Собственно педагогический подход к использованию разработанной нами модели личностных механизмов заключается в том, что рассматриваемые в модели механизмы позволяют уточнить возможные основания классификации учебных предметов в контексте организации личностно-ориентированного обучения. Так, в отличие от традиционного деления предметов па естественнонаучные, физико-математические и гуманитарные в настоящей работе предлагается классификация, основанная на таком критерии, как «способ подачи-оспособление», т.е. в основании мы попытались отразить единство и взаимообусловленность дидактического препарирования учебного материала и особенностей его освоения учащимися с ориентацией на основные личностные механизмы развития и функционирования. Оказалось возможным выделить три группы предметов, которые условно мы обозначили как «структурно-ориентированные», «позиционно-ориентированные», «смысло-оиентированные». Названия достаточно условные и исключительно номинальные, не претендующие на логическую строгость. Общее психолого-педагогическое содержание каждой группы предметов заключается в преимущественной ориентации на метод презентации учебного знания, возможности этого знания быть представленным именно таким образом (например, по основанию аксиоматика-феноменология) и наличие таких личностных механизмов у ученика, которые бы «резонировали» учебному материалу и деятельности по его поводу.
|
|
Предложенная группировка учебных предметов задает определенный контекст организации обучения, его комплексно-методического оснащения, и психологические акценты, которые, на наш взгляд, более точно, чем традиционные подходы, реализуют идею личностно-ориентированного обучения.
Так, «смысло-ориентированный» способ организации обучения предполагает создание условий для вчувствования, проживания, переживания, т.е. тех условий, системообразующим фактором для которых выступает механизм персонализации («я-в-мире»). По методу организации учебной деятельности
- это эмоционально-личностный поиск смыслов, выработка и проживание ценностных отношений (59).
Группу «смысло-ориентированных» предметов составляют литература, все предметы искусства. «Смысло-ориентированный» способ организации обучения предполагает реализацию «себя-в-мире» в противовес, например, предметам группы «структурно-ориентированные», освоение которых предполагает как бы воспроизведение «мира-в-себе» на основе верифицированных схематизмов сознания. Со стороны субъекта учения освоение предметов данной группы предполагает вчувствование, вживание в предмет, пе-ре-живание (29) ситуации, причем, с акцентомне столько «ощутить», например, автора, сколько через него «ощутить» себя, «обозначая» себя, свои чувствования средствами, которые «дает», представляет автор в своем продукте творчества.
|
|
К предметам, освоение которых строится на «структурно-ориентированной» основе (под последним мы подразумеваем возможность жестко и однозначно - для учебного (!) предмета
- задать схематизм его организации, связанный, как правило, с аксиоматикой, типичные алгоритмы - без единой доли субъективизма - его презентации и освоения), относятся не только математика, физика, но и химия, география, биология, которые по традиционной Классификации относятся к другой группе предметов.
Освоение блока аксиоматических дисциплин предполагает создание условий для развертывания логики, рефлексии, отражения по типу «мир-во-мне». Системообразующим
фактором в данном случае, по-видимому, выступает механизм рефлексии. Психологически и методически акцент делается на интериоризации, тогда как в первом случае - на экстериоризации. По методу организации учебной деятельности это «квазиисследовательский» (В. В. Давыдов) поиск «нового»
знания.
К предметам группы «позиционно-ориентированных» относятся история, иностранный язык, юриспруденция и др.,т.е предметы, которые «приемлют» в своем изложении многозначность позиций, неоднозначность трактовок, определенную «размытость» утверждений и объемов используемых понятий и др. Это в какой-то степени означает, что эти предметы в научном отношении не «дотягивают» до «высокой науки» в кантовском ее понимании. На оси «эмпирические-теоретические» науки они скорее тяготеют к полюсу «эмпирические». Вхождение субъекта учения в эти науки предполагает определенную долю субъективности, пристрастности, наряду с видением достаточно определенного ее научного аппарата. По методу организации учебной деятельности - это коммуникативно-диалоговый и моделирующий поиск инструментальных ориентиров к имитируемой реальности (59).
На основе предложенной классификации можно выделить два аспекта операционализации проектирования педагогической технологии. Первый из них может быть представлен в следующей ориентировке;
а) «структурно-ориентированная» организация предметного знания предполагает акцент на основах концептуальных построений учебного предмета при отборе учебного материала; на алгоритмах действия при знакомстве учеников с ним и отработке ими «навыков» предметно-специфического
мышления;
б) «позиционно-ориентированная» организация предполагает акцент на феноменологии предмета и языках его описания при отборе содержания обучения, на ориентировочных Предметно-смысловых схемах при знакомстве учеников с содержанием и отработке умений «конфигураторного» (Г. П. Щедровицкий) типа;
в) «смысло-ориентированная» организация - при отборе содержания обучения ориентированого на вписывание личности в национальный и мировой культурный процесс; при знакомстве учеников с выделенным содержанием и «движении в предмете» - на создание ситуаций психологически адекватных их возможностям «опознания» себя в материале и формирование у них умений выражать себя.
Второй аспект проблемы разработки технологии личностно-ориентированного обучения может быть представлен ситуацией выбора (подбора) средств «специфического» обеспечения обучения с ориентацией на параметры личностного развития. Подобный выбор может осуществляться с использованием следующей таблицы:
Параметры личностного развития | Группы учебных предметов | ||
структурнориентир. | позиционно-ориентир. | смысло-ориентир. | |
мотивация | познават. интерес | точка зрения | ценности этические и эстетические |
рефлексия | основания рассуждений | сравнение позиций | выражение «Я» |
самостоятельность | аргументац. высказывай. | умение слушать | разнообразие выражения |
эмоции | истина | уважение позиции (добро) | красота |
Предложенная краткая интерпретация классификации учебных дисциплин позволяет предложить вариант психолого-дидактического анализа их предметно-методической презентации, которая по нашей схеме проектирования педагогической технологии составляет ее необходимый этап. Для наглядности нашего подхода в решении данного вопроса воспользуемся таблицей.
|
|
Содержательно методические аспекты | Типы учебных дисциплин | ||
организации обучения | структурно-ориентирован. | позиционно-ориентирован. | смысло-ориентирован. |
1. Содержание | |||
1.1. Уровень общности научных понятий | всеобщее | общее | единичное |
1.2. Соотношение предметно-спец., общелогического и предметно-личностного | предметно-спе-цифич. = общелогическому > предметно-личностного | предметно-спе-цифич. == общелогическому = предметно-личностного | предметно-спе-цифич.= предметно-личностному > общелб-гического |
1.3. Проблемность | «операционная» эвристики / \ алго- твор-ритм чество | «организационная» конформизм / \ конф- кон- ликт сенсус | «смысловая» знак / \ термин символ |
2. формы и методы | |||
2.1, Акценты и спец. упражнения | логика | социально-психологический тренинг | тренинг личностного роста |
2.2. Характер управления | формирование | ориентирование | стимулирование |
2.3. Самостоятельность | «квазиисследование (S- 0) | «кооперация» позиций, полей (S-S) | самовыражение (S) |
2.4. Характер объяснений | индукция-дедукция | создание условий для смены позиции, точки зрения... | создание условий для вчувствоваия, эмпатии, сопереживания |
2.5. Специфика презентации учебного материала | наглядно-образная | наглядно-действенная | образно-действенная |
2.6. «Базовая технология | задачная | коммуникативная | личностного роста |
3. Контроль | умений, навыков, способности ОБЪЯСНИТЬ | умений, навыков, способности ТОЛКОВАТЬ | умений,навыков, способности ПОНИМАТЬ |
Понятно, что вписанные в клеточки характеристики фиксируют лишь ПРЕИМУЩЕСТВЕННУЮ ориентацию возможной предметно-методической презентации учебных предметов. Ниже будут даны развернутые иллюстрации некоторых характеристик вплоть до практической их реализации, из которых, на наш взгляд, можно легко будет «вычерпать» общий алгоритм конкретизации каждой характеристики.
|
|
Вместе с тем, говоря о предметно-методической презентации учебных дисциплин, мы практически ничего не сказали об ученике, который, естественно, в системе организации личностно-ориентированного обучения является ключевым звеном. Поэтому следующий шаг - анализ условий и средств, обеспечивающих адаптацию названных выше характеристик к особенностям развития учащихся.