Детальное обсуждение особенностей рассмотрения разных аспектов языковых явлений с позиций ПЛ, лингвистики и психологии было в свое время предпринято А.А. Леонтьевым, разграничившим язык как способность с моделированием работы речевого механизма, язык как предмет с разработкой модели собственно языка (языкового стандарта) и язык как процесс, что предполагает моделирование речи. При решении вопроса о том, чем занимается каждая из рассматриваемых наук, А.А. Леонтьев исходит из отношений между названными категориями (моделями) и указывает, что отношение «язык как система (предмет) - язык как процесс (речь)» всегда входило в компетенцию лингвистики; отношение «язык как способность (речевой механизм) - язык как процесс (речь)» исследуется психологией и смежными областями физиологии; отношение «язык как система (предмет) - язык как способность (речевой механизм)» изучается ПЛ. В работе А.А. Леонтьева уточняется расхождение между ПЛ и психологией при исследовании речи: в то время как ПЛ «интересуется структурной организацией и закономерностями функционирования функциональных систем, обеспечивающих осуществление речи и речевого восприятия (или... структурой языковой способности человека)», психология общения акцентирует внимание на взаимоотношениях личности и общества через посредство речи.
Несмотря на общность объекта исследования, как мы уже установили, ПЛ является самостоятельной наукой, а не разделом языкознания.
В чем конкретно проявляются отличия этих наук? Выделим их. Отличительные черты ПЛ по сравнению с традиционным языкознанием:
1. Языкознание традиционно понимается как наука о языке как средстве общения, ПЛ упор делает прежде всего на исследование человеческого фактора.
2. В традиционном языкознании язык выше ситуации, для ПЛ язык всегда ситуативен, т.е. важнейшую роль играет конкретный контекст. По словам А.А. Леонтьева, лингвист изучает то, ЧТО усваивается, какие слова, фразы, текст в целом. Психолог и психолингвист изучают то, КАК говорящие в действительности конструируют и понимают слова, фразы, текст конкретные.
3. В лингвистике текст рассматривается статически - как законченный продукт написания или говорения. В ПЛ текст рассматривается динамически - как продукт речевой деятельности. Для ПЛ существенны такие характеристики текста, как цельность, скважность, связность, истинность. Кроме того ПЛ подходит к тексту достаточно широко. Она может рассматривать как текст и рисунок, и иллюстрацию.
4. В ПЛ на первом плане - эксперимент. Даже говорят о принципе эксперимента в этой науке. При помощи эксперимента моделируются, создаются собственно психолингвистические методы исследования.
Выше мы рассматривали понятия о языке, речи, речевой деятельности, разводя эти разные понятия, объясняя их суть.
Язык - система знаков, с одной стороны, и конкретный язык -с другой.
Речь - конкретное говорение, облеченное в звуковую (включая внутренне проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результаты (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Речевая деятельность - 1) использование языка (такая же деятельность, как и трудовая, игровая и пр.), 2) говорение, аудирование, чтение, письмо, т.е. процессы говорения и понимания.
Принципиально важной для ПЛ является работа Л.В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании», в которой содержится ряд положений, очень важных для понимания различий в подходах к анализу языка с позиций разных наук. Как следует из названия этой работы, Л.В. Щерба полагал, что он выделил три аспекта языковых явлений.
Первый аспект - это речевая деятельность, под которой ученый понимал процессы говорения и понимания.
Вторым аспектом он считал языковую систему - прежде всего словарь и грамматику.
Третий аспект - это языковой материал как совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы.
При этом Щерба подчеркивал, что речевая деятельность обусловливается сложным речевым механизмом человека, или психофизиологической речевой организацией индивида, которая:
а) никак не может просто равняться сумме речевого опыта (го-
ворения и понимания) данного индивида, а должна быть какой-то
своеобразной переработкой этого опыта;
б) может быть только психофизиологической;
в) вместе с обусловленной ею речевой деятельностью является
социальным продуктом;
г) служит индивидуальным проявлением языковой системы,
выводимой из языкового материала;
д) судить о характере этой организации можно только на осно-
вании речевой деятельности индивида.
Такое вынесение речевой организации за рамки обсуждаемой триады в качестве фактора, обусловливающего и речевую деятельность, и ее проявления в языковом материале и языковой система, дало основания для заключения психолингвиста Александры Александровны Залевской, что фактически Щерба выделил не три, а четыре аспекта языковых явлений.
Отношение между речевой деятельностью и языковым материалом таково: речевая деятельность создает языковой материал. Языковая система выводится из языкового материала. Речевая деятельность является в то же время и языковым материалом, она несет в себе и изменение языковой системы. Речевая деятельность обусловливается речевой организацией. Тем самым все четыре аспекта языковых явлений тесно связаны друг с другом.
Наглядно эту связь можно представить в виде следующей схемы:
РЕЧЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
I Т
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
I Т
ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ
I Т
ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА
3. Основные особенности психолингвистических подходов к изучению языка как достояния человека. Специфика материала
психолингвистических исследований
При рассмотрении основных особенностей ПЛ подходов к изучению языка как индивидуального знания необходимо учитывать, что речь идет о речевой или языковой организации человека. Вспомним, что по Л.В. Щербе речевая организация представляет собой своеобразную переработку речевого опыта, которая происходит в соответствии со специфическими психофизиологическими возможностями и закономерностями.
Так, например, ассоциации на слово СНЕГ будут сильно отличаться у якута и у араба (в силу геополитического местожительства, а, следовательно, и разного опыта). Значение слова ТУСОВКА будет неодинаковым для хиппи середины ХХ века и подростков конца века (исторические и ценностные различия). К понятию КОСМЕТИКА по-разному относятся женщины мужчины (половые или гендерные отличия). Коррекция речи афатиков будет иной, чем коррекция речи глухих.
Так мы приходим к заключению, что ПЛ подходы к проблемам функционирования языка не могут ограничиваться анализом языковых явлений вообще как таковых - последние должны изучаться в специфической системе координат, принимающей во внимание всё многообразие факторов и условий, с психофизиологическими, культурными, социальными условиями жизни человека, с ситуацией общения и его ролевым поведением, то есть в условиях формирования картины мира как индивидуальной, так и национальной, и общечеловеческой, вне которых языковые средства не имеют смысла.
Особенности психической деятельности человека определяют становление и функционирование языка как достояния человека. Психическое отражение никогда не бывает пассивным, механическим, зеркальным, оно формируется в процессах деятельности активного субъекта через непрерывное взаимодействие человека с окружающим его миром при постоянной взаимосвязи внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, индивидуального и социального. Переживание индивидом непосредственной данности содержания знания характеризуется изначальной предметностью и пристрастностью при постоянном взаимодействии перцептивных, когнитивных и аффективных (эмоционально-оценочных) процессов и их продуктов при динамике актуально значимого и потенциально значимого.
Язык для его носителя выступает в качестве средства выхода на образ мира (действительность), особую роль при этом играют образы (думая о дереве (например, березе), которое где-то растет, мы строим ожидание, встречный образ), а через образ на разных уровнях осознаваемости учитываются разнообразные знания и ожидания, связанные с подобной ситуацией.
Психолингвистика исследует весь широкий спектр проявления речи. Она изучает:
•детскую речь,
•речь мужчин и женщин,
•речь на чужом языке при его изучении,
•речевые ошибки,
•особенности речи в человеко-машинной системе,
•речь в стрессовых ситуациях,
•речь под влиянием того или иного расстройства психической сферы человека, в частности при акцентуализации (усилении определенных психических свойств или черт характера) и психопатии (значительной дезорганизации психической деятельности),
•ошибки, связанные с дефектами речи,
•паталогию речи,
•речь билингвов и полиглотов,
•речь как проводник информации между подсознательным, сознанием и действительностью.
Неречевое поведение не является объектом анализа в традиционной лингвистике - это скорее область этнографии. Но поскольку анализу подвергается и речь, сопровождающая такое поведение, то такие явления рассматриваются этнопсихолингвистикой как разделом психолингвистики, которая описывает особенности той или иной культуры в ее языковом проявлении. Тут уделяется внимание описанию неречевого поведения людей разных национальностей -в частности, языку жестов и мимике.