Психолингвистика, психология и традиционное языкознание. Язык, речь, речевая деятельность

Детальное обсуждение особенностей рассмотрения разных аспектов языковых явлений с позиций ПЛ, лингвистики и психо­логии было в свое время предпринято А.А. Леонтьевым, разграни­чившим язык как способность с моделированием работы речевого механизма, язык как предмет с разработкой модели собственно языка (языкового стандарта) и язык как процесс, что предполагает моде­лирование речи. При решении вопроса о том, чем занимается каж­дая из рассматриваемых наук, А.А. Леонтьев исходит из отноше­ний между названными категориями (моделями) и указывает, что отношение «язык как система (предмет) - язык как процесс (речь)» всегда входило в компетенцию лингвистики; отношение «язык как способность (речевой механизм) - язык как процесс (речь)» иссле­дуется психологией и смежными областями физиологии; отноше­ние «язык как система (предмет) - язык как способность (речевой механизм)» изучается ПЛ. В работе А.А. Леонтьева уточняется рас­хождение между ПЛ и психологией при исследовании речи: в то время как ПЛ «интересуется структурной организацией и законо­мерностями функционирования функциональных систем, обеспе­чивающих осуществление речи и речевого восприятия (или... струк­турой языковой способности человека)», психология общения ак­центирует внимание на взаимоотношениях личности и общества через посредство речи.

Несмотря на общность объекта исследования, как мы уже ус­тановили, ПЛ является самостоятельной наукой, а не разделом язы­кознания.

В чем конкретно проявляются отличия этих наук? Выделим их. Отличительные черты ПЛ по сравнению с традиционным языкознанием:

1. Языкознание традиционно понимается как наука о языке как средстве общения, ПЛ упор делает прежде всего на исследова­ние человеческого фактора.

2. В традиционном языкознании язык выше ситуации, для ПЛ язык всегда ситуативен, т.е. важнейшую роль играет конкретный контекст. По словам А.А. Леонтьева, лингвист изучает то, ЧТО ус­ваивается, какие слова, фразы, текст в целом. Психолог и психо­лингвист изучают то, КАК говорящие в действительности констру­ируют и понимают слова, фразы, текст конкретные.

3. В лингвистике текст рассматривается статически - как за­конченный продукт написания или говорения. В ПЛ текст рассмат­ривается динамически - как продукт речевой деятельности. Для ПЛ существенны такие характеристики текста, как цельность, скваж­ность, связность, истинность. Кроме того ПЛ подходит к тексту достаточно широко. Она может рассматривать как текст и рисунок, и иллюстрацию.

4. В ПЛ на первом плане - эксперимент. Даже говорят о прин­ципе эксперимента в этой науке. При помощи эксперимента моде­лируются, создаются собственно психолингвистические методы исследования.

Выше мы рассматривали понятия о языке, речи, речевой дея­тельности, разводя эти разные понятия, объясняя их суть.

Язык - система знаков, с одной стороны, и конкретный язык -с другой.

Речь - конкретное говорение, облеченное в звуковую (вклю­чая внутренне проговаривание) или письменную форму. Под ре­чью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результаты (речевые произведения, фиксируемые памя­тью или письмом).

Речевая деятельность - 1) использование языка (такая же деятельность, как и трудовая, игровая и пр.), 2) говорение, аудиро­вание, чтение, письмо, т.е. процессы говорения и понимания.

Принципиально важной для ПЛ является работа Л.В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкоз­нании», в которой содержится ряд положений, очень важных для понимания различий в подходах к анализу языка с позиций разных наук. Как следует из названия этой работы, Л.В. Щерба полагал, что он выделил три аспекта языковых явлений.

Первый аспект - это речевая деятельность, под которой уче­ный понимал процессы говорения и понимания.

Вторым аспектом он считал языковую систему - прежде все­го словарь и грамматику.

Третий аспект - это языковой материал как совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы.

При этом Щерба подчеркивал, что речевая деятельность обус­ловливается сложным речевым механизмом человека, или психо­физиологической речевой организацией индивида, которая:

а) никак не может просто равняться сумме речевого опыта (го-
ворения и понимания) данного индивида, а должна быть какой-то
своеобразной переработкой этого опыта;

б) может быть только психофизиологической;

в) вместе с обусловленной ею речевой деятельностью является
социальным продуктом;

г) служит индивидуальным проявлением языковой системы,
выводимой из языкового материала;

д) судить о характере этой организации можно только на осно-
вании речевой деятельности индивида.

Такое вынесение речевой организации за рамки обсуждаемой триады в качестве фактора, обусловливающего и речевую деятель­ность, и ее проявления в языковом материале и языковой система, дало основания для заключения психолингвиста Александры Алек­сандровны Залевской, что фактически Щерба выделил не три, а четыре аспекта языковых явлений.

Отношение между речевой деятельностью и языковым мате­риалом таково: речевая деятельность создает языковой материал. Языковая система выводится из языкового материала. Речевая дея­тельность является в то же время и языковым материалом, она не­сет в себе и изменение языковой системы. Речевая деятельность обусловливается речевой организацией. Тем самым все четыре ас­пекта языковых явлений тесно связаны друг с другом.

Наглядно эту связь можно представить в виде следующей схемы:

РЕЧЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

I Т

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

I Т

ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ

I Т

ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА

3. Основные особенности психолингвистических подходов к изучению языка как достояния человека. Специфика материала
психолингвистических исследований

При рассмотрении основных особенностей ПЛ подходов к изу­чению языка как индивидуального знания необходимо учитывать, что речь идет о речевой или языковой организации человека. Вспом­ним, что по Л.В. Щербе речевая организация представляет собой своеобразную переработку речевого опыта, которая происходит в соответствии со специфическими психофизиологическими возмож­ностями и закономерностями.

Так, например, ассоциации на слово СНЕГ будут сильно от­личаться у якута и у араба (в силу геополитического местожитель­ства, а, следовательно, и разного опыта). Значение слова ТУСОВ­КА будет неодинаковым для хиппи середины ХХ века и подростков конца века (исторические и ценностные различия). К понятию КОСМЕТИКА по-разному относятся женщины мужчины (половые или гендерные отличия). Коррекция речи афатиков будет иной, чем коррекция речи глухих.

Так мы приходим к заключению, что ПЛ подходы к пробле­мам функционирования языка не могут ограничиваться анализом языковых явлений вообще как таковых - последние должны изу­чаться в специфической системе координат, принимающей во вни­мание всё многообразие факторов и условий, с психофизиологи­ческими, культурными, социальными условиями жизни человека, с ситуацией общения и его ролевым поведением, то есть в условиях формирования картины мира как индивидуальной, так и нацио­нальной, и общечеловеческой, вне которых языковые средства не имеют смысла.

Особенности психической деятельности человека определяют становление и функционирование языка как достояния человека. Психическое отражение никогда не бывает пассивным, механичес­ким, зеркальным, оно формируется в процессах деятельности ак­тивного субъекта через непрерывное взаимодействие человека с окружающим его миром при постоянной взаимосвязи внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, индивидуального и со­циального. Переживание индивидом непосредственной данности содержания знания характеризуется изначальной предметностью и пристрастностью при постоянном взаимодействии перцептивных, когнитивных и аффективных (эмоционально-оценочных) процес­сов и их продуктов при динамике актуально значимого и потенци­ально значимого.

Язык для его носителя выступает в качестве средства выхода на образ мира (действительность), особую роль при этом играют образы (думая о дереве (например, березе), которое где-то растет, мы строим ожидание, встречный образ), а через образ на разных уровнях осознаваемости учитываются разнообразные знания и ожидания, связанные с подобной ситуацией.

Психолингвистика исследует весь широкий спектр проявле­ния речи. Она изучает:

•детскую речь,

•речь мужчин и женщин,

•речь на чужом языке при его изучении,

•речевые ошибки,

•особенности речи в человеко-машинной системе,

•речь в стрессовых ситуациях,

•речь под влиянием того или иного расстройства психической сферы человека, в частности при акцентуализации (усилении оп­ределенных психических свойств или черт характера) и психопа­тии (значительной дезорганизации психической деятельности),

•ошибки, связанные с дефектами речи,

•паталогию речи,

•речь билингвов и полиглотов,

•речь как проводник информации между подсознательным, сознанием и действительностью.

Неречевое поведение не является объектом анализа в традици­онной лингвистике - это скорее область этнографии. Но поскольку анализу подвергается и речь, сопровождающая такое поведение, то такие явления рассматриваются этнопсихолингвистикой как раз­делом психолингвистики, которая описывает особенности той или иной культуры в ее языковом проявлении. Тут уделяется внимание описанию неречевого поведения людей разных национальностей -в частности, языку жестов и мимике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: