Чтобы раскрыть всю силу марки, не нужно относиться к ней как к очередному приёму из арсенала маркетинговой тактики вроде прямой почтовой рассылки или раздачи иллюстрированных брошюр. Торговая марка не ограничивается маркетингом; ответственность за управление маркой должна быть возложена на руководителя компании, так как данная деятельность затрагивает все функциональные области. Во многих компаниях непосредственно отвечающие за марку сотрудники подчиняются высшему руководителю, в крайнем случае, его заместителю. Размер компании при этом роли не играет.
Торговая марка является вторым по значимости, после человеческих ресурсов, активом фирмы. Этот актив нематериален; он не учитывается в бухгалтерском балансе, как это делается в Великобритании, Гонконге и Австралии (в США торговая марка обычно рассматривается как составная часть репутации компании – «гудвила»). Оценить стоимость марки нелегко, однако, чтобы управлять маркой как одним из важнейших источников прибыли, необходимо пересмотреть подход к менеджменту в целом.
|
|
Причины изменения подхода к управлению марками:
· Торговые марки (как и недвижимость) имеют реальную стоимость, которая может быть оценена.
· При правильном управлении и достаточных инвестициях ценность торговой марки со временем повышается, и компания получает возможность устанавливать на марочный продукт более высокую, чем её конкуренты, цену.
· Увеличению ценности марки способствуют имидж и восприятие, без имиджа нет и восприятия.
· Торговую марку следует рассматривать как долгосрочный актив, а также как средство получения дохода на регулярной основе.
· Ориентация на долгосрочную перспективу способствует увеличению стоимости актива; всё, что делается в расчёте на краткосрочные эффекты, окажет негативное воздействие на стоимость марки.
· Торговой маркой должны управлять её владельцы (прежде всего, высшее руководство фирмы), иначе принимаемые решения будут далеки от оптимальных.
· Популярные марки представляют собой плацдарм для выпуска новых продуктов и входа в сопряжённые области бизнеса.
Управление марочными активами – это сбалансированный инвестиционный подход к созданию содержания марки, осуществлению связанных с ней коммуникаций как внутри компании, так и вне её, и увеличению прибыльности марки и стоимости марки как актива. Это означает переход от традиционного планирования брэндинга к новой стратегии управления марками. Каждый шаг вперёд по этому пути приводит к увеличению эффективности марки компании.
Таблица 2 - Переход от традиционного управления марками к новой стратегии
|
|
Традиционное управление марками | Управление марками как активами |
Управление маркой | Стратегия управления активами марки |
Брэнд-менеджеры | Защитники, посланники марки |
Удержание потребителей | Высокая лояльность потребителей |
Единичные трансакции | Взаимоотношения с маркой на протяжении всей жизни покупателя |
Удовлетворение потребителя | Приверженность потребителя |
Доход от продуктов | Доход от марки |
Планирование на 3 месяца вперёд | Планирование на 3 года вперёд |
Увеличение доли рынка | Увеличение цены акции |
Управление маркой находится в компетенции маркетинга | Маркой управляют все функциональные отделы |
Оценка осведомлённости и возможности вспомнить | Сложная система метрик марки |
Марка развивается за счёт внутренних сил | Марка развивается за счёт внешних сил |
Управление активами торговой марки пока не получило широкого распространения, причин для этого несколько:
любой проект, который не приносит реальных результатов в течение трёх-пяти и более лет, встречает серьёзное сопротивление;
− в большинстве компаний работники меняются или перемещаются с одного места на другое так быстро, что увидеть плоды долгосрочных усилий просто невозможно;
− у персонала преобладают краткосрочные ожидания и не находится достаточных причин, чтобы пойти на риск;
− служащие компании обременены системами оплаты труда и карьерными планами, которые никак не связаны ни с маркой, ни с долгосрочными перспективами вообще;
− налицо тенденция по перемещению брэнд-менеджеров в любые другие функциональные области организации через каждые 18-24 месяца – такова специфика их карьерного роста;
− высшее руководство никак не мотивирует брэнд-менеджеров к использованию долгосрочных подходов в управлении марками и в марочных стратегиях.
В целом многие компании ориентируются либо на финансовые, либо на производственные оценки эффективности своей деятельности, чем и обусловлено отсутствие в их штате работников, которые понимают сущность торговой марки. Таким компаниям недостаёт «близости» с покупателями, они недооценивают вклад марки в достижение долгосрочных целей. Эти фирмы более подвержены миграции покупателей.