Понятие

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.[6]

4 Валлерстайн смотрит на мир через мир- систему: 1 это ‘’мини-система’’ не входящая в другие системы – имела четкое разделение труда и единую культуру где доходы получались от собирательства и охоты и примерно – поровну распределялись (исчезла на заре человечества) 2 ‘’мир- система’’- единый организм имеющий границы и самодостаточность С четкой иерархией управления (с древности по сие время) делится на 2 части а)’’мир- империя’’ (где доходы получались от дани) это система с единым политическим единством экономики и либо с единством административного управления (собственно имперская форма) либо отсутствие его(б) (‘’феодальная форма’’)

3 существует и форма другая ‘мир – система’’: ‘’мир –экономика’’- в ней нет социальных ограничений по способу развития производства – она выходит из под политического диктата власти. В прошлом такие формы быстро гибли – сейчас же современная мир система- СМС, или капиталистический мир экономика -КМЭ, является единой системой охватывающей весь мир. Эта система имеет четкое ядро(развитые страны), переферию(развивающиеся) и полупериферию(ранее СССР, теперь Россия). Гегемон- это развитые страны они выигрывают от развития капитализма, а периферии проигрывают так как никогда догнать не могут развитые страны. Догоняющее развитие бесполезно. СМС – появилось с 16 века – и были лидером сначала Голландия(17-18век), в 19 веке Великобритания, в 20 США в будущем возможно Япония по (Валлерстайну)

Внутри каждого государства идет борьба классов классов не более 2х (статусные группы становятся классами при осознании своих классовых интересов) Победа над капиталистической системой возможна при давлении классов захвата ими средств производства

5) Роль государства в мировой политике:

Меняется роль государства от роли как общества так и политтехнологий (Кастельс М Информационная эпоха: экономика, общество и культура)

Необходимость в государстве в связи с экономическими и другими кризисами. Шевченко В. Н. [ответ. ред.] Этатистские модели модернизации

У государства изымается в условиях глобализации часть способности оказывать влияние на политику и экономику, появляются новые центры силы. Возможно на смену государству придут а)– мировое правительство, б)другие – цивилизации,в) третьи – регион-государства, г)четвертые – корпорация-государство(Пономарева Е. Г. Государство в условиях глобализации // Свободная мысль. –

Государство западного типа берет на себя многие функции в частности ранее не свойственные ему как то перераспределение доходов и вкладывание средств в образование, наступление на суверенитет государства других акторов (тот же автор)

Многие функции по защите государства передаются наднациональным органам (ООН и т д) (тот же)

(Тихомиров Ю. А. Суверенитет в условиях глобализации //)говорит о том что суверенитет, всеобщие интересы отодвигаются перед воздействием корпоративных интересов

Кирвель Ч. С. Современные глобальные трансформации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов-) но критика независимости ТНК говорит 1 о неполной независимости этих объединений от национальных правительств.

2 роль государства не только не ослабевает, а наоборот растет (Фукуяма Ф. Сильное государство.

Есть мнение и о разрушении государства создании постгосударственных структур на его месте (Кирвель Ч. С) объясняется такая возможность двойственной политикой государства которое с одной стороны приспосабливается к ТНК, делает уступки за счет своей власти и терпит их с другой поощряет их действие для доминирования в мировой экономике Колпаков В. Капитализм и государство западной цивилизации

6) Классификации государства

По Платону в правовом отношении выделяются 1 Тимократия – или власть честолюбцев, что приводит к обогащению и превращению такой власти в власть олигархическую. 2 Олигархия – власть немногих богачей – народ восстает и устанавливается демократия. 3 Демократия- власть толпы, черни. Отсутствие хорошего управления ведет к хаосу и власть захватывает сильная группа или род. Устанавливается тирания. 4 Тирания власть жестокого правителя. Закон при такой форме часто является фикцией. 5 Идеальная же форма правления – правление мудрецов- все регламентирующих и лишающих народ прав в том числе прав собственности. (в реальности такая форма никогда не существовала)

Аристотель выделяет три правильных формы а) монархию – где правит один человек монарх согласно закону, б) аристократия – власть лучших, В) полития – где правит средний слой и тем самым крайности произвола устранены

Три неправильных формы возникают от уклонения от правильных – от монархии в произвол – тирания, от аристократии – олигархия и от политии – демократия.

На современном этапе существуют два основных подхода к типологии государств 1 формационный (марксистский) и 2 цивилизационный

Цивилизационный А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен

критерием выступают духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, типы Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование

Типология государств — это их специфическая классификация. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Формационный подход

Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. Основой которой является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;

Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;

Социалистическое государство — сущность этого государства, как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизм.

Недостатки Формационного подхода

Не универсальная схема, не все государства подпадают под эту схему, наша история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

Весьма схематичная и одномерная;

Недооцениваются духовные факторы (национальность, религия, культура и т. д.).

Цивилизационный подход

Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:Традиционное (аграрное);Индустриальное;Постиндустриальное (информационное).

Г. Еллинек разделял:Идеальные (утопия);Эмпирические:Древневосточные;Античные;Средневековые;Новые;Современные.Трехстадийная схема эволюции государства

Данная концепция эволюции государственности разделяют развитие государственности на три главные стадии: раннее государство — развитое государство — зрелое государство

ионных и современных социально-политических структур.

II) При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. Основой которой является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;

Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;

Социалистическое государство — сущность этого государства, как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизм.

Б) В зависимости от политического режимаДемократические государства;Авторитарные государства;Тоталитарные государства.Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы «Авторитаризм» выделяют как один из видов «Тоталитаризма» чаще именуемый «Автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: Демократические и Тоталитарные.В зависимости от формы правления государстваМонархии;Республики.В зависимости от господствующей идеологии государстваИдеологизированные;Деидеологизированные.

7) Империя ее признаки Империя (от лат. imperium — власть) — форма организации крупнейшего государства. Принципиальным отличием империи от национального государства заключается в многонациональном характере империи или же в наличии не менее значимого атрибута — идеологии — системы представлений, раскрывающих наднациональную, универсальную сущность данной формы государства.

Империя не обязательно является многонациональным государством; так, Китай и Германия на протяжении столетий были главным образом, однонациональным государствами, однако их правители носили титул императора и оба государства имели развитую систему представлений, позиционирующих их универсальный характер, превозносящий над всеми иными народами и странами.

наличие сильной армии и полиции;
большое внешнеполитическое влияние;
мощная национальная идея (религия, идеология);
жесткая, как правило, единоличная, власть;
высокая лояльность населения;
активная внешняя политика, направленная на экспансию, стремление к региональному или мировому господству.

8) Режимы в государстве два основных типа политических режимов:

1. Недемократические политические режимы. Тоталитарный и авторитарный

. Авторитаризм (от лат. auctor - зачинатель, основатель, творец и auctoritas - мнение, решение, право) определяют как режим, смысл правления при котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти – формально свободы и права существуют, но реальная реализация их затруднительна

ТОТАЛИТАРИЗМ К. Фридрихом и З. Бжезинским, включающая в себя шесть базовых характеристик: централизованное руководство и управление экономикой;
всеобщий контроль над поведением индивида в социальной сфере;
признание руководящей роли одной партии в политической сфере и осуществление ею своей диктатуры (государственные и партийные структуры сливаются и формируется феномен "партия-государство");господство официальной идеологии;
сосредоточение в руках государства и партии всех средств массовых коммуникаций;
концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженного насилия Демократический политический режим. "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии было дано американским президентом А. Линкольном - правление народа, избранное народом и для народа. 1. Суверенитет народа - признание этого принципа означает, что народ является источником власти,
Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных демократических выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.
Всеобщее, равное и тайное избирательное право. Выборы предполагают наличие реальной соревновательности различных кандидатов, альтернативность выбора, реализацию принципа: один гражданин - один голос.
Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством.
Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата.
Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).
Гарантия основных прав человека.
Политический плюрализм (от лат. pluralie - множественный), позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.
Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, независимыми СМИ. Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др. Решения принимаются большинством при уважении права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы.
Разрешение конфликтов мирным путем.

9) Форма правления в государстве - это структура высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
• как создаются высшие органы государства и какого их строение;
• как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
• как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением
страны;
• в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:
монархические (единоличные, наследственные)
республиканские (коллегиальные, выборные)

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит как правило по наследству.
Основные признаки монархии: Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; наследственный порядок передачи верховной власти; представительство монархом государства по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.
Виды монархий:
1. Деспотия (неограниченная власть) - деспот (верховный властелин) обладает неограниченной наследственной властью по отношению к своим подданным, опираясь на силу военно-бюрократического аппарата.
2. Сословно-представительская монархия - власть монарха ограничена сословно-представительским органом (собранием).
3. Абсолютная монархия - верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
4. Конституционная монархия - власть монарха ограничена в значительной степени представительским органом, ограничение выражено в конституции, которую монарх не в праве изменять.
5. Парламентарная монархия: правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент;
- Лидер партии, обладающей наибольшим количеством мест в Парламенте становится главой государства;
- В законодательной, исполнительной и судебной власти власть монарха - символическая;
- Законодательные акты принимаются Парламентом и формально подписываются монархом;
- Правительство согласно конституции несет ответственность перед Парламентом, а не перед монархом.

Республика - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Признаки:
• Существование единоличного и коллегиального главы государства
• Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов власти;
• Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
• Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом
• Обязательность решений верховной государственной власти для всех госорганов
• Преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Виды республик:
1. Парламентарная республика - верховная власть принадлежит Парламенту:
Правительство формируется из депутатов Парламента, с коллегиальной ответственностью перед Парламентом за деятельность, в случае потери доверия - уход в отставку.
Глава государства избирается Парламентом (обнародует законы, право роспуска парламента, назначение главы правительства, главнокомандующий).
Глава правительства назначается главой государства (формирует правительство и т.д. по исполнительной власти)
2. Президентская республика - президент сочетает в себе функции главы государства и главы правительства:
Президент избирается внепарламентскими методами,
Правительство формируется президентом, правительство отвечает перед президентом, а не парламентом;
Более широкие права главы государства по сравнению с парламентарной республикой.

9) Членами Организации Объединенных Наций являются 193 государства http://www.un.org/ru/members/index.shtml На настоящий момент из 194 государств мира 193 государства являются членами ООН. Последним государством в ООН вошёл Южный Судан в 14 июля 2011 года, провозгласив себя независимым от Судана 9 июля 2011 года. Единственное государство, которое не является членом ООН — Ватикан. Источник: 17.09.2011 15:52 (UTC+4)

10) Способы появления государств в мироврой политике - это самопровозглашение и попытка добиться признания других государств по виду такая политика бывает

агрессивная политика, проявляется в стремлении расширить свое влияниеи разрешить внутренние проблемы средствами внешней политики. Лидеры государств, реализующих такую политику, используют агрессивные экспансионистские методы;

консервативная политика, разновидность характерная для бывших «великих» государств, империй, которая основана на желании сохранить свое влияние на международной арене и ранее достигнутое положение без учета изменившейся расстановки сил и реального потенциала;

активная политика основывается на балансе между внутренней и внешней деятельностью государства, когда оно в целом успешно выступает в роли субъекта международных отношений, защищая свои интересы;

пассивная политика свойственна «слабым» государствам, которые не обладают необходимой для отстаивания свого суверенитета потенциалом, потому вынуждены отказываться от части свого суверенитета в угоду более «сильных» соседей либо покровителей. Эти страны приспосабливаются к международной среде с целью выживания в сложившихся обстоятельствах.

  • 11Признаки государства:
  • Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): конституция,военная доктрина,законодательство
  • .
  • Управление и планирование: публичная власть: глава государства (правительство), парламент, суд.
  • нормирование жизни общества (система права),государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность,хозяйственная деятельность (экономика): собственная денежная система, налоговые сборы,государственная казна.
  • Собственность (ресурсы);
  • Территория;
  • Население;
  • Наличие подчинённых организаций:
    • правоохранительная деятельность,
    • вооружённые силы,
    • периферийные административные организации.
  • Наличие государственного языка (языков);
  • Суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанный другими государствами субъект);
  • Гражданство;
  • Государственные символы.

Кроме прочих, в качестве признаков можно рассматривать и иные политические, экономические и социальные аспекты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: