Оружие массового поражения

, и в особенности возможность возобновления распространения ядерного оружия в отношениях между странами.

22)Геополитический анализ

Такая постановка проблемы уже сама по себе ставит условия анализа – необходимо акцентировать и приоритетно исследовать:

1) возможности центростремительных тенденций регионов;

2) возможности расширения пространственного влияния центра на периферию и за ее пределы.

Это предполагает четкое выделение двух базовых критериев – понятий геополитического центра и геополитической периферии. Соотношения между ними и составляют сущность исследования внутренней геополитики

23) Геостратегический анализ предполагает, что особое внимание бу­дет обращено на те свойства земной поверхности, которые опреде­ляют средства государства к успешному ведению войны. Точно так­же относительно народонаселения, его материального и морального состояния, государственного устройства, положения финансов [4, 46].

24)Государство само трансформировалось и в ходе этого утратило свою прежнюю способность справляться с пространственными изменениями и развитием. Его власть и авторитет размывались с трех направлений: сверху — интернационализацией; снизу — региональными и местными притязаниями; и со стороны — развитием рыночного и гражданского общества, ослабляя его роль в хозяйственном руководстве, социальной солидарности, культуре и формировании идентичности, а также институциональной структуре. Так возник новый регионализм, отмеченный двумя связанными между собой особенностями: он не ограничивается рамками национального государства; и он стравливает

между собой регионы в конкурентной борьбе, а не предоставляет новые роли в национальном разделении труда. Новый регионализм современен и предусмотрителен, в отличие от провинциализма, который противился переменам и отстаивал традицию. Тем не менее, старый и новый регионализмы продолжают сосуществовать в нелегком сотрудничестве, отыскивая новый синтез всеобщего и особенного.

Старый регионализм
Существовал в условиях биополярности
Формировался в значительной степени "сверху", под контролем двух конкурирующих сверхдержав
Носил протекционистский характер
Как правило, четко ориентировался на решение либо экономических проблем, либо проблем безопасности
Включал в себя исключительно отношения между суверенными государствами
Новый регионализм
Развивается как современная версия многополярности
Формируется "снизу", т.е. процесс современной регионализациисодержит элементы спонтанности и автономии его акторов
Стремится к реализации идей "открытого регионализма", совместимого с экономической взаимозависимостью
Более многомерен, поскольку включает в себя торгово-финансовое, экологическое, социально-политические и иные измерения
Предпологает участие негосударственных и субнациональных акторов

. Профессор Бьорн Хеттне

26)Геополитический риск включает такие элементы: риск внешнего завоевания государства, риск распада государства под воздействием внутренних сил; риск снижения суверенитета — способности государства отстаивать свои интересы на международной арене; политический риск, страновой риск. Геополитические риски являются стратегическим и глобальными по масштабам ущерба. Ранее такие риски относили к фундаментальным рискам, и как следствие, к «форс-мажорным» обстоятельствам. Однако современный уровень глобализации делает эти риски управляемыми. Субъектами управления геополитическим риском могут выступать: международные организации (ООН, МАГАТЭ, МВФ, ВТО и др.), органы государственной власти, транснациональные корпорации, национальные элиты, этносы, диаспоры, политические партии. Инструментами управления геополитическим риском можно назвать внешнюю политику, промышленную, финансово-бюджетную, демографическую политику, право и др. С точки зрения финансовых последствий геополитический риск можно признать катастрофическим риском, при котором возникает неплатежеспособность предприятия. Понятие «геополитический риск» было предложено в 1999 году/1/ и развивалось в работах/2,3/, в статье/4/ показано, что геополитический риск является экономической категорией и влияет на экономическое поведение субъектов социально-экономической деятельности. В июле 2006 года Европейский центральный банк при повышении ставки рефинансирования в качестве причине назвал рост геополитического риска (Ж. К. Трише

27) Умная сила (англ. smart power) — форма политической власти, согласно Джозефу Наю "способность сочетать жёсткую и мягкую силу для формирования выигрышной стратегии" [1][2] . Согласно Chester A. Crocker, Fen Osler Hampson и Pamela R. Aall умная сила включает стратегическое применение дипломатии, убеждения, развитие компетенций, проецирование власти и влияния экономически эффективными способами, имеющими политическую и социальную легитимность, - по существу, применение военной силы и всех форм дипломатии. [3]

Термин был введен в рассмотрение после вторжения в Ирак в 2003 году как ответ на неоконсервативную международную политику Джорджа Буша [4] . Рассматривался в качестве либеральной альтернативы его политике и предполагал закрепление ведущей роли за международными институтами, а не за Соединенными Штатами [4] . Умная сила также рассматривалась в качестве альтернативы мягкой силе, которая могла усилить аргументы Демократической партии, признанные слабыми.

28)М Мягкая сила — форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение мягкая сила

Термин «мягкая сила» (англ. soft power) впервые ввел в оборот профессор Гарвардского Университета Джозеф Най в своей книге 1990 года Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. Впоследствии он развил данное понятие в своей книге 2004 года Soft Power: The Means to Success in World Politics.

29) Жёсткая сила (англ. hard power) — форма политической власти, связанная с применением военного и/или экономического принуждения для коррекции поведения или интересов других политических сил. Согласно названию эта форма политической власти часто является агрессивной, и наиболее эффективна когда субъект власти имеет меньшую военную или экономическую силу. [1]

Термин «жёсткая сила» используется в описании международных отношений. Обычно противопоставляется термину «мягкая сила», которая подразумевает добровольное подчинение субъекта власти и основывается на культурных и политических ценностях. Термин стал широко использоваться после того, как Джозеф Най ввел в рассмотрение термин «мягкая сила», как форму власти суверенного государства в международной политике. [2]

Военная сила предполагает использование принудительной дипломатии (Coercive Diplomacy), войны или угрозы с целью принуждения, устрашения и защиты. Экономическая сила предполагает оказание помощи, взятки и экономические санкции.

Термин «жёсткая сила» может также использоваться для описания переговорного процесса, в котором используются давление и угрозы в качестве рычага.

30) одной из самых новаторских разработок в связи с концепцией безопасности по праву считается теория секьюритизации, которая была предложена в рамках Копенгагенской школы Б. Бузаном при совместной разработке с О. Вэйвером. Более того, пишут о том, что Б. Бузан своей работой “Люди, государства и страх” (1983 г.) открыл “ящик Пандоры”, то есть он был тем, кто инициировал множество последующих исследований по вопросам проблемы безопасности, и он с радостью признает свою “вину”. Секьюритизация – это процесс, в котором определенный объект представляется как проблема безопасности. Понятие безопасности всегда связано с вопросом выживания, а, значит, речь идет об угрозе существования данного объекта. Б. Бузан вводит свой понятийный аппарат, используя термин референтный объект – т.е. это тот объект, по отношению к которому считается, что существует экзистенциальная угроза (то, на что можно указать и сказать “это должно выжить, соответственно необходимо…

31.

социальную безопасность в широком и узком смысле. В широком смысле социальную безопасность можно считать синонимом национальной безопасности, так как с ее помощью обеспечивается целостность и устойчивость функционирования и развития социума в целом, в том числе и российского.

В узком смысле социальная безопасность связана с обеспечением защиты от угроз жизненно важных интересов человека и общества прежде всего в социальной сфере. Угрозы могут носить либо внешний, либо внутренний характер и возникать со стороны как социальной, так и природной или техногенной среды. Сюда же может включаться и социальная безопасность государства как главного социального института.

Таким образом, объектом социальной безопасности в широком значении выступает вся жизнедеятельность общества: сложившиеся и узаконенные формы собственности и образовавшаяся на их основе социальная структура - слои, классы, социальные группы и общности, а также отношения между ними, в узком смысле - социальная сфера общества, т.е. сугубо гражданская сфера жизнедеятельности личности и общества. Последние выступают главными объектами защиты.

32) Существует несколько определений понятия «глобальное управление». До его появления существовал другой термин – «глобальное правительство». Различия между этими понятиями детально проанализировал Дж. Розенау. Дело в том, что в английском языке термины «government» (правительство) и «governance» (управление) обозначают системы правления, регуляционные механизмы, с помощью которых осуществляется власть, направленная на сохранение единства определенной политической системы и реализацию намеченных целей. Отличие состоит в том, что под правительством обычно понимаются определенные структуры, в то время как под управлением подразумеваются некие социальные функции и процессы. Управлять, таким образом, значит осуществлять власть Вайссом и Р. Такуром в работе «ООН и глобальное управление: идея и перспективы ее воплощения»: «Глобальное управление – это комплекс формальных и неформальных институтов, механизмов, отношений и процессов, существующих между и распространяющихся на государства, рынки, отдельных граждан и организации, как межправительственные, так и неправительственные, посредством которых на глобальном уровне определяются коллективные интересы, устанавливаются права и обязанности, разрешаются споры» [6].

Одни предлагают 1 создавать более актуальные институты, соответствующие глобальным процессам.2 Другие высказываются за реформирование уже существующих международных институтов, наделение их более широким кругом полномочий.

Существует и еще один возможный вариант – 3 неинституционализированное политическое управление глобальными процессами. Оно может выражаться как в форме глобального консенсуса демократических стран, так и в форме одностороннего глобального доминирования ведущей державы. В свете недавних событий (фактически одностороннее решение США о проведении военной операции в Ираке, несмотря на отсутствие официального мандата Совета Безопасности ООН) наиболее вероятным оказывается вариант «доминирования ведущей державы», т.е. США.

33) Регион (лат. regio — «страна», «область») — определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов. Также используется в значении территориальной единицы государства; в России как общее название субъекта Федерации. Каждый регион обладает уникальным географическим положением. В военном деле зарубежных государств оперативно-стратегическая единица, включающая от 1 000 000 до 3 000 000 человек.

34) РЕГИОНАЛИЗМ

(regionalism) Это понятие обозначает практику регионального управления или веру в его необходимость. Регионализм следует отличать от федерализма (federalism), при котором у нижнего уровня управления есть защищенная сфера деятельности, куда не может вмешиваться верхний уровень власти, а также от передачи полномочий (devolution), при которой верхний уровень власти передает нижнему уровню часть своих полномочий; их затем трудно вернуть обратно (как, например, полномочия на внутреннее самоуправление, переданные Северной Ирландии правительством Соединенного Королевства между 1920 и 1972 гг.). Поэтому термин "регионализм" лучше применять в отношении таких систем, где есть или могут быть регионы, но это должны быть регионы, которые созданы центральным правительством и могут быть ликвидированы также легко, как были созданы. В качестве примера можно привести Францию, где существует региональный уровень управления, и Соединенное Королевство, где региональные правительства (с незначительной передачей полномочий) существуют в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии, но не в самой Англии или в ее районах. Англия разделена на стандартные районы, широко используемые в статистических и административных целях, но не имеющие политического представительства. В 1993 г. Европейский Союз (European Union) учредил Комитет по регионам, в котором работают местные выборные должностные лица. В Соединенном Королевстве правительство предложило назначить в Комитет своих собственных представителей, но из-за протеста всех партий сделать это не удалось.

35) Регионализа́ция — процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях [1]

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, причем это становится характерным не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. То есть по мнению, И. М. Бусыгиной, глобализация представляет собой с одной стороны сочетание процессов концентрации и централизации, а с другой — деконцентрации и децентрализации. Наглядным примером процесса регионализации является Европейский союз.

36) Вестфальская система В основе идеи национального государства, обладающего суверенитетом, были четыре главные характеристики:

  • Наличие территории;
  • Наличие населения, проживающего на данной территории;
  • Легитимное управление населением;
  • Признание другими национальными государствами.

При отсутствии хотя бы одной из этих характеристик государство перестает существовать, или становится резко ограниченным в своих возможностях. Основой государственно-центристской модели мира стали «национальные интересы», по которым возможен поиск компромиссных решений (а не ценностные ориентиры, в частности религиозные, по которым компромиссы невозможны). Суверенные национальные государства, взаимодействовали между собой, образуя «систему международных отношений».

Ключевыми особенностями возникшей системы международных отношений стало доминирование в ней современных «национальных» государств (обладавших полным суверенитетом, едиными механизмами административного управления, постоянными профессиональными армиями, рациональной бюрократией, определенными и международно-признанными границами и т. д.), своеобразная деидеологизация, то есть устранение конфессионального фактора как одного из основных факторов политики, а также постепенное формирование баланса сил (равновесия сил) в отношениях между наиболее сильными европейскими державами или их коалициями.

37) Геополитика (географическая политика; греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, являясь частью политической географии.

Различают традиционную геополитику, новую геополитику (геоэкономику) и новейшую геополитику (геофилософию). [1] Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий, являясь (по Хаусхоферу) «географическим разумом» государства. [2] Геоэкономика, в отличие от традиционной геополитики, делает акцент на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счёт расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях. [1]

38) В последние годы в связи с обогащением и расширением проблематики геополитики разрабатывается ее категориальный аппарат, являющийся инструментом исследования конкретных явлений. К числу основных категорий геополитики относятся:

  • геополитическое пространство;
  • геополитическое поле;
  • геополитический регион;
  • геополитические линии;
  • геополитическое соперничество;
  • геостратегия;
  • границы;
  • национальная безопасность государства;
  • национальный интерес;
  • национальная мощь;
  • территория;
  • экспансия.

39) Сфера влияния — регион, фактически находящийся под безусловным политическим, экономическим и культурным влиянием другого государства. Страны, которые попадают в сферу влияния сильного государства, называются «сателлитами». Фактически категория сфер влияния является своеобразной эволюцией политики колониализма: присвоение природных ресурсов, несправедливая эксплуатация рабочей силы, захват рынк

40) В практике международных отношений широко используются специальные миссии (миссии ad hoc) — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Дея­тельность специальных миссий регламентируется Венской конвен­цией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.). Эту деятельность называют дипломатией ad hoc.Специальная миссия состоит из одного или нескольких предста­вителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслу­живающий персонал. Функции специальной миссии определяются по взаимному согла­сию между посылающим государством и принимающим государст­вом

41) Демаркация границы ДЕМАРКАЦИЯ ГРАНИЦ

- определение и обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договорами о делимитации границы и приложенными к ним картами и описаниями. Работу по определению линии границы на местности осуществляет специально создаваемая на то правительствами смешанная комиссия граничащих государств. Иногда такие функции осуществляются специальным международным органом, образуемым на основе мирных договоров. Смешанная комиссия, определив точное положение линии границы на местности, составляет протокол - описание демаркируемой границы, карты с ее обозначением, а тж. протокол на каждый пограничный знак и схему-кроки каждого знака. В ходе демаркационных работ смешанная комиссия может вносить некоторые уточнения в прохождение линии границы, установленной ранее в договоре и изображенной на карте, приложенной к нему. Такие уточнения, как правило, осуществляются около населенных пунктов, на реках и горных хребтах. Это связано с тем, что договор о делимитации границы и карты, приложенные к нему, не всегда основываются на достаточно полных и точных фактических данных. Линия государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Демаркационные документы после их подписания смешанной комиссией по демаркации границы подлежат утверждению каждой из сторон договора в соответствии с действующим в этих государствах законодательством и вступают в силу с момента обмена документами, извещающими об их угверждении.

Демаркация границы (лат. demarcatioразграничение) — проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками.

Демаркация границы осуществляется на основании документов о делимитации границы (договор, описание линии государственной границы с приложением специальной карты) совместными комиссиями, создаваемыми на паритетных началах.

Во время работ по демаркации производится топографическая съёмка или аэрофотосъёмка местности, на основании чего составляется крупномасштабная топографическая картапограничной полосы, устанавливаются пограничные знаки (столбы, проволочные заграждения и т. п.) и определяются их топографические координаты. О всех действиях по демаркации границы составляются специальные документы: протоколы с описанием прохождения линии границы и пограничных знаков (к протоколам прилагаются схемы и фотоснимки этих знаков).

Пограничные знаки не подлежат произвольному перемещению, и стороны обязаны следить за содержанием их в надлежащем состоянии.

Проверка ранее демаркированной границы и восстановление или замена разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией

42) Делимитация границы (лат. delimitatioустановление границ) — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров.

Постановления о делимитации обычно являются составной частью мирных договоров или специальных соглашений об установлении или изменении государственных границ.

В ходе делимитации договаривающиеся стороны составляют — как правило, по карте, без проведения работ на местности — описание прохождения линии границы, которое может быть самостоятельной статьёй в самом договоре или в приложении к нему.

В соответствии с определённым в договоре положением линии границы она наносится на географическую карту, которая, как правило, является составной частью договора о делимитации границы и в этом качестве служит наглядным свидетельством о положении линии границы.

Материалы делимитации служат основанием для последующего этапа определения границы — проведения её на местности (демаркации).

Термин "Делимитация" часто используется в Международном Космическом Праве.

43) В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов южнее 60-го градуса широты запрещены.

В 80-е годы XX века Антарктиду объявили ещё и безъядерной зоной, что исключило появление в её водах судов-атомоходов, а на материке — атомных энергоблоков. Сейчас участниками договора являются 28 государств (с правом голоса) и десятки стран-наблюдателей.Но территориальные притязания некоторых стран огромны. Например, Норвегия претендует на территорию, превышающую её собственную раз в десять (в том числе на остров Петра I, открытый экспедицией Беллинсгаузена — Лазарева). Особую позицию заняли США и Россия, заявившие, что в принципе могут выдвинуть свои территориальные претензии в Антарктике, хотя пока этого и не делают. При том оба государства не признают претензии других стран, как и претензии друг друга. На территории Антарктики также "прописались" несколько виртуальных государств, например, Иммортия. На часть материка претендует Доминион Мельхиседека.

44)

Нунций (от лат. nuntius — вестник), постоянный дипломатический представитель римского папы в государствах, с которыми папа поддерживает официальные дипломатические отношения. Соответствует дипломатическому рангу чрезвычайного и полномочного посла. Институт постоянного представительства Н. складывается с 1-й половины 16 в. В большинстве католических стран Н. являются старейшинами (дуайенами) дипломатического корпуса.

45) Монродоктрина, декларация принципов внешней политики США, провозглашенная в послании президента США Дж. Монро конгрессу 2 декабря 1823. Разработана в связи с угрозой интервенции Священного союза в Латинскую Америку в целях восстановления господства Испании в её американских владениях. Ведущая роль в разработке М. д. принадлежала государственному секретарю Дж. К. Адамсу. В послании Монро выдвигался принцип разделения мира на европейскую и американскую системы и провозглашалась идея невмешательства США во внутренние дела европейских стран и соответственно невмешательства последних во внутренние дела стран Американского континента

46) Маршалла план, так называемая программа восстановления и развития Европы после 2-й мировой войны 1939—45 путём предоставления ей экономической помощи со стороны США. Ставил своей целью поддержать пошатнувшиеся в результате войны позиции капитализма в Западной Европе, воспрепятствовать прогрессивным социальным изменениям в странах континента, создать объединённый фронт империализма против нараставшего освободительного движения в мире, и в первую очередь против СССР и складывавшейся мировой системы социализма. М. п. и так называемая доктрина Трумэна (см. Трумэна доктрина) предшествовали и способствовали созданию агрессивного блока НАТО (1949).

47) План Дауэса (англ. Dawes Plan) от 16 августа1924 года установил новый порядок репарационных выплатГермании после Первой мировой войны, в соответствии с которым их размер был приведён в соответствие с экономическими возможностями Веймарской республики. Чтобы запустить механизм немецкой экономики, по плану Дауэса Германии одновременно предоставлялся международный заём.

48) Доктрина взаимозависимости сформирована в декларации об итогах англо-американских переговоров от 25 X 1957 – одобрена Советом НАТО – призвана обосновать необходимость форсирования гонки вооружения – путем усилий стран НАТО

49) Великая Сирия (Билад аш-Шам) — термин, обозначающий регион Ближнего Востока на востоке Средиземного моря, или Левант, и одновременно — проект панарабизма. Классическое арабское название Сирии — Шам (араб. ا ash-Shām), которое в последующие века стала обозначать только Дамаск в рамках арабского Леванта; доисламское название территории, Сирия, использовалось до распада Османской империи в 1918.

После краха Османской империи создание арабского национального государства казалось реальным. Это государство должно было состоять из территории современных стран Сирии, Ливана, Израиля, Иордании и палестинских территорий (Сектор Газа и Западный берег реки Иордан). Столицей Великой Сирии должен был стать Дамаск, который уже под Омейядами был столицей арабского халифата.

Соглашение Сайкса-Пико, в котором Великобритания и Франция поделили территорию между собой, положило конец планам создания единого национального государства.

Более поздние попытки реализации этого концепта, такие как Объединённая Арабская Республика или Объединённый Арабский Союз, тоже не увенчались успехом.

Исторически Сирия включала в себя, кроме территории современного государства, Иорданию, Израиль и Ливан.

До 1920-х годов название "Сирия" использовалось для обозначениеболее крупного географического и исторического регион а, который включал всю территорию Ливана, Иордании, Израиля, нынешних Западного берега р.Иордан и сектора Газа, а также небольшие районы на юге Турции и северо-западе Ирака. Этот регион, называвшийся иногда Великой Сирией, простирался от гор Тавр до Синайского п-ова и охватывал все восточное побережье Средиземного моря от Газы на юге до Антиохии (современная Антакья) на севере.

50) Политика большой дубинки (англ. Big Stick Policy, Идеология большой дубинки, англ. Big Stick ideology, Дипломатия большой дубинки англ. Big Stick diplomacy) — расширенное толкование Теодором Рузвельтомдоктрины Монро в отношении стран Латинской Америки. Была декларирована в 19041905 годах. Предполагала, что если в Латинской Америке возникнут конфликты, то США обеспечат их урегулирование, в том числе и с использованием военной мощи. Впервые этот термин появился в речи Теодора Рузвельта (тогда ещё вице-президента, за несколько дней до убийства Мак-Кинли), произнесённой им 2 сентября1901 года на ярмарке в штате Миннесота, где президент процитировал западноафриканскую пословицу: «Говори тихо, но держи в руках большую дубинку, и ты далеко пойдёшь» (англ. Speak softly and carry a big stick; you will go far). В более широком толковании — политика с позиции силы, политика силового вмешательства. (Смотри также Внешняя политика США).

В 1933 году президент Франклин Рузвельт объявил об отказе от политики «большой дубинки», провозгласив новую политическую доктрину — политику «доброго сосе­да».

51) «Блестящая изоляция» (англ. Splendid isolation) — термин, употребляемый для обозначения общего курса внешней политики Великобритании 2-й половины 19 века, выражавшегося в отказе от заключения длительных международных союзов. Основное положение, огромные колониальные владения, сильнейший в мире военный флот, а главное — промышленное и финансовое превосходство над другими державами позволяли Англии сохранять свободу действий на международной арене. Используя противоречия между европейскими государствами, Англия стремилась к расширению и укреплению своего международного влияния. Политика «Блестящей изоляции» не мешала Англии заключать временные соглашения, способствовавшие осуществлению её экспансионистских целей. С наступлением эпохи империализма, в связи с быстрым развитием экономики и усилением военной мощи других держав, позиции Англии стали более уязвимы, что особенно проявилось в ходе англо-бурской войны 1899—1902. Резкое обострение отношений с Германией и другими европейскими державами грозило Англии вынужденной изоляцией. В 1902 году Англия заключила длительный союз с Японией, направленный против России, а в 1904 году — соглашение с Францией, что означало конец политики «Блестящей изоляции». Блестя́щая Изоля́ция” внешнеполитическая доктрина курса Великобритании, в соответствии с которой она избегала заключения заблаговременных и долгосрочных союзов с другими державами с целью сохранения полной свободы действий в политике для укрепления влияния в Европе. Осуществлялась на протяжении второй половины XIX в. Авторство этого выражения приписывается различным лицам. Однако свою популярность оно приобрело после того, как Солсбери (см.) употребил его в своей речи на традиционном банкете лорд-мэра лондонского Сити 9. XI 1896.

52)

"Атомная дипломатия", термин, обозначающий внешнеполитический курс США после окончания 2-й мировой войны, в основе которого лежало стремление американских правящих кругов использовать созданный США арсенал ядерного оружия в качестве средства политического шантажа и давления на другие страны. "А. д." строилась в расчёте сначала на монопольное обладание США атомным оружием, затем на сохранение американского превосходства в области производства атомного оружия и на неуязвимость территории США. Проводя "А. д.", США отклоняли все предложения Советского Союза и других социалистических стран о запрещении использования, прекращении производства и уничтожении запасов ядерного оружия. Создание в СССР атомного (1949) и водородного (1953) оружия, а в последующем и межконтинентальных ракет обрекло на провал "А. д.". термин, вошедший в употребление после применения атомной бомбы (август 1945), для обозначения методов и приёмов дипломатии США, использующей обладание секретами производства атомной бомбы в целях внешнеполитического давления.

  • Термин так же может использоваться для обозначения внешней политики основывающейся на обладании ядерным оружием

53) ДИПЛОМА́ТИЯ ДО́ЛЛАРА (dollar diplomacy), американская внешнеполитическая практика государственного содействия проникновению американского капитала на рынки других стран, особенно стран Латинской Америки.

Обычно дипломатию доллара связывают с годами правления президента Уильяма Тафта (1909-1913). В обмен на льготы американским предпринимателям США брали на себя обязательства обеспечивать финансовую стабильность того или иного региона в мире. Впервые дипломатия доллара была применена еще президентом Теодором Рузвельтом, который в обмен на предоставленные займы добился от властей Доминиканской республики право назначать начальника таможенной службы, приносившей основную часть доходов в казну страны. Государственный секретарь Филандер Нокс (при президенте Тафте) активно использовал дипломатию доллара в Центральной Америке и в Китае. В 1913 президент Вудро Вильсон официально отказался от дипломатии доллара. Этот термин получил негативный оттенок, применяется для характеристики недобросовестной политики в международной сфере ради получения экономических выгод. Намереваясь противопоставить растущему влиянию Великобритании, Германии и Франции в Китае расширение зоны своего экономического, а затем и политического влияния, правительство США предоставило в 1912 г. правительству Китая заем на строительство Ханьянской железной дороги, проходящей через долину реки Янцзы. 3 декабря 1912 г. в послании Конгрессу США президент Тафт изложил свое видение нового курса американской дипломатии, получившего название «дипломатия доллара».

54) Политика открытых дверей — это политика, проводимая США в Китае с 1899 г. до 1949 г., начало и основу которой положила доктрина Государственного секретаря Дж. Хэя [1][2][3] . Суть такого политического курса состояла в том, что в Китае должна проводиться свободная торговля и свободное проникновение капиталовв предоставлении равных возможностей для европейских держав и США в торговой политике в Китае. США предложили великим державам в своих сферах влияния или на «арендованной» территории не препятствовать интересам других держав и применять китайский договорный таможенный тариф на все товары, независимо от того, где они были сделаны. Предлагалось также взимать одинаковые сборы за транспортные перевозки. Этими мерами обеспечивались благоприятные условия для проникновения на китайский рынок американских монополий, а режим благоприятствования в торговле европейскому капиталу сводился к минимуму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: