Принципы создания цивилизованного транспортного рынка в условиях рыночной конкуренции

Являясь условием существования и развития рынка, конкуренция, в свою очередь,

обусловлена степенью его развития и цивилизованности. Развитой цивилизованный

рынок, к которому стремится Россия, должен характеризоваться:

- «автоматическим» механизмом самонастройки, составные взаимодействующие

элементы которого — спрос, предложение и цена. Хотя многие страны прибегают

к тому или иному регулированию цен, свобода ценообразования в рыночной

экономике — необходимое условие. В противном случае перестает действовать

механизм саморегулирования, нарушается сбалансированность национальной

экономики, снижается ее эффективность;

- наличием системы взаимодействующих рынков — товаров, услуг, капиталов,

ценных бумаг, рабочей силы и др., т.е. распространением рыночных отношений на

весьма широкий спектр экономической деятельности;

- отлаженной и разветвленной системой рыночной инфраструктуры, включающей в

себя банки, страховые и кредитные учреждения, биржи (товарные, фондовые,

валютные, по торговле недвижимостью), оптовые предприятия и системы,

различные магазины и др.;

- устойчивым превышением на рынке основной массы предлагаемых товаров над их

спросом, т.е. наличием «рынка покупателя», когда покупатель, а не производитель

определяет уровень потребительской ценности предлагаемых на рынке товаров

(услуг);

- наличием на рынке «нормальной» конкуренции, т.е. конкуренции между

производителями за потребителей. В условиях дефицитного рынка («рынка

продавца») возникает конкуренция между покупателями за товар, которая, как

известно, приводит к завышению цен и освобождает изготовителей от

необходимости интенсивно совершенствовать продукцию, снижать издержки

производства;

- свободой выбора покупателями (потребителями) продавцов (изготовителей), а

продавцами — покупателей, т.е. наличие свободной рыночной деятельности.

Кроме того, что весьма важно, нормальное функционирование рыночного механизма

возможно в условиях стабильности финансовой, денежной и валютной систем страны —неустойчивость этих систем вызывает «возмущение» рыночной деятельности, искажает

рыночные процессы, в том числе конкуренцию, что вызывает негативные последствия.

Главные проблемы, которые приходится решать странам с централизованно планируемой

экономикой при переходе к экономике рыночной, — это создание необходимых условий

для становления и развития рыночной экономики, о которых уже говорилось, и в первую

очередь значительное снижение степени монополизации рынка. Известно, например, что в

начале 90-х гг. в СССР более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в

производстве своей продукции.

Сверхвысокая монополизация, доставшаяся экономике России в переходный период в

наследство от командноадминистративной системы, ослабляет рыночную конкуренцию.

Важнейшее средство решения этой проблемы — проведение последовательной,

экономически обоснованной политики демонополизации: во-первых, разработка системы

ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, приводящие к высокой

монополизации и ограничению конкуренции; во-вторых, продуманнаядеконцентрация

сложившихся предпринимательских монополий; в-третьих, активное содействие

конкуренции в монополизированных отраслях со стороны государства.

Товаропроизводитель обязан хорошо знать не только своих конкретных конкурентов, их

возможности, достоинства и недостатки, но и общее состояние конкуренции на

выбранном рынке (рынках), т.е. тип этого рынка в зависимости от характера конкуренции

(табл. 8.1, 8.2, рис. 8.5), систему координат «своего» поля конкуренции (рис. 8.1),

движущие силы конкуренции на своем отраслевом рынке (рис. 8.2, 8.3). Необходимо

использовать систему оценки характера действий своих конкурентов, включая

структурный анализ их деятельности (рис. 8.7), принятие решений в зависимости от

реакции конкурентов на рыночные ситуации (рис. 8.8), составление матриц формирования

конкурентных карт рынка (табл. 8.3) и схем оценки рыночных позиций фирмы (рис. 8.4).

Рис. 8.1. Система координат поля конкуренции

Проведение такой работы — непременное условие составления продуманной, хорошо

обоснованной, стратегически правильной программы действий товаропроизводителя на

рынке.

Следует, однако, подчеркнуть, что в действительности конкуренция намного

разнообразнее и сложнее (а в чем-то и проще), чем в приведенных схемах. Так, хорошо

известная модель движущих сил конкуренции на отраслевом уровне (рис. 8.2)

рассматривает хотя и важную, но тем не менее лишь составную часть механизма

всеобщей конкуренции, проявляющейся в условиях рыночной экономики на всех ее

уровнях — местном, региональном, национальном, мировом.Действительно, внутриотраслевая конкуренция взаимодействует с межотраслевой, имеет

внутринациональный и международный аспект, проявляется на узком (локальном) и

предельно расширенном (мировом) поле конкуренции. При определенных ситуациях

конкуренция преобладает среди сил воздействия на внутриотраслевую конкуренцию (к

примеру, между поставщиками).

Следует учитывать воздействие и еще одного очень важного фактора — международной

конкуренции во всех ее проявлениях, которая в сочетании с внутринациональной

конкуренцией не только усиливает проявление последней, но и меняет характер ее

проявления: монопольный рынок, например, может трансформироваться в олигопольный,

да и вся внутристрановая конкуренция под воздействием повысившейся значимости

внешнеэкономических связей может приобрести международный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: