Ближневосточная Антанта

Термин `Ближневосточная Антанта` по словарям

Ближневосточная Антанта `Дипломатический словарь`

- группировка государств в составе Ирана, Турции, Афганистана и Ирака, возникшая в результате подписания Саадабадского пакта (см.). Одновременно с пактом (8. VII 1937) был подписан протокол о создании постоянного Совета четырёх ближневосточных стран в составе их министров иностранных дел (по образцу Советов Малой и Балканской Антант), который должен собираться не реже одного раза в год. Первое заседание Совета Б. А. состоялось тотчас же после подписания пакта, и на нём был принят ряд решений о совместных действиях в Лиге наций. Однако в дальнейшем Б. А. не выступала во внешнеполитических вопросах единым фронтом и не стала серьёзным фактором в международных отношениях.

2 Глобальное управление формы их

  1. "Мировое правительство". Наиболее старая футурологическая идея (исследованная в т.ч. и Кантом), различным аспектам которой посвящено немало работ. Фактически, концепция "мирового правительства" представляет собой увеличенную модель национального государства, руководство которого решает текущие внутриполитические вопросы уже не национальном, а на глобальном уровне.

    2. Трансформация существующей системы ООН. Здесь есть два основных пути. Один - постепенное повышение уровня легитимности Совета Безопасности ООН и уровня его эффективности (на этом делает акцент и Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан). Другой вариант - более радикальный. В нем выделяют две составных части: превращение существующего Совета Безопасности ООН в своего рода квази-правительство, а Генеральной Ассамблеи ООН - в квази-парламент. Нужно отметить, что такая форма глобального управления находит больше сторонников, чем идея "мирового правительства" в чистом виде. Однако и ее отличает узко-этатистский подход, который сводит все глобальное сообщество к жестким рамкам государства.

    3. Политическое управление глобальным развитием. Согласно этой концепции ведущие политические акторы в мире будут "подталкивать" глобализацию в нужное русло и решать возникающие глобальные проблемы узким кругом "игроков". Ими могут быть, при различных раскладах, либо доминирующая в мире супердержава, либо конгломерат великих держав (институционально оформленный в рамках группы G-8 или же иной структуры).

    4. Корпоративное глобальное управление. В этом случае к коллективным усилиям государств по решению глобальных проблем и планированию глобального развития присоединятся и наиболее значимые частные акторы (крупнейшие транснациональные корпорации, международные неправительственные организации и др.).

    Такова предложенная типология подходов к глобальному управлению. В добавление к ней целесообразно добавить еще один вид глобального регулирования - глобальное сотрудничество. В его рамках решения глобальных проблем будут приниматься не путем навязанных отдельными акторами подходов, но путем конструктивного и воплощаемого в жизнь диалога всех заинтересованных сил. Такая форма также предполагает формирование более инклюзивной системы глобального регулирования, свою сопричастность которой смогли бы ощущать как можно больше государств и иных акторов.

Десуверинизация процесса, "объединяющего" следующие "направления": прямое или косвенное нарушение суверенитета, универсализация прав человека и прав нации на самоопределение, становление наднациональных институтов и норм, методологически нивелирует возможности системного исследования процесса "размывания" (Цыганков), "выдалбливания" (Бузан), "выветривания" (Пятигорский) или "размягчения" (Богатуров) суверенитета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: