937 годов и 1977-1978 годов; с принятием Конституций 1977-1978 годов главным итогом совершенствования норм права о выборах субъектов СССР явилось принятие их в форме законов; третий этап - вторая половина 1989 г. - до октября 1993 г., завершивший действие советской избирательной системы и положивший начало ее концептуального обновления для современной России;

Советский период отличался созданием единой модели нормативной регламентации выборов во всех звеньях представительных органов (что ограничивало возможность теоретического обоснования регионального компонента), идеологизацией самого механизма правового регулирования выборов, разработкой специальных партийных директив, постановлений партийных органов, обязательных к исполнению всеми участниками избирательного процесса.

Анализируя документы, регламентировавшие порядок формирования представительных органов власти в советский период, следует подчеркнуть, что одна из первостепенных задач, которую пришлось решать большевистскому правительству после роспуска Учредительного собрания, была связана с созданием новой избирательной системы, которая могла бы юридически обеспечить политическое господство большевиков в органах представительной власти страны. Ранее действовавшее в России избирательное законодательство не могло решить поставленную большевиками задачу. В.И. Ленин видел сущность как конституции, так и избирательного права и законодательства, в том, что оно отражает "действительное соотношение сил в классовой борьбе"1. Поэтому в Конституции РСФСР 1918 года была закреплена принципиально новая избирательная система.

Прежде всего, были изменены условия формирования избирательного корпуса: статьей 64 Конституции РСФСР 1918 г. был введен трудовой ценз, к участию в выборах допускались лица, непосредственно занятые производительным трудом и не применяющие наемный труд; статья 65 Основного зако-на устанавливала перечень "элементов", лишенных избирательных прав; до 18 лет был снижен возрастной ценз и другие условия. Конституцию России 1918 года дополняли акты избирательных комиссий и исполнительно-распорядительных органов, а также нормы других отраслей права. Так, в число "лишенцев" попали лица, признанные в установленном порядке душевног больными или умалишенными, а равно состоящие под опекой и осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором. Речь идет о лицах, осужденных за корыстные или порочащие преступления (казнокрады, растратчики, воры, грабители и т. п.). В соответствии со статьями 40, 41, 42 Уголовного кодекса 1922 года срок лишения этих лиц избирательного права мог быть определен судом (не менее пяти лет). Он исчислялся для осужденных к лишению свободы не со дня вступления в силу приговора, а со дня отбытия наказания или со дня условно-досрочного освобождения. Этот акт получил название "поражение в правах". Большие трудности в частности вызвала процедура деления потенциальных избирателей на лиц, пользующихся наемным трудом для извлечения прибыли и для поддержания собственного существования. Так, в первую категорию наряду с заводчиками и фабрикантами попадали подрядчики строительных работ, владельцы кустарных мастерских, содержатели извозных предприятий, т.е категории, которые не могли обойтись без наемного труда в силу производственной необходимости.

В тоже время законодательство отделяло от них рабочих, крестьян и служащих, которые пользовались наемным трудом не для получения прибыли, а в силу необходимости. Например, нельзя было лишать избирательного права мужа и жену, работающих на фабрике и для присмотра за малолетними детьми нанимающих прислугу, не могла быть лишена избирательных прав крестьянка-вдова, имеющая малолетних детей и нанимающая батрака для обработки ее земельного участка.

Своеобразно решался вопрос о снижении возраста для молодежи, проходившей службу в Красной Армии, она могла участвовать в голосовании и до наступления 18-летнего возраста. Как метко заметил П.Л. Рудик, авторы избирательного законодательства "разделили гражданское и политическое совершеннолетие", заложив тем самым "основы для будущего достаточно произвольного снижения избирательного возраста и превращения армии в привилегированную курию, где каждый, достигший ко дню выборов призывного возраста, получал право управлять государством"1.

Одной из особенностей рассматриваемой избирательной системы, действовавшей в Советской России с 1918 по 1936 год, являлось то, что во многом по форме она была построена аналогично избирательной системе, действовавшей в Российской Империи при выборах в Государственную думу, несмотря на то, что по сути принципиально от нее отличалась. Объединяли эти системы многоступенчатые выборы. Выборы в советской России были трехступенчатые для городского пролетариата и четырехступенчатые - для сельского. Нижним звеном системы были сельские Советы, формируемые населением непосредственно. Из их состава избирались представители в волостные Советы из расчета один депутата на каждые 10 членов Совета и в уездные (райониые Офветы - из расчета один депутат на одну тысячу жителей, но не свыше 300 депутатов на весь уезд (ст. 25 и ст. 53 Конституции). Следующим звеном были губернские (окружные) Советы, формировавшиеся из представителей городских и волостных съездов Советов из расчета один депутат на 25 тысяч сельских или 5 тысяч городских избирателей, но не более 500 депутатов на всю область. И завершал эту конструкцию Всероссийский съезд Советов, состоявший из представителей городских Советов (по норме - один депутат на 25 тысяч избирателей) и губернских Советов (один депутат на 125 тысяч жителей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: