Подход В. Ф. Шаталова

Из учителей-новаторов остановим наше внимание на под­ходе В. Ф. Шаталова (125; 126), описание принципов органи­зации учебной работы которого в литературе широко пред­ставлено не только собственными работами автора, но и его последователями и «толкователями» сути его подхода в приме­нении к различным предметам.

Ядро педагогической системы В. Ф. Шаталова составляет тонкая ориентированность методики на... психологию учащегося. Это касается и учета невозможности для учащегося выполнять сразу два сложных вида деятельности - понимать и запоминать - и управления свертыванием материала на осно­ве значков и общей схемы опорных сигналов, и предо-

ставления учащемуся права выбора задач для решения (стиму­лирование самостоятельности и интереса), и отказа от провер­ки усвоенного на уроке (снятие страха «быть спрошенным»), и многое другое. Почему бы в таком случае не считать педаго­гическую систему Шаталова личностно-ориентированной?

Рассмотрим более внимательно некоторые наиболее значимые для системы методические приемы В. Ф. Шаталова.

ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ. Как особый вид наглядности опорные сигналы (ОС) реализуют функцию представления в знаково-символическом выражении основного содержания абстрактно-конкретного учебного знания.

Само по себе введение знаковой символики и как модели­рующего средства, и как основы обобщения не является новым для педагогики. Заслуга Шаталова в этой части методической системы заключается в разработке такой когнитивной визуализации учебного материала, в которой осуществлен учет многих психологических особенностей включения психических процессов: логика организации ОС (мышление), использование ключевых слов (ассоциативная память и эмоции), структурная организации ОС (внимание и память), использование цвета (мышление) и т.д. Кроме того, объяснение по ОС также предполагает учет психологии учащихся: даваемые в готовом виде, они сопровождаются установкой постараться только понять, а не запомнить или, тем более, записать материал. Будучи унифицированными, они создают возможность для быстрой и ежедневной проверки усвоенности учебного материала всеми учащимися. Подобная психологическая аранжировка учебного процесса в этой части педагогической технологии Шаталова делает ее достаточно индивидуализированной, но... в отношении слабых учеников. Для сильных учеников унифицированность ОС, обучение на их основе приводит даже к снижению интереса обучения, что было выявлено в исследовании В. Д. Корнеева, проведен­ного под руководством Л. Я. Зориной (53). Кроме того, по мне­нию Л. Я. Зориной, в ОС нельзя закодировать теоретическую сущность изучаемого материала, мировоззренческие идеи, оценочные знания, которые по своему содержанию

составляют предметную основу личностного развития

учащихся.

КРУПНОБЛОЧНОЕ ВВЕДЕНИЕ ТЕОРЕТШЕСКИХ ЗНАНИЙ решает, по крайней мере, две задачи: а) «вписать» конкретную тему в общий контекст учебного материала; б) дать ученику представление о целостной картине данного учебного мате­риала. Психологически такое введение знаний обеспечивает любому учащемуся комфортность в плане осмысления места конкретной темы в общем контексте учебного предмета и за счет этого видения - осмысленности учебной деятель­ности. В традиционной педагогике учащийся нередко не пони­мает, зачем тот или иной материал изучается, и учит его лишь «потому, что задают».

Однако, по мнению оппонентов, вариант крупноблочного введения теоретических знаний по Шаталову скорее рассчитан на создание облегченного варианта запоминания части программного материала, чем на содержательное раскрытие основных структурных элементов понятий, законов, теорий того или иного предметного знания. Именно по этой характе­ристике наиболее наглядно видно отличие поисков Шаталова от поисков разработчиков теории учебной деятельности, в которой акцент на содержательные основы организации теоретического знания, принципы его вывода, вычленение предметно-специфических приемов работы с ним и т.д., является основой хотя и субъектной, но содержательной (культурологической в смысле конструирования особого предметного видения) педагогики в отличие от инструмен­тализма поисков В. Ф. Шаталова.

Шаталов придерживается точки зрения, согласно которой учитель должен сам вводить новое знание (сравни составление ориентировочной основы действий в теории планомерного формирования умственных действий и понятий в двух вариан­тах: введение учителем и самостоятельное ее составление), избегая злоупотреблением проблемного метода, поскольку проблематизация не всегда психологически оправдана по отно­шению к слабым учащимся. Достаточно однозначный и жест­кий алгоритм введения нового знания касается не только

содержания, которое находит отражение в унифицированных опорных сигналах, но и в методе многократного повторения учителем материала со все большим его сокращением и обоб­щением при каждом следующем повторении. Происходит КАК БЫ управление свертыванием учебного материала в головах учащихся, на что и обращают внимание многие интерпре­таторы подхода Шаталова.

Мы не случайно подчеркнули «как бы», поскольку развернутого управления процессом интериоризации в данном случае, на наш взгляд, не происходит, и практически нет никакой гарантии, что обобщение происходит именно по пред­лагаемой учителем схеме. Причина здесь в том, что на данном этапе введением учебного материала практически игнори­руется собственная деятельность учащихся. Этот недостаток затем компенсируется в последующей работе с опорными сигналами дома, на следующих уроках и т.д., но ученик уже «загнан» в рамки предложенных опорных схем, он миновал этап, где возможны были личностные коррективы усваивае­мого материала. И именно в этом ограничении нам видится ориентированность на субъектную, но не личностную педагогику.

Проблематизация становится главным организующим принципом при самостоятельном решении задач. Причем, в данном случае проблематизация, по мнению В. Ф. Шаталова, обеспечивается свободой выбора задач (и даже задачника), а главным критерием успешности - количество, а не трудность решенных задач. Это позволяет слабым учащимся начинать с посильных, как правило, более простых задач и преуспевать наряду с сильными учениками, которые могут решать иной класс задач. Здесь, на наш взгляд, опять же двойственная ситуация: с одной стороны выбор свободен, но, с другой стороны - перечень номеров задач фиксируется в «Листе учета решенных задач». Определение же набора задач для решения осуществляется самим педагогом и, естественно, ориентиро­вано на усвоение определенного программного материала. Таким образом, педагог как бы манипулирует учеником, создавая у него иллюзию свободы выбора. Часто можно

встретить комментарий к этому методическому приему о том, что в таких условиях стимулирование учебной деятельности становится «внутренним делом» учащихся и основывается на их конкуренции и стремлении решить как можно больше и более сложных задач. Но эта же практика создает своеобразную нишу для учащихся, позволяющую и уйти от этой конкуренции - выбор задачника для решения. Как я смогу соревноваться, кроме как по количеству, если у меня нет оснований для сравнения трудности и качества задач из разных учебников. Другими словами, и в данном случае решающее слово остается за педагогом, который манипулирует моим индивидуальным движением в предмете. Термин «манипулирование» в данном случае вовсе не является ругательным, а фиксирует лишь тот аспект рассматриваемых приемов, который мы и называем «инструментальным».

Но, что особенно важно, движение-то в предмете оказы­вается, как мы отметили, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ, но психологи­чески - субъектным, а не личностным. Чтобы уловить это раз­личие, следует обратить внимание на тот факт, что учащийся не «выращивает» в себе определенное предметное знание, а присваивает его определенную, извне заданную схему. «Выращивает»-»присваивает» - не игра в терминологию, а попытка ухватить специфику психологических особенностей освоения учащимся мира в двух вариантах: в первом - это духовно-практическое- отношение, во втором - научно-теоретическое.

«В духовно-практическом отношении человека к миру, -отмечает А.С.Арсеньев, -...в отличие от научно-теоретического, мир выступает не как чуждый и противостоящий человеку в своей объективности, но, наоборот, как несущий на себе отражение человеческой субъективности. Это - непосред­ственно целостное отношение, в котором чувство и мышление не существуют отдельно, а мир воспринимается как непосред­ственно свой, мир человека, как продолжение своего «я» (118, 99). Оба эти отношения к миру совпадают в момент творчест­ва, но именно творчества-то на первых шагах освоения схемы знаний, зафиксированных, например, в опорных сигналах,

и нет. Дело в том, что подход В. Ф. Шаталова строится в русле функционалистской парадигмы педагогического мышления, согласно которой человек рассматривается как средство формирования необходимого обществу «функционера». В личностно-ориентированной педагогике человек рассматривается как основная цель образования.

А. С. Арсеньев относительно педагогического процесса высказывает следующие соображения: «...педагогический процесс есть соединение двух типов отношений. Во-первых, это отношение к изучаемому предмету, который при научно-теоретическом подходе выступает как внешняя вещь (т.е. отношение субъект-объект). Во-вторых, это отношение между учителем и учеником, т.е. отношение субъект-субъект. Подчинение его научно-теоретическому подходу нежелательно, так как переводит его в объектно-вещный план, что делает ученика объектом технологически-вещных манипуляций учителя, затрудняя тем самым личностное общение и воспи­тывая частичного человека вместо нравственного существа» (118, 108). В приведенном высказывании обращает на себя внимание попытка развести по уровням особенности форми­рования того или иного отношения к миру у учащегося -предметный и личностный. С точки зрения автора высказы­вания, оказывается, что собственно личностное развитие обеспечивается только на уровне общения личностей учаще­гося и учителя.

Здесь важно развести, по крайней мере, два прин­ципиальных, на наш взгляд, момента. Первый из них связан с тем, что не только уровень общения учитель-ученик обеспечивает развитие личности, но и некоторые условия организации учебного процесса, где обнаруживается иной (не обязательно учитель) общающийся, как это, например, представлено в школе диалога культур. Субъект-субъектные отношения могут устанавливаться и на уровне общения Учащихся между собой, где и будут происходить основные личностные сдвиги (хотя условия для осуществления таких диалогов и создает учитель). Другими словами, духовно-фактическое отношение к миру в рамках учебного процесса

действительно обеспечивается в русле реализации диалогов (полифонии) личностей, но не обязательно только на уровне взаимоотношений учитель-ученик. Есть еще один уровень субъект-субъектных отношений - внутренний диалог с самим собой, своим «Я», т.е. собственно процесс творчества.

Вместе с тем, и это второй момент, личность учителя является ключевым моментом в формировании личностных сдвигов как таковых, с одной стороны, а с другой - учитель же обеспечивает и организацию диалогов других уровней, сохра­няя за собой ведущую роль в целеполагании, разворачивании и т.д. этих диалогов. И если учитель обладает мощным личностным потенциалом (авторская школа, технология, что и составляет суть личностно-ориентированного обучения - см. ниже), то он вполне компенсирует манипулятивные особенности субъектной педагогики. Именно этот вариант мы и имеем в случае с В. Ф. Шаталовым. Другими словами, необходимо различать методическую систему В. Ф. Шаталова и конкретный вариант ее реализации в лице самого Шаталова. Методическая система сама по себе, как это мы пытались показать, является субъектно-ориентированной и инструмен­тальной по своим организационно-методическим и содержа­тельным основаниям.

Интересно отношение В. Ф. Шаталова к ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ ПРИЕМОВ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Он пола­гает, что специально отрабатывать и учить им не надо, они складываются у учащихся в ходе решения последними большо­го числа задач на интуитивно-практической основе. Этот момент в подходе Шаталова крайне интересен в контексте нашего анализа, поскольку в ситуации решения задач уча­щийся сталкивается с необходимостью самому создавать («вычерпывать» из материала) способы решения. С философ­ской точки зрения, это и есть ситуация «affirmo», ситуация утверждения, самостроительства собственного мышления. Однако такой ракурс рассмотрения данной проблемы не характерен для Шаталова. Для него это скорее ситуация непроизвольной отработки и закрепления усвоенного мате­риала в его применении к решению задач. Другими словами,

и в данном случае внимание педагога, оставаясь в рамках дидактики, сосредоточивается на условиях и средствах исклю­чительно внешних (не целенаправленное управление становле­нием приемов умственной деятельности, а создание условий, в которых они с наибольшей вероятностью могут быть актуализированы и отработаны) по отношениюк личности учащегося, и по этой причине его технология остается в рамках субъектно-инструментальной педагогики.

В целом при оценке системы В. Ф. Шаталова нельзя не согласиться с квалификацией ее В. П. Беспалько (24), который определяет ее как «Репетитор». 'В этом названии, на наш взгляд, очень точно схвачена суть системы: подгото­вить ученика к выполнению им определенных требований, для чего любые средства хороши. Будет ли при этом обеспечи­ваться развитие личности? Да. Но это будет не целевое личностное развитие, а косвонное управление, т.е. управление по принципу: может, получится, а может, и нет. И еще раз подчеркнем мысль о том, что сам Шаталов как талантливейший педагог во многом компенсирует недостатки собственной методической системы. Эту же функцию, как это не пока­жется странным, выполняют и его книги (125; 126 и др.). Конкретные примеры, эмоциональный язык, тонкие психоло­гические замечания об уникальных нюансах педагогических ситуаций и т.д. - только в такой манере и можно «подкорректировать» суть методической системы, обратить внимание педагогов на значение личности учителя, его творческой индивидуальности, громадной педагогической интуиции, умения организовывать учебно-воспитательный процесс на началах сотрудничества с учеником, полного ему доверия и поддержки. «Работы В. Ф. Шаталова, - пишет В. П. Беспалько, - в известноймере учат этому компоненту учительского мастерства, однако на практике от учителя потребуется незаурядный импровизаторский талант и вдохно­вение, чтобы выйти на тот уровень общения с классом и с каждым учеником в отдельности, который ЕДИНСТВЕННО (подчеркнуто нами - Н. А.) обеспечивает успешное функцио­нирование педагогической системы В. Ф. Шаталова» (24, 295).

Таким образом, на основании приведенного выше анализа некоторых принципиально значимых элементов системы В. Ф. Шаталова можно квалифицировать ее как инструмен­тальную субъектно-ориентированную педагогическую систему. 1.2.4. Школа диалога культур В. С. Библера

Научно-педагогический эксперимент школы диалога культур основывается на ряде психологических и собственно педагоги­ческих предположений. Первые касаются трактовки психоло­гии учащегося и ее учета при разработке программ и проведе­нии занятий. Вторые - организации учебных ситуаций.

Психологическое развитие индивида рассматривается представителями данного направления как постоянное движе­ние от сознания к мышлению и обратно к сознанию. Сознание в данном контексте рассматривается как специфическая форма отражения бытия и представлений индивида о внешнем мире. В этом контексте оно созначно понятию «внутренней речи» но Л. С, Выготскому. Мышление - форма выражения сознания, «овнешненное», «оформленное» сознание.

В контексте организации обучения в школе диалога культур ученик «конструирует» себя, воссоздает из «небытия». Но это воссоздание не является актом исключительно произ­вольным в обучении, оно «не пускается на самотек», а его осуществление направляется, организуется на основе подсказ­ки учащемуся, где и как надо подумать. «Точки удивления» относительно основ культурного видения мира составляют стержень учебной деятельности. Изначально культурный инди­видуальный мир в данной школе строится не по-предметно, а по-основно: загадки СЛОВА, загадки ЧИСЛА, загадки ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ, загадки Я-СОЗНАНИЯ, загадки МОМЕНТА ИСТОРИИ. В. С. Библер, комментируя этот момент, делает интересное «организационно-методическое» замечание: «Предполагается, что в обдумывании намеченных проблем, в диалоге с ученика­ми данного класса, данного поколения смогут вырасти прог­раммы (каждый раз - уникальные) обучения... Унифицирован­ных, априорных, последовательно (заранее) развернутых прог­рамм (вот это - сначала, это - затем, это - в заключение) в нашей школе по замыслу быть не должно. Каждая школа

и каждый класс - авторский (в контексте единой концепции учебной деятельности). Каждый автор формирует в этот год, в этом классе свою программу, по канве диалога культур...» (127, 27).

Нас в данном высказывании привлекает диалектика уникального (личность учащегося, под которого делается прог­рамма, личность педагога, чье видение канвы диалога культур определяет конкретные формы программ) и общего (канва диалога культур, единая концепция учебной деятельности). «Канва диалога культур» задает определенные ориентиры «выращивания» в себе культурных опор осмысления мира. Причем, оформление их на уровне мышления (создание знаковых форм выражения) всегда связано с перестройкой уровня сознания через «упорядочение» его «поля».

Концепция учебной деятельности в рамках школы диалога культур пытается пройти между Сциллой «натурального развития ребенка» и Харибдой «интериоризации» образцов культуры. Это находит отражение в постулате о ПОСТРОЕНИИ субъектом учения собственной психологии, собственной (лич­ной) культуры. С философской точки зрения, данный подход идентичен осмыслению сущности развития и функциониро­вания личности в парадигме «affirmo».

Однако обобщенные (философские) представления о характере самостроительства трудно операционализировать. И вольно или невольно представителям школы приходится возвращаться к вопросам экстериоризации-интериоризации. Экстериоризация внутреннего опыта в текстах, поступках, высказываниях и т.п. служит основой оценки изменения личности. Оформленность внутреннего опыта в мыслительных конструкциях позволяет изучать и личностные особенности, и возрастные, и, например, мотивационные в этой «превра­щенной», интеллектуализированной форме. Иного пути нет. Но при наличии некоторых оформленных проявлений внутренних сдвигов остается соблазн унификации их оцени­вания. Представители школы диалога культур отрицают необходимость и принципиальную возможность в такого рода обобщенной оценке найти истоки развития личности -

личность в канве диалога культур развивается и проявляется индивидуально и статистическая (обобщенная) оценка законо­мерностей развития лишь затушевывает особенности индивидуального становления и проявления «Я» человека.

Основой оценки, таким образом, остается то, что мы условно называем «психотерапевтической оценкой» личност­ных изменений. В принципе с этим можно согласиться, если речь идет о формировании отдельной личности, но в условиях массовой школы и педагогической практики это создает ряд непреодолимых трудностей организационно-методического характера. Выход сторонники данного направления видят в организации специальных учебных диалогов с построением «точек удивления» в качестве основного содержания.

В «точках удивления» решается одновременно, по крайней мере, две задачи: с одной стороны создаются условия для экстериоризации внутренней установки на мышление, а с другой - в этой установке «укрепляется» самостоятельный голос «сознавательной установки». Метафоричность описания создает ауру понимания, но не конкретику организационно-методического решения проблемы. И уж совсем непонятным становится утверждение о том, что определенное противоре­чие, заложенное в организации «точек удивления», «...не разрешает этот кризис (речь идет о кризисе 7 лет, где особен­но актуальным становится столкновение установки на мышле­ние и сохранение «сознавательной установки», но, на наш взгляд, он характеризует логику психологического анализа взаимоотношений сознания и мышления на любых этапах их развития -И. А.), как бы сублимируют его, переводят из области эмоций и взаимоотношений в область интеллек­туальную, позволяя сохранить навсегда его содержательную, логическую сторону, составляющую грань любого мышления» (127, 79).

Ситуация организации обучения строится по такому принципу: «Ученик нами сознательно «бросается» на «остров Робинзона», в бытие НАКАНУНЕ культуры. Уроки с самого начала культивируют то состояние ума и дела, когда культура становится предельно НАСУЩНОЙ, внутренне необходимой

в сознании самого ученика» (127, 37). Понятно, что такого рода описания практически исключают унифицированную операционализацию подхода к организации учебного процесса - он в каждом случае уникален. Однако контуры такой организации и целевые установки достаточно очевидны, что и дает нам основания отнести данный тип педагогической системы к личностно-ориентированной и содержательно-специфичной. 1.2.5. Обучение «по Ш. А. Амояашвяли»

Кредо педагогики Ш А. Амонашвили лучше всего выразить его словами: «По моему убеждению, - пишет он, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА - ЭТО ТА, КОТОРАЯ В СОСТОЯНИИ ПРИОБЩИТЬ ДЕТЕЙ К ПРОЦЕССУ СОЗИДАНИЯ СЕБЯ. Так кто же в этом процессе будет главным? Главными будем все мы, как единые по своей цели - и я, и мои воспитанники. Но мы будем не фигурами, пусть даже не сверхглавными, а людьми, личностями. Фигура и личность - это разные вещи, фигурой можно играть, но с личностью нужно считаться» (9, ч 2, 45).

Изначальная установка на организацию условий по СОЗДА­НИЮ СЕБЯ полностью отвечает парадигме «affirmo». Технология же реализации данной установки изобилует множеством находок автора. Причем, его описание своего опыта созначно психотерапевтическим описаниям частных случаев. Нечто аналогичное мы находим и у Шаталова, но чем-то неуловимо разнятся эти описания.

Несколько упрощая, на наш взгляд, это различие в следу­ющем. У Шаталова акцент перенесен на формирование знаний, развитие способностей, формировании полноценного субъекта учения, при котором поиск условий и средств осуществления этой задачи разворачивается на основе тонкого учета психологических особенностей личности учащихся. У Амонашвили - акцент на личности, ее развитии, а средст­вами для этого выступают условия организации учебно-воспитательного процесса. Именно эти установки определяют то, что у Шаталова как бы наличествуют некоторые общие принципы его педагогической системы, а у Амонашвили - это как бы некоторый абрис предельно общих способов создания

авторской педагогики в каждом отдельном случае. Так, напри­мер, описывая свою ежедневную работу с отстающим учени­ком, которому грозит остаться на второй год, Амонашвили пишет: «Для тебя эта встреча, может быть, приятное времяпре­провождение, но для меня...- сложнейший педагогический труд и мучительный поиск ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, сугубо ЧАСТНОЙ, ЭКСТРАОРДИНАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ...» (подчеркнуто нами -Н. А.) (9, ч.2, 58).

Каковы же основные способы организации условий для достижения поставленных Амонашвили целей? Акцент на личностном развитии сам по себе предопределяет обраще­ние к природе личности, ее культурно-исторической сущности. Для реализации в условиях школы этого обращения Амонаш­вили, на наш взгляд, осуществляет следующие основные «мероприятия».

1. Создает атмосферу человеческих (культурных) взаимо­отношений между участниками учебно-воспитательного про­цесса. Причем, указание на учебно-воспитательный процесс, очевидно, даже не совсем точно по отношению к его системе:

создается целостное поле (ученик-учитель, ученик - ученик, учитель + родитель - ученик, родитель-ученик и т.д.) культуры жизнедеятельности. Именно в этом поле ученик САМ должен найти и выработать для себя культурные средства «общения и обобщения» (Л. С, Выготский).

2. Жизнедеятельность ученика в данном поле стимули­руется вопросами к нему. Вопрос не рассматривается Ш. А. Амонашвили узко, только как словесное требование найти, решить, выполнить и т.п., но скорее как требование «жить культурно». Ответ на такой вопрос - это прежде всего поведение, поступки.

Эту сторону обучения «по Амонашвили» следует пояснить особо, поскольку в ней в «технологическом варианте» как в капле воды отражается содержание его гуманно-личностного подхода к организации образования школьников.

Вопрос, который задается детям, во-первых, ориентирован на их личный опыт. Во-вторых, в нем имплицитно содержится целеполагание, целевые установки развития личности ученика

с акцентом на нравственной стороне этого развития. И нако­нец, он отражает качество и уровень педагогического потен­циала учителя, т.е. способность учителя достигать поставлен­ных целей. Ориентация на личность, на формирование духовно-практического отношения к миру, действительности, людям, очевидна. Именно такой подход к пониманию «вопро­са» и позволяет говорить Амонашвили: «Вопрос, задаваемый педагогом детям, - это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, харак­тер отношений педагога к учащимся; можно познать самого педагога, ибо вопрос - почерк его педагогического мастерства» (9, ч.1, 51).

Обратим специальное внимание: ВОПРОС - ЭТО КЛЕТОЧКА ПЕДАГОГИКИ! Наполненный нравственным содержанием вопрос по-иному заставляет взглянуть и на формирование знаний, и на формирование, например, самостоятельности учащихся и на ряд других проблем. «Знания, - пишет Ш. А. Амонашвили, - не существуют, не могут существовать, НЕ ДОЛЖНЫ (подчеркнуты нами - Н. А.) существовать, так сказать в стерилизованном виде, т.е. без определенной нравственной направленности. Зачем нам такие «чистые» знания, точнее.. знания без личностной страсти творить ими добро, а не зло для людей, делиться ими с другими, приносить облегчение людям, оказавшимся в затруднении?» (9, ч.2, 34). В этом высказывании не только еще раз высвечивается ведущая роль личностно-ориентированной педагогики Амо­нашвили, но заявляет о себе и его культурологическая состав­ляющая, с одной стороны, а с другой - творческая природа культурно-личностного» акта освоения знаний.

Названные особенности педагогики Ш. А. Амонашвили определяют, например, и совершенно особое понимание само­стоятельности учащихся, способов ее культивирования в учеб­ном процессе. Педагогу чуждо представление об «изолированной самостоятельности», мы бы сказали - об «эгоистической самостоятельности». Формирование ее основывается на коопе­ративной деятельности учащихся, а не на «замыкании на себя»

и реализации своих способов деятельности. Последнее сущест­венно обедняет развитие личности ребенка, «зацикливает» его на своих (!) способах деятельности. Поэтому выполнение самостоятельных работ у Амонашвили возможно с... под­сказкой товарища, учителя.

Эти, казалось бы, парадоксальные способы интерпретации некоторых устоявшихся понятий в педагогике становятся достаточно очевидными, если оценивать их с позиций фило­софской рефлексии. «Опредмечивание» и в этом смысле само­строительство личности в культурном акте возможно лишь в диалоге личностей, будь то личности учителя и ученика, ученика и ученика или внутренний диалог со своим внутрен­ним «другим». «КЛЕТОЧКОЙ» действительно оказывается нравственно ориентированная «ситуация-вопрос», в которой четко слышен голос ''Я» личности учащегося (что «я» есть как таковой в отношении «не-я», другого), а не теоретически выделенное основание восхождения к конкретному знанию (В. В. Давыдов), ориентировочная основа действий (П. Я. Гальперин-Н. Ф. Талызина) или опорные сигналы (В. Ф. Шаталов). Это не значит, что Амонашвили отвергает инструментальные наработки названных авторов. Более того, он ими пользуется и призывает других педагогов заимствовать их методические находки, но всегда с «адаптацией»к главной цели образования - личности учащегося.

3. Осуществление личностно-гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили не мыслит себе без Учителя с большой буквы. Педагог, не научившийся строить себя, изменяться в зависимости от требований уникальной педагогической ситуации, не способен научить подобному самостроительству ученика.

Мы не ставим перед собой цели детальной и всеобъем­лющей характеристики подхода Ш. А. Амонашвили к органи­зации обучения, но и приведенный краткий анализ наиболее значимых «составляющих» его системы позволяет достаточно однозначно отнести ее к содержательной личностно-ориентированной педагогической системе.

1.3. Понятие личностно-ориентированного обучения

Выше мы так или иначе давали характеристику особен­ностей личностно-ориентированного обучения. В настоящей части работы эти характеристики собраны воедино и для чет­кого обозначения его специфики изложены в тезисной форме.

1. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во главу утла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

В педагогических работах, посвященных вопросам такого рода обучения, оно обычно противопоставляется традицион­ному, ориентированному на получение в обучении человека, рассматриваемого как набор определенных социальных функций и «реализатора» определенных моделей поведения, зафиксированных в социальном заказе школе.

2. ЛОО - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личност­ных функций или востребование его субъектного опыта.

Описывая содержание субъектного опыта, И. С. Якиман­ская включает в него «...I) предметы, представления, понятия;

2) операции, приемы, правила выполнения действий (умствен­ных и практических); 3) эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы» (132, 73).

Понятие личностных функций» введено в педагогику В. В. Сериковым, который определяет их следующим образом: «Личностные функции - это в данном случае не характерен логические качества ее (последние, кроме некоторых, так называемых общечеловеческих, у людей могут и должны быть Разными), а те проявления,которые, собственно, и реализуют социальный заказ «быть личностью».

Вкачестветаковыхфункцийвыделим следующие: мотивации..., опосредования..., коллизии..., критики..., рефлексии..., смыслотворчества..., ориентации...., обеспечения авто­номности и устойчивости внутреннего мира..., творчески преобразующая..., самореализации...,обеспечения уровня духовности жизнедеятельности...» (102, 17).

В самом общем виде содержание названных функций осмысляется автором следующим образом:

А. МОТИВИРУЮЩАЯ - чтобы принимали и обосновывали свою деятельность.

Б. ОПОСРЕДУЮЩАЯ - личность опосредует внешние воздей­ствия и внутренние импульсы поведения; личность и изнутри не все «выпускает», сдерживает, придает социальную форму.

В. КОЛЛИЗИЙНАЯ - личность не приемлет полной гармонии, нормальная, развитая личность ищет противоречий.

Г. КРИТИЧЕСКАЯ - личность критична ко всяким предла­гаемым средствам, то, что навязывается, всегда вызывает протест.

Д. РЕФЛЕКСИВНАЯ -конструирование и удержание в созна­нии стабильного образа «Я».

Е. СМЫСЛОТВОРЧЕСКАЯ - личность постоянно уточняет, выверяет иерархию смыслов. Чем чаще задумывается, зачем живет, тем больше развита.

Ж. ОРИЕНТИРУЮЩАЯ - построение личностно - ориентиро­ванной картины мира, индивидуального мировоззрения.

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОНОМНОСТИ и устойчивости внутреннего мира.

И. ТВОРЧЕСКИ-ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ Творчество - форма существования личности. Вне творческой деятельности очень мало личности, любой деятельности личность придает творческий характер.

К, САМОРЕАЛИЗУЮЩАЯ - стремление обеспечить призна­ние своего «Я» окружающими.

3. Сущность ЛОО в соответствие с выше приведенными характеристиками личностных функций в технологическом аспекте раскрывается через создание условий для их акти­визации на основе личностного опыта переживания субъекта учения. Подчеркивается уникальность личностного опыта и его деятельностная природа.

Содержательно личностный опыт переживания обеспе­чивается за счет противоречивости точек зрения, несоответ­ствия иерархии смыслов, неоднозначности учебного текста, изменения статуса и др., задаваемых в условиях учебной

ситуации. По форме это могут быть: дискуссия, диалог, имитация жизненной ситуации, творческая задача и т.п.

Можно создавать различные условия для освоения эле­ментов культуры (знаний, способов деятельности, ценностей и т.п.), но только один способ - «выращивание» культуры в человеке - отвечает задаче его личностного развития.

философская парадигма, соответствующая такому подходу к организации обучения, формулируется как парадигма утверждения («affirmo»).

4. В качестве «единицы» понимания и проектирования обучения в рамках ЛОО рассматривается учебная ситуация. Подобный «масштаб» как бы снизу определяет требования к организации всех компонентов дидактической модели учеб­ного процесса. Однако это не означает подстраивания обуче­ния под уровень развития субъекта учения, а предполагает лишь законосообразность педагогической деятельности «природе» учащегося, востребованность его личности.

5. Стандарт образования в системе ЛОО - не цель, а сред­ство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы личностного развитияна разных ступенях обучения.

Кроме того, стандарт выполняет функции согласования ступеней образования и соответствующих требований к лич­ности.

6. Критериями эффективной организации ЛОО выступают параметры личностного развития. Их ориентировочный список у различных авторов приблизительно похож на перечень личностных функции, предлагаемый В.В.Сериковым. Однако все исследователи подчеркивают трудности в операционализации этих понятий и создании адекватной системы их диагностики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: