Способы восприятия информации

Общение как процесс

· Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнёра).

В жизни мы исполняем много социальных ролей (тест «Кто я»): в семье, в кругу друзей, на работе, в общественном транспорте, на официальном приёме и т. д. Каждая роль предполагает соответствующую ей модель общения. Общение, обусловленное социальными функциями, строго регламентированное как по содержанию, так и по форме называется формальным. Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнёрами. Высшие формы неформального общения – любовь и дружба.

Главным средством общения является речь. Речевое общение называется вербальной коммуникацией. Невербальная коммуникация – это общение без единого слова, какого бы то ни было языка: русского, английского или китайского. 82-87% информации мы получаем невербально (мимика, пантомимика, жесты и т. д.). В качестве средств общения могут быть использованы также знаковые системы (символы математики, нотная запись, азбука Морзе и др.).

Индивидуальные

способы восприятия информации

У каждого человека есть своя ведущая репрезентативная система, с помощью которой он получает наибольшее количество информации, ориентируется в окружающем мире, проявляет своё отношение к происходящему в мыслях, словах, чувствах, поступках. Выделяют три репрезентативные основные системы: аудиальная, визуальная и кинестетическая. В жизни нами используется вся совокупность органов чувств, однако у каждого человека какой-либо канал наиболее развит.

Знание о доминирующем способе восприятия позволит построить собственную технологию обучения или поставить задачу по самосовершенствованию, направленному на развитие менее развитых систем восприятия.

Упражнение на определение ведущей репрезентативной системы.

Я назову буквы и цифры. Запомните и запишите.

Ш Я Н Ъ И Б Ю Д Э 2 Р П 5 В Г

Теперь в течение 15 секунд рассмотрите записанные на доске знаки и запишите.

Н Э Р Ю М Ц Ь 9 Щ Т 6 У1 Б К

Разделитесь на пары. По очереди пишите друг другу на спине знаки. Произведите взаимопроверку.

Ы Я К Ж 7 Е В Ь 9 Ф Ш П 2 И Р – для первой группы.

Д П И Е В 5 Л Н 6 Ч Я Ь К 3 Э М – знаки для второй группы.

Комментарии к упражнению:

В норме память способна удерживать 7 ­+\- 2 единицы информации. В каком случае Вам удалось запомнить наибольшее количество знаков?

Визуальный способ восприятия информации предполагает получение её в графическом виде. Визуалы воспринимают всю информацию в целом, прекрасно запоминают цветовые особенности. Таким студентам хорошо вести красочный конспект с хорошим иллюстративным материалом, полагаться на зрительную память в процессе вспоминания информации.

Студенты, отличающиеся аудиальным способом восприятия информации, лучше воспринимают информацию с голоса, могут вспомнить и воспроизвести тембр и тон информационного сообщения. Им крайне необходимо получать информацию прямо на лекции, а для лучшего запоминания проговаривать её для себя вслух.

Кинестетический (сенсорно – тактильный) способ восприятия информации предполагает обучение за счет своих действий и личного опыта. При этом учащиеся получают общее впечатление об информации, запоминая свои чувства. Студенты с ярко выраженным кинестетическим способом восприятия наиболее эффективно обучаются на практических занятиях, лабораторных работах, при выполнении индивидуальных заданий.

«Наш дар бессмертный – речь»

Такова одна из строк стихотворения И. Бунина Слово. Он призывал даже в дни злобы и страданий оберегать столь изумительное творение человеческое, каким является речь.

Продолжите высказывание:

Благодаря речи (или слову)…

…возможно личностное самовыражение, речь организует работу интеллекта и позволяет обнародовать его конечный продукт – мысль, словом можно задать своему организму определённый настрой, словом ранят, словом услаждают…

По речи можно определить ведущую репрезентативную систему. Так в речи визуала мы услышим такие слова как ровный, чёткий, видеть, красиво, удивление, высоко, вид и т. д. Аудиал произносит что-то вроде: пронзительный, свистеть, жмуриться, эхо, звон, кричать, объявлять… Кинестетик же скажет: жарко, привкус, дрожь, глотать, сладкий, снисхождение.… Теперь всем известное выражение «говорить на разных языках» приобретет для вас новый смысл.

Почему не всегда то, что мы говорим, воспринимается так, как мы это предполагаем? Причин тому может быть множество: наши собственные коммуникативные способности, личностные особенности, обстоятельства общения. Мешает конструктивному общению наличие у нас иррациональных убеждений, проявляющихся в речи словами: никто, никогда, все, всегда, должен, обязан, другими, относящими Вас или вашего собеседника к той или иной категории; ярлыками, которые являются оценкой самого себя или другого человека. Есть факты, например: идет дождь. Кто-то на этот счёт произнесёт длинный монолог, о том какая тоскливая эта осень и всегда он осенью простужается, и, вообще, пора перебираться в тёплые края. А для поэта: «Унылая пора! Очей очарованье!». Эти убеждения рациональны, но не являются абсолютными.

Попробуйте доказать иррациональность следующих расхожих мнений:

· Все женщины очень расточительны.

· Настоящий мужчина никогда не должен показывать свои чувства.

· Детей нельзя баловать.

Ещё одна иллюстрация. Для этого одному из участников встречи предлагается выйти из аудитории, а затем войти. Всем остальным надо внимательно за ним наблюдать, а затем поделиться своими наблюдениями. Скорее всего, все станут говорить, как выглядел человек и строить предположения, что он при этом думал и чувствовал. Умение по внешним признакам понимать внутреннее состояние партнёра очень важно в процессе общения, однако, ответьте на вопрос: он был такой или его вид вызвал у Вас такие чувства? Мы нередко приписываем другим людям собственные мысли и чувства, как будто предполагаем в себе дар провидца. Попробуйте описать кого-либо, передав при этом свое восприятие, но, не приписывая качеств.

Начать фразу можно так:

Когда я слышу его голос…

Такое поведение вызывает у меня…

Когда ты так делаешь, мне хочется…

Таким образом построенная фраза в психологии называется «Я – высказыванием». Цель «я – высказывания» - не вежливость (хотя, конечно, и не грубость), а прямота и ясность. «Я – высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но особенно, когда вы рассержены, раздражены, в плохом настроении, или не довольны чем-то.

«Я – высказывание» построено так, чтобы наиболее эффективно выразить своё мнение о данной ситуации и высказать своё пожелание, особенно, если вы хотите, чтобы Ваше пожелание не было воспринято другой стороной негативно и не вызывало контратаку.

Иногда самое важное лицо, к которому обращено «Я – высказывание» - мы сами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: