Уровень автомобилизации разных стран не одинаков, но закономерности их насыщения автомобилями практически неизменны. Достоинства автомобиля как индивидуального средства передвижения в полной мере реализуются лишь при наличии развитой сети дорог с хорошим покрытием. В этом отношении город имеет преимущество перед сельскими районами, особенно в начальный период автомобилизации. Мировой опыт показывает, что в этот период большая часть выпускаемых автомобилей находится в городах. Город насыщается автомобилями довольно быстро, и последствия этого — трудности в организации стоянок автомобилей и исчерпание пропускной способности уличной сети города — ухудшают условия жизни в городе.
В дальнейшем уровень автомобилизации растет в основном за счет насыщения сельской местности. В результате уровень автомобилизации многих крупнейших городов мира значительно ниже средних показателей по стране, авт. на 1000 жителей:
В среднем по стране В столице
США............................................ 560 182
|
|
Великобритания.......................... 330 170
Франция....................................... 356 171
Япония......................................... 221 115
Венгрия........................................ ПО 137
СССР............................................ 49 68
Для современных городов средний уровень 170— 180 авт. на 1000 жителей, видимо, является предельным и обусловлен не только емкостью городской территории, но и в значительно большей степени трудностями использования автомобилей: сложностями со стоянками у торговых, административных и культурных комплексов в жилых районах; высокой степенью загрузки улиц; низкой скоростью движения в плотных транспортных потоках. Кроме этого, обостряется проблема охраны окружающей среды, что заставляет городские власти создавать препятствия дальнейшему увеличению числа автомобилей в городе.
В настоящее время уровень 180 авт. на 1000 жителей принят в качестве расчетного и для городов СССР.
Процесс автомобилизации меняет не только жизненный уклад людей, но и политику в областях организации движения, развития общественного транспорта и охраны окружающей среды. Характеристика процесса автомобилизации развитых западных стран представлена в табл. 2.1.
Процесс этот интернационален. Характерной особенностью его является обострение транспортных проблем города по мере возрастания уровня автомобилизации. Эти проблемы зарождаются при следующих значениях уровня автомобилизации, авт. на 1000 жителей:
Возникновение трудностей с организацией движе
ния.......................................................................... Более 10
Обострение проблем с обеспечением пропускной
способности улиц................................................ Более 30
|
|
Обострение экологических проблем, связанных с
эксплуатацией автомобилей................................. Более 100
Введение ограничений на использование автомо
билей...................................................................... Более 130
Возврат к преимущественному развитию общест
венного пассажирского транспорта........................ 200—250
Анализируя опыт автомобилизации капиталистических стран, следует принять во внимание, что резкое обострение транспортных проблем в крупных и крупнейших городах вызвано не только чрезмерным числом автомобилей, но в значительной степени социальной структурой этих городов и самой капиталистической системой. Самым опасным конкурентом для автомобильных концернов является общественный транспорт. Неразвитость общественного пассажирского транспорта заставляет жителей города использовать автомобиль. Характерно, что в городах с развивающейся системой городского общественного транспорта число автомобилей на 1000 жителей уменьшается.
В наших условиях планового развития городов и первоочередного развития общественного городского транспорта можно исключить возможность появления ряда нежелательных последствий автомобилизации. Это прежде всего относится к устранению возможной перегрузки магистральных улиц города и его центра. Сейчас уже установлено, что при уровне загрузки улицы более 0,6 владельцы автомобилей предпочитают ездить на работу на общественном транспорте. Это является признаком того, что даже при предельном Уровне автомобилизации города интенсивность движения на улицах можно уменьшить за счет развития общественного пассажирского транспорта. При таком развитии городского движения трудовые поездки, определяющие подвижность населения, можно осуществлять на общественном транспорте, а личный автомобиль остается Для поездок за покупками и на отдых. При решении проблем стоянок автомобилей в жилых районах уровень автомобилизации горо-Да при развитом общественном пассажирском транспорте может быть и выше 180 авт. на 1000 жителей.
Таблица 2.1
Уровень автомобилизации, авт. на -1000 жителей | Страна | Годы | Возникающая ситуация, меры для решения проблемы |
0,2 8 10 25 30 80—100 100 130 195 250 250 260 320 360 550 30 | Великобритания Германия США Италия США Великобритания, Швеция США Великобритания США ФРГ США, Великобритания ФРГ Италия Япония, Канада, Великобритания Швеция США США | 1926-1932 1913 1955 1917 1955— 1960 1926 1961 1955, 1965 1974 1974 1972— 1978 1957 | В г. Лондоне произошло первое дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом Разработан план строительства 6300 км автомагистралей Оборудован первый автоматический светофор в г. Кливленде Развитие строительства автомагистралей Первая «зеленая волна» для регулирования движения в г. Солт-Лейк-Сити Обострение транспортных трудностей в крупнейших городах. Ухудшение окружающей среды, строительство городов-спутников Строительство первой полной транспортной развязки «клеверный лист» Создание правительственной комиссии по улучшению влияния автомобиля на развитие города и окружающую среду Разработаны первые транспортные планы городов Тульса, Литл-Рока. Принят акт федеральной помощи строительству городских дорог Усилия по созданию пешеходных зон в городах Констатация того, что общественный транспорт ликвидирован в большинстве городов с населением 100—150 тыс. чел. Затруднения для неимеющих автомобили Усилия по укреплению общественного транспорта. Разработка единой транспортной системы г. Мюнхена. Строительство скоростного трамвая, метро в нескольких городах На конференции породнившихся городов принята «Болонская декларация», констатировавшая, что одним дорожным строительством транспортную проблему в городах не решить. Нужен комплекс организационных мер Разработаны и реализованы системы автоматизированного управления движением транспортных средств для крупнейших городов, регионов Созыв международной конференции по проблемам восстановления утраченных позиций общественного транспорта Разработан план строительства до 1972 г 65 000 км новых автомагистралей. Цель — соединить ими все города с населением 50 000 чел. У 20% семей нет автомобилей. Политика возрождения общественного транспорта |
|
|