Комплекс маркетинга

Комплекс маркетинга (часто называют маркетинг-микс) — это некий набор инструментов (объектов, процессов и функций), манипулируя которыми маркетологи стараются наилучшим образом удовлетворить клиентов. Иными словами, комплекс маркетинга — это набор поддающихся контролю неких переменных факторов маркетинга, учет этих факторов, воздействие на них, манипуляция ими позволяет фирме вызвать желательную ответную реакцию со стороны рынка. Таким образом, под комплексом маркетинга понимается переменные, находящихся под контролем у маркетинга.

Что же это за переменные и инструменты комплекса маркетинга, и за чем наблюдает, что контролирует маркетолог? В комплекс маркетинга обычно включают следующие элементы:

продукт (товар, услуга);

его цена (в соотношении с конкурентами и потребностью рынка);

то, как доходит (доводится) продукт до потребителя;

то, как продвигается продукт.

Комплекс маркетинга "4P" - это такое вычленение и отдельного рассмотрения инструментов, элементов и переменных из обшего комплекса маркетинга обозначатеся концепцией “4P”. В комплекс маркетинга включаются только четыре элемента, названия которых в английском языке начинаются с буквы "P": product, price, place, promotion.

Именно эти элементы, переменные принимаются во внимании маркетингом, признаются ключевыми и требующими постоянного прислального внимания. Более того, все эти элементы комплекса маркетинга взаимосвязаны между собой и именно в этой взаимосвязи отдельных элементов маркетинг планирует, разрабатывает и реализует маркетинговые действия.

В соответствии с этой концепцией комплекса маркетинга, фирма, в рамках маркетинговой деятельности: разрабатывает; реализует; и оценивает качество придуманного и реализованного и корректирует разработанное.

Разрабатывает продуктовую (товарную) политику, ценовую политику, сбытовую политику и коммуникационную политику.

Реализует выпуская необходимые рынку товары, оказывая услуги

Оценивает и корректирует варьируя параметрами комплекса маркетинга с целью наиболее эффективного воздействия на рынок, потребителей в рамках имеющихся возможностей и своего понимания роли маркетинга.

Иногда, особенно в последние годы, в комплекс маркетинга включают и другие элементы, начинающиеся на букву Р (концепции "5P", "6P", "7P", "9Р"). Расширение комплекса маретинга справедливо только тогда, когда это происходит из осознания главенствующе роли других, определенных показателей в струтере маркетинга компании.

К примеру, "Purchase" — покупка как деятельность потребителя, наблюдение за которой принципиально важно, на фоне остальных "P", когда, скажем, цена менее важна, чем процесс покупки. "People" — в комплексе маркетинга подразумевает под собой понятие потребителя, "package" - упаковка, хотя и входит в состав "продукта", но может рассматриваться как отдельный и не менее важный элемент комплекса маркетинга, чем сам продукт. "Personal" — входит в качестве кадровой составляющей во все четыре элемента комплекса маркетинга, но для компаний, скажем, работающих в области директ-маркетинга может являться ключевым элементом комплекса маркетинга.

Хотите приведу пример, когда расширение комплекса маркетинга на элемент "purchase" имеет большое значение? Лохотрон. Продукт, цена, даже место - менее важны, чем анализ: психологии спонтанной покупки, предпочтений, комплекса заманивания человека в игру по отьему денег, который определен нами как комплекс "purchase” - покупка как деятельность.

Комплекс маркетинга "7P" включает все элементы комплекса маркетинга "4P" (product, price, place, promotion), а также такие элементы, как "people" — люди, все те, кто прямо или косвенно вовлеченны в процесс маркетинга, "process" - процедуры, механизмы и последовательности действий, которые обеспечивают маркетинг, "physical evidence" - обстановка, среда, в которой оказывается услуга, продается товар.

Из истории комплекса маркетинга

Термин комплекс маркетинга ("маркетинг-микс") был впервые предложен в 1953 г. Нилом Борденом в президентском обращении к Американской маркетинговой ассоциации. Борден использовал работы Джеймса Каллитона, в которых маркетолог был описан как человек, координирующий процессы и комбинирующий в работе различные элементы.

Предполагалось, что разнообразное сочетание элементов может приводить к положительным результатам деятельности на рынке. В 1960 г. Маккарти сформулировал классификацию, названную «4Р» и объединяющую четыре элемента (product, place, price, promotion). Эти инструменты были выделены из многих других прежде всего потому, что их использование оказывало непосредственное влияние на спрос, могло стимулировать потребителей к совершению покупок.

13. Художник (автор, исполнитель) как основа маркетинговой стратегии организации культуры и искусства.

В любой организации культуры художник играет исключительную роль. Фактически, большинство продуктов культуры не могут быть созданы без этой, в высшей степени «специализированной творческо-производственной силы».

В дополнение к традиционному структурированию по видам художественного творчества, художественно-производственный персонал принято подразделять на категории в соответствии с тем, какова их роль в творческом процессе.

I категория - «творцы»: драматурги, хореографы, композиторы, писатели, поэты, живописцы и скульпторы.

II категория – исполнители: актеры, танцовщики, инструменталисты и певцы.

III категория – дизайнеры, создающие макеты декораций, костюмы, эффекты освещения, книжные обложки, а также операторы и художники-постановщики (изобразительное решение фильма, декорации для кино- и телепроектов) и т.д.

IV категория – обслуживающий персонал (так называемое «второе звено»): декораторы, гримеры, бутафоры, костюмеры, ассистенты, помощники режиссера, осветители, а также наборщики и переплетчики.

V категория - это те, кто управляет всей постановочной бригадой или координирует ее действия: режиссеры, продюсеры и дирижеры.

VI категория – художественные руководители, те, кто набирают, мобилизуют и поддерживают других художников или коллективы при создании произведения.

Очевидно, что без художественно-производственного персонала не может быть никакой организации культуры, в ряде случаев – специалист уникален и незаменим.

Более того, художник необходим и в других организациях, сфера деятельности которых выходит за рамки традиционного (более узкого, продиктованного ведомственной подчиненностью) понятия культурной деятельности. Например, в области рекламы работа художника-дизайнера – это основной ресурс, используемый для создания продукта. Для съемки рекламного ролика, например, необходимо участие режиссера, оператора, художника, композитора и аранжировщика, актеров, дизайнеров и т.д. Нередко представитель конкретной творческой профессии может быть востребован в смежных областях, что благотворно влияет на его имидж. Особого упоминания заслуживает эффект медийности, основанный на узнаваемости созданного художником образа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: